Найти в Дзене
Дневник штурмовика | про СВО

Ведущий российский завод истребителей прошел четыре основных этапа: от МиГ-15 для войны в Корее до Су-57 для войны на Украине

Несмотря на значительное сокращение российской боевой авиационной промышленности до небольшой доли ее размеров по сравнению в советские времена, страна продолжает сохранять крупнейшие производственные мощности по производству истребителей помимо Китая и США .  Сегодня истребители собираются на одном из четырех заводов, в том числе на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, выпускающем истребители Су-35 и Су-57, Иркутском авиационном заводе, производящем истребители Су-30СМ, СМ2, МКИ и МКА , Сокольский авиационный завод, производящий истребители МиГ-29 и МиГ-35 , и Новосибирский авиационный завод, производящий ударные истребители Су-34М .  Другие виды боевых самолетов производятся на широком спектре других предприятий, ярким примером является Казанский авиационный завод, который в конце 2010-х годов возобновил производство стратегических бомбардировщиков Ту-160 .  Однако крупнейшим предприятием по производству боевых реактивных самолетов остается авиа

Изображение издания Military watch
Изображение издания Military watch
Несмотря на значительное сокращение российской боевой авиационной промышленности до небольшой доли ее размеров по сравнению в советские времена, страна продолжает сохранять крупнейшие производственные мощности по производству истребителей помимо Китая и США . 

Сегодня истребители собираются на одном из четырех заводов, в том числе на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, выпускающем истребители Су-35 и Су-57, Иркутском авиационном заводе, производящем истребители Су-30СМ, СМ2, МКИ и МКА , Сокольский авиационный завод, производящий истребители МиГ-29 и МиГ-35 , и Новосибирский авиационный завод, производящий ударные истребители Су-34М . 

Другие виды боевых самолетов производятся на широком спектре других предприятий, ярким примером является Казанский авиационный завод, который в конце 2010-х годов возобновил производство стратегических бомбардировщиков Ту-160 . 

Однако крупнейшим предприятием по производству боевых реактивных самолетов остается авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, который с развитием программы истребителей Су-57 переходит в четвертый крупный этап с момента начала производства на нëм в сталинскую эпоху. 
МиГ-17 Истребитель. Изображение Military watch
МиГ-17 Истребитель. Изображение Military watch
Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре впервые начал производить реактивные истребители в 1940-х годах, когда он отвечал за производство истребителей первого поколения МиГ-15 и МиГ-17, первый из которых участвовал в масштабных боях во время Корейской войны и почти единогласно считался лучшим в мире боецом того времени. 

МиГ-17 был близкой модификацией МиГ-15, который поступил на вооружение четыре года спустя, в 1952 году, и еще больше расширил преимущество ведущих советских истребительных частей над зарубежными аналогами.

Завод приступил ко второму этапу производства, когда с 1957 года перешел на производство ударных истребителей Су-7, которые представляли собой самолеты второго поколения, дополнявшие более универсальные и широко используемые МиГ-21. 

Затем завод перешел к производству существенно усовершенствованной модификации Су-7, Су-17, в которой была интегрирована авионика третьего поколения и крылья изменяемой стреловидности, обеспечивающие значительно улучшенную точность ударов и летные характеристики. 

Завод производил Су-7 и Су-17 на протяжении большей части Холодной войны, причем последние поступили на вооружение с 1970 года и прекратили производство только в 1985 году. 

Ударный истребитель Су-7. Изображение Military watch
Ударный истребитель Су-7. Изображение Military watch
Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре приобрел известность в середине 1980-х годов, когда он стал первым производителем ведущего советского истребителя завоевания превосходства в воздухе Су -27, который в то время считался непревзойденным в мире по своим возможностям. 

Су-27 поступил на вооружение в 1984 году как четвертый класс тактического боевого самолета четвертого поколения в СССР и производился со скоростью около 100 самолетов в год, прежде чем государство распалось в 1990 году.

При небольшом количестве заказов в 1990-е годы производство в основном направлялось на удовлетворение потребностей. нужды Народно-освободительной армии Китая, которая в постсоветские годы заказала больше Су-27, чем все остальные клиенты в мире вместе взятые, включая сами ВВС России. 

Отсутствие значительных заказов на другие классы истребителей и сильный интерес Китая к Су-27 означали, что авиационный завод
в Комсомольске-на-Амуре
пострадал от последствий распада Советского Союза в гораздо меньшей степени, чем другие предприятия. 
Советские ВВС Су-27 Фланкер. Изображение Military watch
Советские ВВС Су-27 Фланкер. Изображение Military watch
После получения китайских заказов на истребители Су-30МКК и Су-30МК2 в 1999 году
авиационный завод в
Комсомольске-на-Амуре перешел на производство этих двухместных модификаций конструкции Flanker.

Эти самолеты имели значительно более современную авионику и были тщательно модифицированы в соответствии с требованиями Китая к универсальному самолету, способному выполнять передовые функции как для завоевания превосходства в воздухе, так и для нанесения ударов.

Напряженность в отношениях с Соединенными Штатами в Тайваньском проливе была основным фактором, побудившим Китай инвестировать в приобретение самолетов.

Китайские заказы были выполнены в 2004 году, после чего Су-30МК2, разработанный при китайском финансировании, был произведен по заказам Венесуэлы, Уганды и Вьетнама. Свой первый заказ на полную эскадрилью Су-30 Министерство обороны России разместило в 2009 году после того, как эти заказы были выполнены во избежание прекращения работ на объекте: с 2010 года было поставлено 20 истребителей Су-30М2. Они были тесно связаны с Су-30МК2 и будут служить в первую очередь в качестве учебно-тренировочных в ВВС России. 
Истребители Су-35 ВВС России. Изображение Military watch
Истребители Су-35 ВВС России. Изображение Military watch
Авиационный завод в
Комсомольске-на-Амуре перешел на производство третьей модификации Су-27 «Фланкер» с 2009 года, когда начал производство истребителей Су-35С. 

Су-35 изначально разрабатывался исключительно для экспорта, однако крах первой российской программы истребителей пятого поколения МиГ 1.42 и серьезные задержки с программой пятого поколения Су-57 привели к тому, что Министерство обороны заказало Су-35 поколения 4++, чтобы обеспечить столь необходимое усиление давно забытых возможностей ВВС по обеспечению превосходства в воздухе. 

Как и Су-30, Су-35 представлял собой сильно усовершенствованную модификацию конструкции Су-27, хотя этот самолет был очень сильно оптимизирован для задач завоевания превосходства в воздухе, как и оригинальный «Фланкер». 

Первые два Су-35 были поставлены в 2012 году, восемь — в 2013 году и 24 — в 2014 году. К тому времени ожидалось, что будет произведено 200 самолетов, половина из которых будет заказана Минобороны, а другая половина — быть экспортированы. Сочетание устойчивого давления Запада и угроз экономической войны против потенциальных клиентов, отсутствие интереса Китая из-за разработки более эффективных истребителей внутри страны и задержек в разработке Су-57 означало, что гораздо большая часть производственного цикла Су-35 будет направлено на внутренние заказы. 
Истребители Су-57 (красного цвета) и истребители Су-35 в производстве. Изображение Military watch
Истребители Су-57 (красного цвета) и истребители Су-35 в производстве. Изображение Military watch
Спустя 34 года после начала производства «Фланкера»
авиационный завод в
Комсомольске-на-Амуре приступил к выпуску более совершенных самолетов нового поколения в 2018 году, когда было начато мелкосерийное начальное производство Су-57. 

Производство достигнет шести самолетов в год в 2022 году и 12 самолетов в 2023 году, при этом ожидается, что темпы будут продолжать расти. Поскольку российские ВВС все больше перенасыщаются Су-35, продолжительность продолжения производства во многом зависела от иранских заказов , поскольку страна заказала около двух десятков самолетов в 2022 году и, как ожидается, потенциально разместит последующие заказы до 60 самолëтов. 

Таким образом, Су-57 вывел авиационный завод на четвертый основной этап производства реактивных истребителей после МиГ-15/17, Су-7/17 и Су-27/30/35.

Ожидается, что истребитель пятого поколения заменит истребители прошлых поколений. Фланкеры присутствуют на большей части российских ВВС, а также на флотах многочисленных иностранных заказчиков .

 Многое в отношении будущей работы предприятия остается неопределенным, в том числе масштабы производства Су-57, возможное производство более легкого класса истребителя пятого поколения, разрабатываемого в рамках программы Checkmate, а также масштабы продолжающихся работ по производству SSJ100 Superjet и других гражданских авиалайнеров.

Вы читали статью в зарубежном издании Military watch.

Удивительно, как наше ВПК выжило после развала СССР. Мы и сейчас на СВО пользуемся советским заделом, как мне кажется. Надеюсь, что задумаются над этим.

Следим за развитием событий дальше. Читайте далее

Подписывайтесь на мой канал в телеграме

Читайте также по теме:

ВМФ России получил три подводные лодки, сообщают государственные СМИ

США изо всех сил пытаются профинансировать военные операции на Ближнем Востоке: бюджетный кризис угрожает цепочкам поставок Пентагона

Самая большая проблема украинских танков М-1: они не любят оставаться грязными

Российские планирующие бомбы теперь адаптированы для кассетных боеприпасов

Новые технологии могут помочь решить артиллерийские проблемы Украины

Украинские Танки Leopard 1 двигаются к линии фронта, но без дополнительной брони

Помощь Украине от США не будет одобрена в течение месяца, а может и дольше

МиГ-31 демонстрируют возможности перехвата на большой высоте на Крайнем Севере: какова роль и будущее «Гончей» на российской службе?

Помощь США Киеву уменьшается

Непревзойденный радиус действия: российский истребитель-невидимка Су-57 теперь имеет ракету дальностью действия 3500 км.

ВВС России получили новую партию истребителей Су-35С: почему их не экспортируют?

Поддержать развитие канала👇👇

Реквизиты карты Тинькофф: 2200 7004 5079 2451