Продолжаем изучать «русский след» в аниме и личный опыт его участников. После восточного «вояжа» Союзмультфильма и неожиданного успеха певицы Ориги пришел черед великого и ужасного «Первого отряда»! Поговорили с одним из его авторов о жертвах, на которые пришлось пойти ради проекта, и о том, каково это — доносить аниме до российского зрителя.
И еще немного о новом проекте авторов, так что рекомендуем дочитать до конца! ;)
Маэстро, музычку!
От «Первого отряда» к «Моменту истины»
В 2005 году у рэпера Лигалайза вышел клип на песню «Первый отряд». Это был рэп (!) про Великую Отечественную (!!), положенный на танго «Утомленные солнцем» (!!!) — то есть, этакий мэшап в самом широком смысле слова: смешение всего со всем.
И клип получился соответствующим: тоже про Великую Отечественную, но в жанре аниме, с детьми с пулеметами, шагающими танками и скачущими крестоносцами. Тогда это видео взрывало мозг, и хотелось сразу же посмотреть полную версию фильма (потому что казалось, будто это фанатская нарезка с чего-то готового).
Но настоящий фильм «Первый отряд. Момент истины» вышел только 4 года спустя, и в него действительно перекочевало много из клипа, — хотя и не всё…
Ответственны за это безумие в основном два человека — Михаил Шприц и Алексей Климов , продюсеры изначального клипа. Это они придумали идею и написали сценарий полнометражки, связались с японской Studio 4 °C и основали — совместно с канадским продюсером Юрием Степановым — студию Molot Entertainment , специально под проект.
На создание мультфильма ушло два с половиной года и три миллиона долларов. Удивительно, но на премьере картину с таким подходом к Великой Отечественной даже хвалили:
Чаще всего критики отмечали ее неоднозначность — это и не классический рассказ про войну, и не глумление над ней; не лучшее аниме, но и не стандартная русская анимация с избитыми темами и персонажами.
Да что там: даже РЕН-ТВ демонстрировал эксклюзивное превью фильма без комментариев о масонском заговоре и кознях рептилоидов...
А вот зрители рейтинг фильма обвалили: меньше 6 баллов на Кинопоиске и IMDb.
Так откуда у авторов взялась эта смелость — соединить такие несовместимые (и болезненные для простого русского зрителя) темы, да еще и довести это до релиза? И самое главное: как выход мульта повлиял на восприятие аниме в России, и возможно ли повторить такое сегодня?
«Проект изначально состоял из одних острых углов»
Шприц и Климов — оба современные художники, и к созданию «русского аниме» подходили с позиции этого вида искусства, когда шок — довольно частая реакция на произведение.
Алексей Климов:
Эпатаж — скорее, побочный эффект, а не самоцель, когда речь идет о мэшапах. Одно из главных качеств современного художника, на мой взгляд — это осмысленная провокация, расшатывание устоявшихся культурных стереотипов, попытка создать дискуссионный фон и изменить перспективу. Если это кого-то эпатирует — что ж, это тоже часть культурной “ломки”. Мы, как создатели, приветствуем любые реакции на нашу работу.
Осознание своей неопытности как продюсеров и понимание болезненности темы не остановило тандем: они очень болели этим проектом и хотели донести его до русского зрителя во что бы то ни стало.
Алексей Климов:
Проект «Первый отряд» с самого начала практически целиком состоял из острых углов. Единственный способ их обойти предложила японская студия: уйти от аутентичности советской истории с пионерами-героями и перенести действие в альтернативную реальность (или на другую планету), напоминающую Европу 1940-х гг, сделав это в виде сериала.
Такой вариант был более безопасным и привлек бы к раскрутке аниме японские издательства — но тогда и сам мульт бы вышел на японском канале, что ограничило бы аудиторию из России. Поэтому Алексей с Михаилом решили сознательно пойти на «болевое» решение.
«Индустрия — это замок, перед которым нужно долго ждать. И так и не войти»
Что касается производства, то дуэт с самого начала был нацелен на максимальную аутентичность продукта.
Алексей вообще не уверен, что в России, как и где-либо еще за пределами Японии, можно и нужно создавать аниме, — в отличие от коллабораций и использования анимешных приемов в анимации других стран (Castlevania, Mutafukaz).
Алексей Климов:
Наш опыт подсказывает, что для достижения требуемого результата лучше всего, если возможно, засучить рукава (и штанины) и попытаться максимально приблизиться к работе на полях японской аниме-индустрии. Уж больно велика разница в культурных установках, и трудно издалека курировать процесс.
По его словам, на момент выхода «Отряда» индустрия была неприступным замком, перед воротами которого нужно долго ждать, прежде чем тебя пустят внутрь (если вообще пустят).
Но сегодня то, что было узкой тропинкой, превратилось в автобан.
Мировые гиганты вроде Netflix активно спонсируют производство аниме в Японии.
А в самой Японии можно найти молодые амбициозные студии, готовые к риску и заинтересованные в сотрудничестве с иностранными продюсерами, авторами и художниками.
«Если бы вышло продолжение, аниме в России перестало бы быть нишевым»
Говоря о том, насколько удалось реализовать проект «Первый отряд», Алексей Климов называет цифру 50%: еще на релизе продюсеры обещали 3 сиквела и фирменный мерч. Однако из сопутствующей продукции за все время вышли только роман «Первый отряд: Истина» и одноименная с фильмом манга.
Кстати, на маркете все еще можно найти самое первое издание манги — от 2010 года: тогда планировалось издать два тома, но вышел только один. Полностью ее выпустили только в 2016 году — с перерисованными звуками и местами измененным текстом.
В 2019 году аниме показали на канале ТВ-3 , и канал тогда заявлял, что при достаточном интересе со стороны зрителей профинансирует производство сиквела.
Алексей Климов:
У зрителей-читателей заметно легкое разочарование в связи с тем, что проект до сих пор не получил продолжения. Если бы я был японцем, я бы, наверное, сказал, что очень сильно за это извиняюсь… Но мы с Мишей Шприцом и Юрием Степановым продолжаем искать новые возможности для дальнейшей реализации проекта.
Зато фильм удалось вывести на российские киноэкраны, а потом получить SONY Home Entertainment в качестве мирового партнера по дистрибуции — что даже превзошло первоначальные ожидания авторов.
Кстати, о дистрибуции: Алексей не уверен, что сегодня проект вроде «Первого отряда» мог бы вообще получить прокатное удостоверение. Да и в целом вывести аутентичное аниме к широкому зрителю — сложная задача, которая с годами стала только сложнее:
Я думаю, что со временем именно стриминговые платформы дадут возможность для реализации и показа любых новаторских проектов. Оглядываться на кинопрокат и телевидение больше не стоит.
Художник уверен, что, если бы у «Первого отряда» было продолжение, аниме как жанр обязательно покинуло бы свою «нишу» и больше укрепилось в российском культурном пространстве.
Победит ли «ИВАН» «Отряд»?
Интересно, что создание «визуальных химер» авторам «Первого отряда» до сих пор интересно: сейчас они работают с японцами над созданием сказочного постапокалиптического боевика по мотивам славянского фольклора.
Проект «ИВАН» будет «синтетическим»: он одновременно разворачивается и на страницах манги, и в мультипликационном формате.
С разрешения студии Molot Entertainment публикуем его арты, чтобы вы могли оценить размах мэшапа на этот раз: