По моему опыту, 95% всех технических проблем возникают из-за неправильного использования режимов. Таких проблем можно избежать, понимая преимущества и соблюдая ограничения режимов. Это не только позволяет избежать большинства ошибок, но и оптимизирует использование режимов там, где они работают лучше всего и дают лучший звук (например, см. «Устранение непреднамеренных вокальных брейков»).
Любой выбор режима должен быть осознанным решением артиста, а не результатом недостатка технических знаний или бессознательной привычки переключаться между режимами. Хорошее представление о режимах позволит вам быстро выбрать правильный вариант для того, что вы хотите спеть. Подробное знание режимов, их преимуществ и ограничений должно помочь вам разнообразить свою выразительность, решить технические проблемы с вокалом и избежать технических ограничений.
Центр режима самый здоровый
Каждый режим имеет базовое положение, в котором он работает лучше всего. Это то, что я называю «центром режима». Под центром режима я подразумеваю нахождение точного положения режима, при котором преимущества и ограничения режима учитываются и соблюдаются. При достижении границ режима возникает зажим, который может привести к перенапряжению голоса. Этого можно избежать, если петь в центре режима. При пении в центре режима техника абсолютно правильная и зажимов можно избежать. Если мышцы-констрикторы уже активированы, пение в центре режима освободит их таким образом, что голос снова сможет работать свободно (см. «Программа экстренной помощи»).
Вокруг центра режима имеется «граничная зона». Когда вы поёте в граничной зоне, различные позиции слегка изменяются, возможно, для достижения определённых изменений в характере, гласных или громкости; однако вы всё ещё находитесь пределах режима (см. рисунок). Размер «граничной зоны» и возможностей внутри неё варьируются от режима к режиму. Например, в Нейтральном режиме «граничная зона» велика и имеет множество возможностей для изменения. Однако в Эдже зона небольшая и возможностей для вариаций очень мало. Пение за пределами «граничной зоны» сопряжено с серьёзным риском потери голоса. Чем больше вы поёте точно в центре режима, тем лучше вы будете защищены от неправильного использования голоса. Чем дальше вы уходите от центра в пределах «граничной зоны», тем больше энергии поддержки требуется и тем выше риск. Более того, чем выше ноты, которые вы поёте, тем меньше становятся граничные зоны, оставляя всё меньше и меньше возможностей для изменений.
Таким образом, здоровая и правильная техника характеризуется тем, что большая часть звукоизвлечения совершается в пределах «граничной зоны» режима и, насколько это возможно, в центре режима.
Настройка режимов через образы и ощущения
Вы можете думать о режимах как о четырёх передачах автомобиля. Только когда передачи переключаются правильно, автомобиль может двигаться без усилий. Аналогично, только когда вы находитесь в центре режима, вы можете петь, не мешая голосу. Каждая «передача» (или режим) имеет соответствующую степень металла: неметаллический (Нейтральный), полуметаллический (Кёрбинг) или полностью металлический (Овердрайв и Эдж).
По мере продвижения по «передачам» звук становится более металлическим, и вы сможете добиться большей громкости; чем ниже передача, тем тише звук. Например, добавить воздух в голос можно только на самой низкой передаче (Нейтральный режим). НЕ добавляйте воздух на других передачах (Кёрбинг, Овердрайв или Эдж). ДАЖЕ ПОПЫТКА этого может привести к серьёзному зажиму.
Соблюдайте ограничения режимов
Чтобы свободно переключаться между режимами, вы должны знать границу каждой «граничной зоны», то есть насколько вы можете изменять гласные, окраску и громкость звука. Кроме того, вы должны иметь возможность контролировать постепенный переход от одного режима к другому. Такой переход может включать использование третьего режима (см. «Вспомогательный режим»). Певец должен уметь заменить один режим другим, прежде чем достигнет пределов первого режима. Иногда необходимо изменить режим просто для того, чтобы иметь возможность продолжать петь такой же звук на более высоких нотах.
Распознайте режимы
Певец, который правильно научился менять режимы, будет звучать так, будто для режимов не существует никаких правил или ограничений, но они есть! Певец производит такое впечатление просто потому, что он знает правила, постоянно осознает ограничения каждого режима и избегает их, позволяя себе свободно перемещаться между ними, не вызывая зажимов.
Важно, чтобы певцы и преподаватели вокала могли распознавать режимы, чтобы знать, какие правила и ограничения следует соблюдать. Некоторые вещи, которые вам нужно сделать в одном режиме, чтобы обеспечить хорошее звучание голоса, вполне могут вызвать перенапряжение в другом режиме. Следующий пример демонстрирует, как использование неправильных правил в определённом режиме может нанести ущерб голосу.
Случай из практики
Самоучка и очень талантливая кантри-певица с многолетним опытом, включающим огромное количество концертов, несколько лет не пела, потому что однажды решила брать уроки, чтобы начать петь «правильно» и «исправить» некоторые технические ошибки. Она обратилась к преподавателю классического вокала, который научил её тому, что для ухода за голосом ей не следует задействовать мышцы горла, а следует петь в более расслабленной манере. Постепенно её техника развалилась, и через некоторое время она уже думала, что не сможет петь. Она консультировалась с другими учителями и получала другие советы, как расслабить свой голос, но её пение становилось всё хуже и хуже, и в конце концов она бросила петь.
Признаюсь, я забеспокоилась, когда услышала, как она поёт. Трудно было расслышать, что она когда-либо пела профессионально и отработала такое огромное количество концертов. Мы начали работать над обеспечением правильной поддержки, отчасти потому, что поддержка очень важна, но также и для того, чтобы не дать ей сосредоточиться на травме, которую приносит пение. Её голос постоянно расщеплялся, из-за чего пение звучало более проблемным, чем было на самом деле. Это расщепление подсказало мне, что голос пытается издать металлический звук, но неправильным образом. Вот почему ноты не звучали.
Я спросила, могу ли я услышать запись её пения до того, как у нее возникли проблемы, и это подтвердило мою уверенность в том, что раньше она пела в Кёрбинге. Затем мы работали над восстановлением и совершенствованием Кёрбинга (см. «Кёрбинг»), от которого она пыталась избавиться в течение последних нескольких лет, полагая, что это разрушительный зажим. Певица теперь поняла, что Кёрбинг – это то, что она раньше называла «давлением на голос». Когда она перестала бояться «натяжения» и снова начала использовать его, приспосабливая к тому, что пела, её голос вернулся. Вместо того, чтобы расслабляться и проявлять осторожность, ей на самом деле нужно было работать физически усерднее и использовать больше энергии и поддержки, чтобы поддерживать «натяжение».
Используйте достаточную поддержку
Каждый режим требует своего количества физической энергии, и оно может варьироваться от певца к певцу. В целом можно сказать, что чем сложнее режим, тем больше поддержки и энергии требуется. Кроме того, некоторые ноты затрудняют использование определённых режимов. Это означает, что в пределах определённой высоты звука определённые режимы будет легко поддерживать, а другие сложнее. По сути, высота звука имеет тенденцию «тянуть» вас к более лёгкому режиму. Поэтому для поддержания режима, нежелательного для этого тона, требуются дополнительная сила и постоянная поддержка. Однако важно понимать, что энергия поддержки НЕ эквивалентна громкости. Например, для поддержания очень тихой («pp» или «пианиссимо») ноты требуется большая постоянная поддержка. Даже если ваша поддержка достаточно сильная, чтобы предотвратить смену режима, звук не обязательно должен становиться громче.
Пение требует энергии
Если не приложить достаточно энергии, будет невозможно достичь центра режима, и существует большая опасность перенапряжения голоса. Однако, когда вы достигаете центра режима, это является наиболее эффективным способом пения, что позволяет вам получить полную выгоду от используемой энергии. Таким образом, попадание в центры режимов облегчает пение, но, чтобы быть в состоянии выполнять такие физические задачи, важно быть в хорошей физической форме. Одна только физическая сила бесполезна для певца без хорошей техники. Кроме того, физическая сила не должна вызывать мышечное напряжение или неподвижность. Сила должна присутствовать, но не менее важно уметь расслаблять мышцы, когда они напряжены.
Наполнение режимов
Некоторые режимы имеют очень большую громкость, особенно когда вы находитесь в центре режима. Многие певцы боятся издавать слишком громкий звук, что затрудняет изучение режимов. Помимо знания режимов, вы должны уметь «наполнить их» своей индивидуальностью. Следовательно, часто необходимо работать над преодолением психологических барьеров против пения с определённой громкостью и звуковыми окрасами. Проще всего это делать, практикуясь в безопасных ситуациях, в которых «ошибки» рассматриваются как ничто иное, как шаги к получению контроля над режимами. Это может занять некоторое время, и вы должны быть готовы выполнить эту работу.
Отработка режимов
Большинство певцов предпочитают определённые режимы и используют их чаще, чем другие, но важно регулярно возвращаться к практике всех режимов, даже тех, которые вы контролируете лучше всего, в их наиболее безопасном варианте. Чтобы избежать ошибок, важно петь в центре режима и не примешивать элементы из других режимов. Также может быть разумным изучить режимы, которые вам не нужны в данный момент, отчасти для того, чтобы расширить ваши возможности, а отчасти для того, чтобы получить лучшее представление о режимах.
Навигация по главам режимов
В главах о режимах мы рассмотрим, где режимы работают лучше всего, позволяя максимально эффективно использовать затрачиваемую энергию, одновременно защищая голос от зажима.
Сначала я пройдусь по каждому режиму, дам советы, как найти центр режима. Затем я рассмотрю функцию каждого режима в отношении высоты звука, гласных, громкости и окраски звука, а также их возможностей в граничных зонах.
Для удобства навигации по главам они имеют одинаковую общую структуру:
- иллюстративный обзор режима;
- обзор с общей информацией;
- примеры певцов, которые используют/использовали этот режим;
- условия режима;
- как найти режим;
- как найти режим через образы и ощущения;
- как найти режим через звуки по аудио примерам;
- высота звука и режим;
- гласные и режим;
- громкость и режим;
- окраска звука и режим;
- режим в классическом вокале;
- упражнения в режиме;
- предостережения;
- непреднамеренные искажения.
В этой структуре есть небольшие изменения в зависимости от требований режима.
После этого я объясню, как выбрать тот или иной режим по разным критериям в зависимости от того, что для вас важно. На выбор режима влияют высота звука, гласная, громкость, окраска звука или их комбинация. Таким образом, вы сможете определить лучший режим, в котором будете петь.
Наконец, я расскажу о том, как плавно, безопасно и бесшумно переключаться между режимами.