Найти в Дзене

Высота звука (регистры)

Оглавление

Регистр – это определенный диапазон нот. Регистр – это искусственное название области высоты звука, которое не имеет ничего общего с громкостью, звучанием голоса или тем, как вы поёте. Я видела, как многие певцы путались в термине «регистр», потому что один и тот же термин используется в самых разных значениях. Некоторые говорят о высоте звука, когда говорят о регистре, некоторые говорят об окраске звука, а некоторые говорят о громкости. Поэтому во избежание путаницы я предпочитаю не использовать термин «регистр». Если я имею в виду высоту звука, я использую «высота звука», если я имею в виду громкость, я использую «громкость», а если я имею в виду окраску звука, я использую «окраска звука».

Голосовые связки работают как резиновые ленты. Чем больше они растягиваются, тем более высокие ноты вы сможете спеть. Как на резинке нет переходов и разрывов, так нет переходов и разрывов в голосе. Различные срывы (брейки) и переходы, которые могут чувствовать певцы, происходят из-за изменений вокальных режимов, а не изменений в регистрах. Но требуется время, чтобы развеять старый миф о том, что нежелательные брейки происходят из-за изменений в регистре. Поэтому многие певцы тратят непропорционально много времени на выравнивание воображаемых изменений регистров. Это пустая трата времени. Деление на регистры – это всего лишь название искусственного разделения диапазона, и оно не имеет ничего общего с использованием голоса (более подробно о нежелательных брейках см. в разделе «Устранение непреднамеренных вокальных брейков»).

Таким образом, регистры НЕ являются названиями звуков. Различная высота звука не имеет определенного характера звука. Например, нота А3 может исполняться в различных вокальных режимах и с разными звуковыми окрасками, но при любом звучании она все равно располагается в нижней части диапазона у женщин и в средней части диапазона у мужчин. Только высота звука может сказать вам, в какой части диапазона (регистре) вы находитесь, а НЕ звук.

Диапазон человеческого голоса чаще всего делят на пять частей (регистров). Некоторые делят диапазон на 2, 3, 4 или 7 частей. Каждая часть диапазона имеет своё название.

Чтобы избежать путаницы, которая слишком долго беспокоила певцов, впредь я буду избегать использования слова «регистр» и буду ссылаться только на фактическое значение этого слова, а именно на «высоту звука»:

  • Вместо «субрегистра» я буду использовать термин «предельно низкая часть диапазона».
  • Вместо слова «грудной голос» я буду использовать термин «нижняя часть диапазона».
  • Вместо слова «смешанный регистр», «микст» я буду использовать термин «средняя часть диапазона».
  • Вместо «головного голоса» или «фальцета» я буду использовать термин «верхняя часть диапазона».
  • Вместо «свисткового регистра» или «высокого фальцета» я буду использовать термин «предельно высокая часть диапазона».
-2

Предельно низкая часть диапазона

(также известна как «субрегистр»): для женщин ниже C3 и для мужчин ниже C2. #358 **

Предельно низкая часть диапазона находится ниже нижней части диапазона. В этой части диапазона голосовые связки вибрируют медленно и, возможно, издают очень мало звука при каждой второй вибрации, в результате чего нота звучит на октаву ниже. Использование этой части диапазона можно услышать на небольшом острове у побережья Бахрейна, где ловцы жемчуга во время длительных рейдов по добыче жемчуга поют ноты в предельно низкой части диапазона, а для верхней партии нанимаются профессиональные певцы. Эту часть диапазона можно тренировать, как и все.

Нижняя часть диапазона

(также известна как «грудной регистр»): для женщин − ниже C4 и для мужчин − ниже C3. #359 **

Голосовые связки не нужно сильно растягивать, чтобы дотянуться до нот этой части голоса. В нижней части диапазона появляется резонанс в груди. Положив одну руку на грудь во время пения, вы можете почувствовать резонанс в груди как жужжание. Голосовые связки короткие, толстые, расслабленные и в закрытой фазе вибрируют «во всю ширину».

-3

Средняя часть диапазона

(также известна как «смешанный регистр», «микст»): для женщин от C4 до C5 и для мужчин от C3 до C4. #360 **

В этой части диапазона голосовые связки растягиваются для достижения более высоких нот, а резонанс постепенно покидает грудь и заменяется резонансом в голове (см. раздел о верхней части диапазона). Приложив руку к груди, вы можете почувствовать, как в этой части диапазона снижается грудной резонанс. Эта часть голоса также известна под французским термином «voix mixte». Здесь голосовые связки растягиваются, становятся тоньше и уже не вибрируют во всю ширину в закрытой фазе.

