Найти в Дзене

Вокальные режимы

Оглавление

Знакомство с 4 вокальными режимами

Что общего у оперного певца и певца-пигмея и каковы различия в том, как они используют голос? Как бы сильно ни отличалась друг от друга их вокальная техника, музыкальный стиль и окраска звука, инструмент всё равно один и тот же. По этой причине я всегда считала, что должен существовать работающий вокальный принцип, которому подчинено всё звукоизвлечение. И, исследуя этот принцип, можно также обнаружить общую структуру, охватывающую все звуки, которые может воспроизвести голос.

После многих лет исследований мне удалось найти эту общую структуру! Сегодня эта структура оформлена в простую и понятную систему, позволяющую получить любой вокальный звук. Все звуки, которые я слышала, независимо от музыкального стиля, можно классифицировать и организовать в одну и ту же чёткую систему.

Важным шагом было разделить вопрос, и раскрыть каждый отдельный фактор индивидуально, например, гласную, высоту звука, громкость и характер. Попутно также возникла необходимость переопределить некоторые термины и исключить другие, поскольку они были слишком ограничивающими с точки зрения стиля, просто бесполезными или сбивающими с толку при практической работе. В качестве замены мы ввели новые термины, которые подходят для всех музыкальных вкусов и стилей; например, количество «металла», определяющее «четыре вокальных режима».

Основой этой системы являются четыре вокальных режима (определяемые количеством «металла»). Эти вокальные режимы используются всеми певцами во всех музыкальных стилях во всем мире и во все времена, по крайней мере, ещё в самых ранних звукозаписях. Тот факт, что воспроизведение любого звука, любой вокальной техники и любого стиля пения покрывается четырьмя вокальными режимами и подчиняется одним и тем же правилам, является для меня подтверждением того, что вокальные режимы составляют основу работы голоса.

Зная преимущества и недостатки каждого вокального режима, мы имеем представление обо всех возможностях голоса, чего нам до сих пор не хватало. Мы нашли инструкцию для голоса. Это тайная карта сокровищ, которая может указать нам путь туда, куда мы хотим идти, и которая может выявить ловушки, чтобы мы могли избежать любого риска перенапряжения голоса. Мы обнаружили дорожки в голосе и теперь можем ориентироваться с помощью карты или краткого описания. Когда певцы соблюдают набор правил для четырёх вокальных режимов, а также учитывают их индивидуальные преимущества и недостатки, они могут воспроизводить все звуки и технично, свободно переходить в любой музыкальный стиль и выходить из него, избегая при этом вокальных проблем.

Металлический звук

Чтобы понять концепцию разделения звука голоса на четыре вокальных режима, вы должны выделить количество «металла» в звуке. Некоторые звуки имеют более металлический оттенок, чем другие. Все певцы, выступающие во всех музыкальных стилях, поют с металлическим звуком, хотя звучат по-разному. Например, поп/рок-певец использует более отчетливый металлический звук, чем классический певец. ЯВНЫЙ металлический тон можно назвать более жёстким, более грубым или прямым звуком. В поп/рок-музыке часто используются явные металлические звуки, в то время как металлические звуки в классическом пении труднее распознать, поскольку они «прикрыты» или замаскированы классическим звучанием. Звук металла может варьироваться, но громкость часто остаётся относительно высокой.

Есть разное количество металла; металл можно убрать или сделать более или менее отчётливым. Следовательно, мы различаем неметаллические, полуметаллические и полнометаллические звуки.

Обсуждая различное количество металла в голосе, удобно говорить о звуках в различных областях: неметаллической области, области с уменьшенным количеством металла и области с преобладающим количеством металла.

На графике можно видеть зависимость количества металла от громкости на заданном тоне в средней части диапазона. Количество металла меняется справа налево: 100% (полный) металл справа (показано большим количеством вертикальных чёрных полос) и левее – уменьшенное количество (меньше полос). Когда металла больше 50%, говорят о преобладающем количестве металла, когда металла от 50% до 1%, говорят об уменьшенном количестве металла, а когда металла нет, звук называется неметаллическим. Чем более металлический звук, тем громче он может звучать в средней части диапазона. Обратите внимание, что зависимость громкости от количества металла меняется в различных частях диапазона.

