Сегодня модно говорить, что телек никто не смотрит, лучшие сериалы – на стримингах или в пиратке, а телевизор и молодежь – понятия несовместимые.
Но что, если я скажу вам, что небезызвестный CW (Стрела, Сверхъестественное, Riverdale) – это американский эфирный канал?
Что «Остаться в живых», «Отчаянные домохозяйки» и «Новичок» с Нейтаном Филлионом – это проекты эфирного канала ABC?
И что Первый канал в России на протяжении последних двух десятилетий пытался привлечь молодых зрителей, а также за несколько лет до российских стримингов на потоке производить «умные» сериалы – но все это в итоге разбилось…
о сериал «Глухарь»?
Остров невезения как способ привлечения
Для начала предлагаю вернуться в далекий 2005 год, когда на Первом, с опозданием в год, показали первый сезон сериала «Остаться в живых».
Шоу обрело настолько большую народную любовь, что к финальному сезону его уже пытались показывать с минимальным опозданием от западной версии, а для рекламы шоу актеры сериала заговорили по-русски.
На Первом распробовали интерес молодежи к актуальным сериалам, и летом 2008 года, в традиционно мертвый сезон, запустили проект «Городские пижоны» - ночной формат, контент для которого подбирали на основе опросов, рейтингов скачивания сериалов в Сети и мнения блогеров.
В разное время на канале показывали сериалы «Офис», «Калифорникейшен», «Безумцы» и «Карточный домик». Не все из них продержались в эфире долго (тот же «Офис» быстро свернули), но некоторые стали народными хитами – типа «Шерлока» (который однажды слили в Сеть на русском быстрее, чем он вышел на Западе), «Обмани меня» и «Вспомни, что будет».
Для широкой российской аудитории это было самое близкое касание с актуальными мировыми сериалами разом (в 2008 году телеканал «Домашний» отменил показ «Доктора Хауса» после четырех сезонов).
Вертикальный передел
Помимо того, что закупать крупные зарубежные сериалы в период, когда каналы типа СТС начали свое производство, было дорого и рискованно, Первому каналу предстояло решить еще одну проблему. Дело в том, в том, что на Западе серии выходят раз в неделю (если только это не Нетфликс) — и соответственно, их так же надо было показывать и у нас.
Российский же зритель привык к показу сериала каждый день.
Первый канал попытался изменить эту привычку и в 2010-2011 годах внедрил так называемое вертикальное программирование: каждый день по новой серии очередного сериала. Плюс такого планирования – что, если что-то не пользуется популярностью, его можно поменять на что-то другое.
Я так смотрел в свое время «Терра Нова», «Убийство» и «Форс-мажоры». Первый оказался проходняком, зато второй ввел меня в прекрасный и радужный мир скандинавского детектива.
Оказалось, впрочем, что еще до этих сериалов канал запускал по схожей схеме четыре российских проекта – и держался за них до последнего, даже когда рейтинги были ниже, чем обычно на Первом.
Сегодня из тех проектов вспоминается разве что российская адаптация сериала «Побег» - кажущаяся кринжовой на тот момент, но сейчас все же выглядящая более серьезной попыткой, чем бесконечные «Не родись красивой!» и «Моя прекрасная няня».
Кстати, у нас есть статья про хорошие русские фильмы и сериалы ;-)
Когда продюсер Первого канала Константин Эрнст говорил о том, почему они прекратили вертикальное программирование, то связывал это с тем, что один канал в одиночку не способен поломать систему.
Но эксперты говорят еще и о том, что все попытки Первого собрать свою линейку сериалов перечеркнул успех нового на тот момент сезона «Глухаря».
Помните, был такой... «Глухарь»?
"Играй, гармонь" в "Ледниковый период"
В том или ином виде ночной эфир «Городских пижонов» продолжался до 2018 года, а со временем в него стали включать документалки, концерты и, например, коллекцию мультфильмов Pixar.
Получилось ли в итоге Первому привлечь молодую аудиторию?
Сложно сказать.
С одной стороны, сегодня первая ассоциация с Первым (простите) — новости, вечно молодая Екатерина Андреева и вечно орущий Артем Шейнин, "Давай поженимся!" и вот это вот все.
Вспоминается фрагмент из недавнего фильма, где засветилась Андреева )
С другой, попытки Первого сделать свое "интеллектуальное телевидение" не прекращаются вплоть до сегодняшнего дня (буквально на днях в эфир вернется ток-шоу "Закрытый показ", в рамках которого в свое время показывали "Призрака в доспехах", "Первый отряд" и Generation П).
Сериалы Первого канала — будь то "Триггер", "Метод" или сага о приключениях майора Черкасова — еще способны создать шум в информпространстве.
Но все же кажется, что "слив" Шерлока в 2015 году — это самый пик, которого удалось достичь детищу Константина Эрнста на ниве модного канала для молодежи.
Сегодня и с развлекательным контентом проблемы по понятным причинам, и индустрия любительских переводов новых сериалов (запущенная, по иронии судьбы, самим Первым во времена "Остаться в живых" и студии Lostfilm) ушла далеко вперед.
Впрочем, всегда можно "отпочковать" от себя отдельный проект и закинуть его на какой-нибудь сайт (как это делает канал ТНТ). Но, поскольку Первый канал - это не про интернет, то, возможно, им стоит идти прежним путем: сперва прокатывать сериалы у себя, а потом сливать на стриминги и надеяться, что они произведут фурор там.
Ок, Первый!
Но где там мой "Триггер. Фильм", у него датой выхода весь прошлый год 2022 стоял!?