Верхняя часть диапазона

(также известна как «головной регистр» для женщин или «фальцет» для мужчин): для женщин от C5 до C6 и для мужчин выше C4. #361 **

В этой части диапазона голосовые связки ещё больше натянуты. В высокой части диапазона грудной резонанс полностью заменяется резонансом в голове. Вы не можете ощутить резонанс в голове так же отчетливо, как в груди, но в некоторых случаях может возникнуть ощущение, будто голова «звенит». Многие преподаватели вокала называют это пением «в маску» и т. д. Голосовые связки растягиваются и становятся тоньше.

Предельно высокая часть диапазона и флажолет

(также известна как «свистковый регистр» или «регистр флажолет» для женщин; или «фальцет» или «высокий фальцет» для мужчин): для женщин выше C6 и для мужчин выше C5. #362 **

Эту часть голоса можно тренировать, как и все остальные.

Флажолет

После появления в CVT понятия «насыщенность» термин «флажолет» в методике более не присутствует, а приведённый ниже раздел «переехал» и теперь описывает изменение характера колебания голосовых связок при уменьшенной насыщенности.

Предельно высокие ноты (выше верхней «До») (C6 для женщин, C5 для мужчин) создаются повышенным мышечным напряжением, исключающим вибрацию частей голосовых связок. Это называется «вокальный флажолет» или просто «флажолет». При этом обычно вибрирует только передняя часть голосовых связок. Во флажолете связки вибрируют не по всей длине, а на более коротком участке спереди, который можно увеличивать или уменьшать. Эффект – более быстрые вибрации и, следовательно, более высокие ноты.

Это похоже на то, что делают гитаристы, когда они касаются струны точно посередине; струна становится вдвое короче и колеблется с удвоенной частотой. Звук становится на октаву выше. Это называется «флажолет».

Чтобы петь выше верхней «До», нужно использовать флажолет. Без флажолета эти ноты не достать. Однако большинство певцов не понимают, как использовать флажолет в предельно высокой части диапазона. Если вы используете правильную технику, голос автоматически будет использовать флажолет в предельно высокой части диапазона.

-4

На рисунке первые три изображения иллюстрируют растяжение голосовых связок по длине. По мере того, как нота становится выше, голосовые связки удлиняются, на верхней «До» связки перестают вибрировать по всей своей длине, позволяя обычно вибрировать только передней части. Это создает более быстрые вибрации и, следовательно, более высокие ноты. Чем выше нота, тем короче становится вибрирующая область спереди.

Ниже верхней «До» можно петь как в полную длину связок, так и флажолетом. Для голосовых связок не опасно петь флажолет ниже верхней «До», но это может вызвать потенциальные проблемы или путаницу. (См. «Использование вокального флажолета ниже верхней «До»» или «Устранение проблемы расщепления голоса»)

Флажолеты есть у всех мужчин, но возможно, что не у всех женщин есть эта часть диапазона. Если в какой-то момент взрослой жизни женщина достигла нот выше С6, значит эта часть диапазона у неё есть. Эту часть диапазона можно тренировать, как и все остальные. У мужчин эта часть диапазона называется либо «фальцетом», либо «высоким фальцетом». У женщин эту часть также называют «свистковым регистром» или «регистром флажолета».

Использование флажолета

Выше верхней «До» вам придётся использовать флажолет. Как его тренировать, описано в разделе «Тренировка предельно высокой части диапазона».

Ниже верхнего «До» можно петь либо в полную длину связок, либо во флажолете. Для голосовых связок петь на флажолете ниже верхнего «До» не опасно, но это может вызвать потенциальные проблемы (см. «Использование флажолета ниже верхнего «До»» или «Устранение проблемы расщепления голоса»).

Краткое содержание

  • Регистр – это просто название определенного диапазона нот; это не имеет ничего общего со звуком голоса или тем, как вы поёте.
  • Различные срывы (брейки) и переходы, с которыми могут столкнуться певцы, связаны с изменениями вокальных режимов, а не со сменой регистров.
  • Предельно низкая часть диапазона также известна как «субрегистр».
  • Нижняя часть диапазона также известна как «грудной регистр».
  • Средняя часть диапазона также известна как «смешанный регистр», «микст».
  • Верхняя часть диапазона также известна как «головной регистр» для женщин и «фальцет» для мужчин.
  • Предельно высокая часть диапазона также известна как «свистковый регистр» для женщин и «(высокий) фальцет» для мужчин.
  • Чтобы достичь нот выше верхнего «До», вам необходимо использовать флажолет.
  • Использование флажолета ниже верхнего «До» может вызвать потенциальные проблемы или путаницу.

** #358 - 362: Чтобы не путать регистр и звук голоса, в этих аудио примерах преобладает звук фортепиано. Голос на заднем плане добавлен только для того, чтобы облегчить определение высоты звука.

Продолжить чтение >>>

На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK