В 1979 году начальником УВД Куйбышевского облисполкома становится Шарапов Василий Федорович. Ему присваивается специальное звание генерал-майора милиции. Я решил собрать воедино всё, что о нем известно. И увы... Оказывается, минимум информации. Потому не обессудьте- всё что есть...
Шарапов Василий Фёдорович родился 29 декабря 1924 года. После окончания школы милиции, начинал простым опером. В Хакассии. Хакасская автономная область тогда входила в Красноярский край.
1962-1968 - начальник Управления охраны общественного порядка - внутренних дел Хакасской автономной области (Красноярский край)
1975 - 1979- начальник Управления внутренних дел Исполнительного комитета Амурского областного Совета
1979 – 1985- начальник УВД Куйбышевского облисполкома. Присвоено специальное звание генерал-майора милиции.
В 1979 году Василий Фёдорович овдовел. Осталось двое детей от первого брака.
В 1986 году В.Ф.Шарапов женился на Галине Павловне Сокольниковой. Вдове куйбышевского журналиста, драматурга и сценариста ("Тревожные ночи в Самаре") Владимира Сокольникова. Галина Павловна- журналист, тогда капитан милиции (она осуществляла связь со СМИ в рамках политотдела УВД Куйбышевского облисполкома).
В семье Шараповых росло теперь трое детей (взрослые дети Василия Фёдоровича от первого брака и дочь Галины Шараповой от первого брака Елена, которую Василий Федорович воспитывал как родную).
Со временем получили жильё (двухкомнатную квартиру) в обкомовском доме на улице Вилоновской, 2 «а».
В 1985 году Василий Фёдорович уходит на пенсию.
Из рассказа Людмилы Бородиной:
- Василий Федорович Шарапов, в то время начальник областного УВД, овдовел в 45 лет. За год перед этим Галина Павловна тоже похоронила своего мужа.
Первый муж Галины был известным самарским журналистом и писателем. Именно Владимир Сокольников в соавторстве с Эдуардом Кондратовым написал «Тревожные ночи Самары», книжкой зачитывается уже не одно поколение наших земляков. А сама Галина закончила факультет журналистики МГУ, начинала работать в «Волжской коммуне», потом три года провела в декретном после рождения дочки. Именно тогда ее пригласили в сектор печати обкома партии и предложили пойти в милицию. Открывалась должность инструктора по печати политико-воспитательного отдела УВД.
Начинала в УВД в 1965-ом году с нуля: подобная работа в милицейских структурах раньше не велась, не у кого было спросить что и как, все изобретала сама. И вышло так, что более 20-ти лет имидж куйбышевской милиции определялся ею... Тогда она выпускала газету «Боевой страж», газета однажды заняла второе место в МВД СССР.
Вскоре после того, как Василий Федорович Шарапов заступил на должность, ее послали за обменом опытом по месту его прежней службы – в Красноярск. Там Шарапов был человеком-легендой. Еще опером внедрялся в банду, лично участвовал в раскрытии самых опасных преступлений. В Куйбышев его послали на повышение, присвоив звание генерал-майора. В Красноярске коллеги, узнав откуда гостья, только и говорили, что о Шарапове, показывали фото, вспоминали разные случаи… Просто заставили влюбиться. Да и не очароваться статным генералом было просто невозможно. Но симпатия оставалась симпатией. «Кто он и кто я?» Галина даже представить себе иного не могла.
Потом, уже когда он похоронил жену, вместе были на записи телевечера. Однажды попросил ее принести очередную книжку, поскольку уезжал в МВД и там хотел показать.
Галина Павловна Шарапова вспоминала: «Отдала книжку и пошла к выходу. Окна в кабинете открыты, а платья у меня было с крылышками, понимала, что смотрюсь. Почувствовала взгляд спиной». По возвращении генерал призвал ее снова. Тогдашний политрук Чернецов пытался предложить свои услуги: скажите, что нужно, я ей передам. «Пусть зайдет» — настоял генерал. Поздравил с удачной книжкой:
-Галина Павловна, не обидетесь, если я вам сделаю одно предложение,- начал генерал без обиняков.
-Ой! Смотря какое,- она и испугалась, и немного кокетничала, ну просто как женщина,- если только не увольняете меня…
-Нет,- он улыбнулся,- как вы смотрите на то, если я вас назначу… своей женой? Или кто-то есть у вас?
-Нет, никого нет,- Галина растерялась, но была, наверное, все же в тот миг на том самом седьмом небе…- Но ведь год еще не прошел со смерти вашей супруги.
-Я понимаю. Все решим после годовщины (смерти жены). Просто хочу, чтоб вы знали о моем предложении…
Позже она узнала, что была буквально просвечена особистами. Наводили справки даже о том, как отдохнула в «Дзинтари». Пришли к выводу – достойна стать генеральшей!
Летом генерал лег на обследование в госпиталь. Кто только его там, понятно, не навещал. Позвонил Галине: «Почему бы и тебе не прийти?». Она пришла, мама для этого случая испекла пирожков всяких. Вот тогда впервые люди стали догадываться…
А под Рождество Василий впервые пришел в гости к Галине, она жила с мамой и дочкой. В чемодане принес спортивный костюм, ну, чтоб по домашнему быть. Гостил вечерами, помогал по дому. На ночь уходил домой. «Лучше не было времени в моей жизни, считает Галина, как в песне: мама, дочка, ты и я». И через полгода привел Галину в свой дом, познакомил со взрослыми своими детьми. С собой разрешил взять только бигуди и зубную щетку. Еще полгода не регистрировались, испытывали себя.
Кто-то о женитьбе генерала настучал в МВД. Вызвали на ковер: почему женился на подчиненной? «Я на танцы не хожу, -объяснил он, — где ж мне знакомиться?». Надо было уволить, а потом жениться – высказался член коллегии МВД. Ситуацию несколько разрядил Чурбанов: «Надо было уволить и не жениться!». Все засмеялись. Но Шарапову все же перевели в горУВД, хотя она осталась в том же кабинете, где была. Василий предупреждал, что сейчас люди во все глаза будут смотреть за тобой. Старайся выполнять, что положено. Она обижалась: всегда так делаю…
-Счастливая я была женщина,- рассказывала Галина Павловна,-настолько он умел дать счастье. Было в нем-то что от вольных сибирских просторов, где родился, даже от декабристов, как я понимаю. Не терпел интриг, подковерной возни.
Из рассказа Юрия Левичева:
- Мы сидели на кухне в генеральской квартире… Мы, – это её хозяин, Василий Федорович Шарапов, генерал-майор милиции, бывший начальник УВД Куйбышевского облисполкома, года четыре находящийся в отставке, его супруга Галина Павловна, носящая уже лет восемь капитанские погоны, но так и не получившая до сего времени майора. И я,- недавний новичок в милиции, а теперь вот тоже получивший очередное, капитанское звание и вполне перспективный, как говорили некоторые, сотрудник.
Собрались у Шараповых в общем-то без причины… Мы с Галиной Павловной служили в одном подразделении и она сегодня в конце дня неожиданно предложила посидеть у них дома. Поговорить о жизни, порассуждать о событиях в стране, время-то интересное, конец 80-х… Вот и собрались… Но мне почему-то сразу после рукопожатия с хозяином показалось, что инициатором этой встречи была отнюдь не супруга Василия Федоровича.
Беседа «под коньячок» продолжалась неспешно… Больше говорил генерал…
Рассказывал о службе в далеком от Самары Красноярском крае. Там он начинал опером в уголовном розыске. С придыханием вспоминал природу Хакассии, где возглавлял милицию до перевода в Куйбышев в 70-х… Причем о засадах, погонях, задержаниях,- ни слова. Больше о людях, с кем сводила судьба.
– Ты понимаешь, вот не будет нас с тобой на службе полгода, никто кроме начальства и не спросит. А если участкового убрать с территории на это время, милицию бабки проклянут на скамейках, потом пятилетку не отмоешься… – С каждой фразой Шарапов распылялся всё больше…
Всё-таки, как они похожи,- очевидцы давних побед и поражений в великой войне, – мой отец, обычный краснофлотец, и милицейский генерал с поистине сибирским характером! Ни слова о себе… Только о тех, кто был рядом, кто верой и правдой служил Отечеству…
– А ты знаешь, Юра, как я эту квартиру получил? – вдруг спросил Шарапов.
Я отрицательно помотал головой… Хотя ничего сверхъестественного в генеральской квартире не было. Двухкомнатная, кухня большая, просторная прихожая, потолки высокие. Да, и в обкомовском доме на улице Вилоновской, 2 «а». Это сейчас в таких многие живут… А раньше запросы у руководителей были куда скромнее.
– Юра Чурбанов помог… Он был в Куйбышеве с инспекцией… Пригласил я его к себе на старую квартиру, посидели… А когда он в Москву уезжал, зашел к первому секретарю обкома и бросил невзначай, мол, что же вы начальнику УВД приличного жилья дать не можете. Ну, и уехал… Вот через неделю я и перебрался в эту… -
Постепенно разговор перешел в иное русло. Тогда было небезопасно откровенничать о роли опального министра Щелокова в укреплении системы органов внутренних дел в стране. А тем более об осужденном недавно зяте Брежнева Юрии Чурбанове. Но почему-то генерал выбрал в слушатели именно меня, а не кого-то другого.
– Никто не сделал для МВД больше, чем Щелоков и Чурбанов,- говорил Василий Федорович. Созданная Николаем Анисимовичем структура и система управления подразделениями до сих пор работает как часы. Реально повысили зарплату милиционерам только благодаря родству Чурбанова с Генеральным. За звания стали платить. Ты посмотри, Юра, сколько фильмов о милиции создали, сколько прекрасных книг написали. А ведь за каждым персонажем стоят люди! Реальные люди! Значит не дутый авторитет был у милиции. Значит верили нам люди!
– Что не спрашиваешь главного о Щелокове? – Абсолютно ясные глаза генерала смотрели, казалось, мне прямо в душу… – Уверен, оболгали Министра… А ушел он из жизни потому, что не мог допустить последующих унижений для себя, для семьи, для дела всей своей жизни. У него всегда было свое мнение на процессы в державе, которое отстаивал везде. Даже в Политбюро. Такая позиция должна быть и у тебя, Юра… И пусть её не поддержит начальство, но она должна у тебя быть! Иначе нашему милицейскому делу не выжить… Ты понял меня?
– Понял и запомнил, Василий Федорович! Накрепко запомнил… Только вот… – я слегка замялся… – Поборы, взятки, подношения,- как это к Чурбанову привязали?
– Так было… – генерал молчал какое-то время… – Только никакие это не взятки… Так всегда встречали и провожали гостей на Руси. То же и сейчас во власти… Ну, а о том что будет,- только цыганка скажет…
Еще при жизни Шараповы поменяли квартиру в обкомовском доме на более скромную. Надо было как-то и на что-то жить…
Из воспоминаний Юрия Левичева:
- Переехали они на Чапаевскую, такой был размен, где был магазин "Искусство". Впоследствии в том же доме, только в другой квартире жил и генерал Данков. Главное увлечение Шарапова, охота! Он часто выезжал в охотхозяйства с друзьями. Мог пропустить рюмку-другую, но обязательно в компании располагающей к доверительным отношениям. Знал меру, говорил всегда очень аргументировано. Крут был по характеру. Но отходчив. Не обижался на подчинённых за непроизвольные подставы. Взгляд со временем стал тёплым. Хотя на службе всегда смотрел оценивающе на человека.
«Только в нашей стране такое возможно, что генералы продают гаражи, чтоб лечиться»- воскликнула одна знакомая Шараповых, навестившая Василия Федоровича в больнице, когда он был уже тяжело болен. Свои зарплаты Галина и Василий тратили исключительно на поездки. Пока работали оба. Хотелось мир посмотреть. Путевки недешевы, это понятно, поездили, конечно, были в Индии, Малайзии, ОАЭ, Чехии, в других местах. На старость особо не скопили. Полагали, что главное – это награды Родины, коих у Шарапова множество, это уважение и память людская. Так и вышло.
Галина Павловна Шарапова вышла на пенсию в 1992 году в звании майора милиции. Галина Шарапова стала пионером многих начинаний, направлений и форм работы со СМИ. Она готовила листовки-плакаты о лучших милиционерах, писала очерки о погибших героях правопорядка, публиковалась в газете УВД Куйбышевского облисполкома «Боевой страж» и организовывала телевизионные вечера «Следствие ведут куйбышевские знатоки», «Страны своей ровесница». Она же вела рубрики «Будни милиции», «Человек, общество, закон» в областных газетах. В 1989 году по инициативе руководителя группы по взаимодействию со СМИ Галины Шараповой создается газета «Право» - издание, посвященное правоохранительной тематике
Василий Федорович Шарапов скончался 5 февраля 2004 года.
Когда умер, деньги собирали на похороны и в Красноярске, и в Хакасии, где еще раньше работал... Там люди добровольно складывались в память о достойном человеке, прислали 52 тысячи.
Ветеран МВД, член Союза журналистов, бывший руководитель пресс-службы УВД Куйбышевского облисполкома майор милиции в отставке Галина Павловна Шарапова скончалась 12 апреля 2009 года.
Василий Федорович и Галина Павловна Шараповы покоятся рядом на Рубежном кладбище неподалеку от мемориала милиционерам, погибшим при пожаре 10 февраля 1999 года в Самаре.
ИСТОЧНИКИ:
- Юрий Левичев. Время и люди
- Людмила Бородина. Жена генерала Шарапова. Лав стори