Тренировка предельно низкой части диапазона
Предельно низкую часть диапазона проще всего тренировать с помощью тванга и Эджа (см. «Тванг» и «Эдж»). Примените в ноте настолько много тванга, насколько это возможно, и старайтесь сохранить полностью металлический звук, постепенно спускаясь ниже по диапазону. В какой-то момент вы, скорее всего, потеряете полный металл (Эдж), но продолжайте тренироваться с как можно более явным твангом и используйте много поддержки. Вы почувствуете, как низкие ноты постепенно становятся сильнее, и в определенный момент вы сможете достичь их в Эдже. Это означает, что вы используете явный тванг как инструмент, чтобы отработать путь вниз по высоте звука, и когда ноты будут достаточно отработаны с твангом, вы сможете исполнить их полнометаллическим звуком (Эдж). Практикуйтесь как можно ближе к центру режима (см. «Устранение вокальных проблем»). Будьте терпеливы, работа с очень низкими нотами требует большой аккуратности. Убедитесь, что ноты не причиняют боли и не вызывают дискомфорта. #52
Тренировка предельно высокой части диапазона/использование флажолета
Практикуйте ноты выше верхней «До» так же, как и любые другие ноты. Начните практиковать ноты с удобной высотой звука и убедитесь, что каждая нота находится в центре режима, а затем продвигайтесь вверх, используя чёткие, резонансные ноты с хорошей поддержкой. Обязательно поднимайте гортань и используйте тем больше тванга, чем выше нота. Когда вы достигнете C6 для женщин и C5 для мужчин, продолжайте в том же духе. Таким образом, вы постепенно, без срывов и изменений, переходите к предельно высокой части диапазона. Практикуйте высокие ноты так же, как и другие ноты. Пойте гаммы и интервалы до тех пор, пока не отработаете точные степени поддержки, необходимые для достижения свободных и ничем не ограниченных нот, а также для предотвращения зажима. #53
Выше верхней «До» используется флажолет, чтобы достичь нужных нот. Вам не нужно делать ничего особенного, чтобы получить флажолет; он появляется автоматически, когда вы поёте ноты выше верхней «До». Только убедитесь, что вы используете правильную вокальную технику и много тванга при пении в предельно высокой части диапазона. Некоторые певцы воспринимают флажолет как новый способ звукоизвлечения. Флажолет может вызывать ощущение, будто вы говорите, но при этом сильно втягиваете нёбо внутрь. Попробуйте представить себе высокую ноту, «исполняемую внутрь» на гласной «ОО». (NB: это всего лишь ощущение; не пойте на вдохе). Прочувствуйте это ощущение и теперь попробуйте спеть с этим ощущением ноту выше С6 для женщин и выше С5 для мужчин. Чем выше нота, тем больше вы должны усиливать это ощущение. Почувствуйте, какая поддержка и тванг нужны отдельным нотам, и практикуйте необходимые степени поддержки и тванга, пока не начнёте автоматически применять их.