-2

Вокальные режимы

Я классифицировала эти неметаллические, полуметаллические и полностью металлические звуки на различные «передачи» или методы, называемые «вокальными режимами». Таким образом, все звуки можно разделить на четыре основных режима:

-3

Режимы и количество металла в них можно описать так:

-4

В то время как неметаллический эквивалент соответствует Нейтральному режиму, а полуметаллический – Кёрбингу, полностью металлический подразделяется на Овердрайв и Эдж. С этого момента я буду чаще ссылаться на названия вокальных режимов, а не описывать их «металличность».

Обучение металлическим режимам

У большинства певцов в западном мире нет проблем с поиском мягких, неметаллических звуков, поскольку они являются важной частью западной музыки и, следовательно, западного музыкального образования. Неметаллические звуки преподаются в школе и в рамках обычного, доступного обучения.

Многие певцы боятся отчетливо металлических звуков, потому что их ошибочно предостерегли против такого рода звуков. Раньше многие думали, что явные металлические звуки опасны и вызывают повышенный риск повреждения голоса. Эта теория была категорически отвергнута много лет назад, поскольку металлические звуки использовались во всех стилях пения и во все времена. Просто не все осознают элемент металла в голосах. Металлические звуки не более опасны и вредны для здоровья, чем неметаллические звуки.

Сегодня обучение металлическим звукам и четырём режимам доступно каждому (например, с помощью этой книги), а не только профессиональным певцам. Изучение вокальных режимов должно включать в себя как преимущества и ограничения различных режимов, так и общие меры предосторожности, которые следует принимать.

Каждый режим имеет разные характеристики, преимущества и ограничения, связанные с громкостью, использованием гласных, высотой и окраской звука. Каждый из этих режимов следует выбирать и использовать с осторожностью, поскольку некоторые режимы облегчают воспроизведение определенного звука, а другие – усложняют его. Другими словами, легче достичь цели, если хорошо понимать правила, которым подчиняется голос.

Все используют металлические звуки

Нет причин бояться металлических звуков; они так же естественны для голоса, как и неметаллические звуки. Фактически, металлические режимы используются в повседневной жизни гораздо чаще, чем неметаллические. Даже первые крики новорожденного ребенка носят металлический характер. Для ребенка быть услышанным – это вопрос выживания, поэтому металлические режимы очень подходят для этой цели, поскольку они всегда сигнализируют о сильном желании быть услышанным.

Металлические режимы чаще всего можно услышать, когда громкость превышает нормальный уровень речи. Например:

  • класс школьников на перемене (Овердрайв и Эдж);
  • злобные крики (Овердрайв);
  • кто-то стонет, например, от боли в животе (Кёрбинг);
  • пронзительные крики (Эдж);
  • люди кричат (Овердрайв);
  • продавцы на рынке привлекают клиентов (Овердрайв);
  • кто-то кого-то ругает (Овердрайв и Эдж);
  • плач ребенка, особенно истерический (Кёрбинг и Эдж).

Отчётливые металлические звуки являются частью почти любой народной музыки, например:

  • болгарское женское хоровое пение (в основном, Кёрбинг и Эдж);
  • пение фламенко (в основном, Овердрайв);
  • многие виды традиционного племенного пения африканского континента (в основном, Овердрайв);
  • многие виды традиционного арабского пения (в основном, Овердрайв и Эдж);
  • многие виды традиционного и церемониального пения в Китае (в основном, Кёрбинг и Эдж).

Даже западная классическая музыка, которая пытается избежать отчётливых металлических звуков, использует металлические режимы. Однако их сложнее распознать, поскольку они «прикрыты» классическим звучанием, например:

  • мощные высокие ноты драматического тенора (Эдж);
  • мощные ноты женских классических/оперных певиц в средней части диапазона (Кёрбинг);
  • низкие мощные ноты женских классических/оперных певиц (Овердрайв, Кёрбинг);
  • мощные ноты классических/оперных певцов-мужчин (Кёрбинг и Овердрайв).

Переходы между режимами

Переключение между режимами и, следовательно, степенью металла во время пения и разговора является нормальным. Эти изменения могут происходить быстро, слышно или неслышно, в пределах коротких музыкальных фраз или даже в пределах одного слова. Сознательный контроль над изменением режима позволяет певцу получить практически любые грани звука, которые он может пожелать. Бессознательные изменения, напротив, приводят к непроизвольным срывам в голосе и часто являются частичной причиной проблем с голосом и технических ограничений.

Продолжить чтение >>>

На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK