Пока второй сезон «Метода» бороздит просторы Первого канала (и Кинопоиска), вспоминаем другие продукты отечественного кинопрома, которые нестыдно посмотреть и сегодня.
(для тех, кто пропустил второй сезон — ссылка тут)
Чем цеплял «Метод»?
На наш взгляд — совмещением российских реалий (маньяки в сериале списаны с реальных советских прототипов, место действия — жуткие провинциальные городки и т.д.) и зрелищных условностей (крутая квартира-лофт обычного следака, как и его не менее крутая машина; уверенность авторов, что у маньячества всегда есть причина).
За это мы обычно любим жанровое кино из других стран: чтобы была экзотика, но без супер-погружения, и какие-то знакомые элементы, чтобы не заскучать.
В России уже было много «наших ответов Голливуду», но в них, как правило, или было мало своего, или качество недотягивало, или уходили в какую-то муть, непонятную ни нашим, ни вашим.
(хотя у некоторых Гениев, безусловно, только Абсолютли-шедевры)
В общем, вот несколько фильмов и сериалов, которые нам было нескучно смотреть — и где есть весьма ощутимый русский дух, и Русью пахнет. Ну и над картинкой создатели постарались.
«Охота на пиранью» (2006)
Лучшая версия «Рэмбо» в российских условиях
О чем фильм:
Кирилл Мазур, агент отряда «Пиранья», отправляется в тайгу, чтобы уничтожить секретную советский лабораторию. В этом ему помогает симпатичная коллега с большими... глазами. В итоге их обоих ловит местный отморозок с собственной армией, этакий Ваас Монтенегро (Far Cry 3) таёжного посола.
В лучших традициях упомянутой игры пленников отпускают, чтобы устроить на них настоящее сафари. И, как и в творении Ubisoft, зарвавшийся бандит еще 100 раз пожалеет, что не убил залетных гостей, когда представилась такая возможность...
Что там «русского»
- «Охота на пиранью» — экранизация романа Александра Бушкова. Писатели, как правило, отличаются наблюдательностью, так что жизнь глубинки тут показана хорошо.
- В центре сюжета — проблемы жителей тайги: тут и оторванность от цивилизации, и тот факт, что данная территория скоро отойдет китайцам (да, в 2006 году не боялись снимать на такие темы), и общая безнаказанность тех, кто творит беззакония в глуши.
- Кирилл Мазур — не просто военный, а морской капитан. И одна из самых запоминающихся сцен фильма — когда он читает текст «Песенки отважного капитана» (которая «Капитан, капитан, улыбнитесь») и попутно выкашивает целый завод. Такой «ремейк» классики говорит о серьезном подходе к сценарию.
Тут эта сцена в плохоньком качестве, так что рекомендуем посмотреть ее в самом фильме
Что там «западного»
- Прохор Петрович. Крутой злодей с замашками диктатора будто вылез из комиксов. Удивительно, как русские киноделы допустили на экране такого гипертрофированного героя — обычно у нас все же верят в систему Станиславского и суровую правду жизни.
- Зрелищный и более-менее реалистичный экшен. Супергерой Кирилл и в огне не горит, и в воде не тонет, и супостатов валит самодельным оружием. Мастер-класс по выживанию в лесу актерам давал настоящий спецназовец.
- Фильм снял оператор Роман Васьянов. Лучше всего о его крутости говорится в фильме Дудя про русский Голливуд. Но вообще это оператор, который еще снял «Отряд самоубийц» и «Ярость» с Брэдом Питтом.
Кстати, про «Пиранью» сняли еще и сериал, но с другим актером, и оценки у него не оч. Так что мы смотреть не рискнули.
«Гоголь» (2017)
Писарь-экстрасенс решает проблемы отдельно взятой деревни
О чем фильм сериал киносериал:
Молодой Гоголь — пока не писатель, а всего лишь писарь, и помогает следователю из Санкт-Петербурга с расследованием убийств в украинской Диканьке. Николая Васильевича периодически мучают видения, которые, кажется, помогают распутать тайну таинственного убийцы.
Что там «русского»
- В роли супергероя — русский классик. Этот пункт будет в обоих «списках», но мы просто не можем лишний раз не подчеркнуть, что в главной роли — реальный и весьма известный человек.
- Типичные деревенские типажи. Диканька — конечно, не современная Россия, но все же малороссийский быт XIX века нам ближе, чем, скажем, быт американской глубинки в какой-нибудь «Сонной лощине».
- Актеры. Помимо вездесущего Александра Петрова тут есть Олег Меньшиков, который цитирует свою же фразу с «Покровских ворот». А Таисию Вилкову, которая играет любовный интерес Гоголя, фильм вывел из подросткового амплуа и прославил.
Что там «западного»
- Русский классик — в роли супергероя. Тут без комментариев, кроме небольшого спойлера:
а вы уверены, что такой классик там только один?;-) - Весь сюжет — это мэшап в лучших традициях «Братьев Гримм» и «Президента Линкольна: Охотника на вампиров». Для нас это пока в новинку, а на Западе жанр вполне себе прижился.
- Это хороший пример киношной готики. Насмотренный зритель с ходу узнал в «Гоголе» мрачность «Сонной лощины» и французского «Видока». Но правда в том, что это не просто заимствования: такой эффекта в кадре еще надо было достичь!
«Скиф» (2018)
Псевдоисторический славянский боевик с драками как в MMA
О чем фильм:
Ратник князя Тьмутараканского Лютобор подвергается нападению наемных убийц. Его жену с ребенком похищают, а сам он попадает в опалу к князю. Чтобы все исправить, ему придется объединиться с одним из похитителей и распутать тайну, попутно посетив все окрестные племена.
Что там «русского»
- Сделано по мотивам славянской истории. Да, местную «историчность» легко разнести на кирпичики (что, собственно, и сделал Клим Жуков в «Аргументах и фактах»), но нельзя не признать, что даже весьма условные «скифы» и «славяне» нам ближе, чем навахо с шайеннами.
- Место съемок — Крым. Безотносительно споров о современной принадлежности полуострова, здешние пейзажи выглядят очень знакомо для тех, кто хоть раз бывал в Ялте и прочих крымских городах.
- Так могла бы выглядеть мрачная русская сказка, если бы российское фентези снимал не Дисней, а кто-нибудь посерьезней.
Что там «западного»
- Это хорошая заявка на русскую «Игру престолов». Да, под таким соусом нам пытались продать множество фильмов, включая богопротивного «Викинга», но показать внятную средневековую грызню в славянском сеттинге лучше всего получилось именно у «Скифа».
- И неплохая заявка на аналог «300 спартанцев». Сделать «как у Снайдера» пытались вообще все, но достойных примеров до сих пор мало. «Скиф» по графике, конечно, не дотягивает, но по степени происходящего безумия движется в правильном направлении
- Исторические допущения. В фильме есть скифы, которые бьются не хуже ассасинов из другой знаменитой игры Ubisoft; есть племя с реальным названием, но состоящее сплошь из карликов. Лютобор гоняет с современной стрижкой и дерется, как боец MMA.
«Змеиный источник» (1997)
Триллер про серийного убийцу, который пугает не только маньяком
О чем фильм:
Студентка приезжает на педагогическую практику в тьмутаракань (на этот раз в переносном смысле), где в это время орудует маньяк. Все вокруг друг другу не доверяют, однако жизнь Дины осложняется не только этим, но и разборками с новыми и старыми ухажерами.
Что там «русского»
- И снова актеры. И снова Миронов (еще молодой). А еще тут есть красивая актриса Екатерина Гусева и Дмитрий Марьянов, который «пел» «Зурбаган» в фильме «Выше радуги».
- Это одна из первых работ будущего режиссера блокбастеров. Николай Лебедев тогда только-только закончил институт, а в будущем снимет «Легенду №17», «Экипаж» и, например, «Волкодава из рода Серых Псов».
- Хтонь. Все происходит в провинциальном городке, а маньяка вычислили бы намного раньше, если бы не всенепременная круговая порука и предубеждение к столичным гостям.
Что там «западного»
- Грамотный саспенс. Вы скорее всего не догадаетесь с ходу, кто убийца, и будете думать то на одного, то на другого подозреваемого.
- Триллер как по учебнику. Провинциальное окружение не превращает фильм в очередную «Доярку из Хацапетовки», а крепкий сюжет делает его на голову выше какой-нибудь «Юленьки».
- Картинка не стесняется жести. Немаловажная часть обаяния фильмов про маньяков — как выглядит «результат» их работы. В 90-е еще не было всевозможных запретов, так что эстетически эти сцены поставлены красиво.
***
Таков список достойных «ответов Голливуду» по нашему скромному мнению. Что думаете по этому поводу?
И какие подобные фильмы можете вспомнить вы? Например, «Последний богатырь» нам показался слишком вылизанным, а фильмы про ВОВ, на наш взгляд — слишком специфичный жанр, чтобы сравнивать его с западным кино.
Делитесь своим мнением в комментариях и не забудьте подписаться — у нас еще много интересных разборов и обзоров!
P.S. Кстати, мы еще подобрали смешные рецензии с Кинопоиска ко всем фильмам из этой подборки (и которые ругают их ровно за то, за что мы хвалим!))