Найти в Дзене

Голосовые связки

Оглавление

Гортань

Голосовые связки расположены внутри гортани, также известной как глотка. Здесь рождается звук. Голосовые связки расположены над и поперек трахеи. Когда мы вдыхаем и выдыхаем, не произнося ни звука, связки открыты, и воздух свободно проходит между ними в любом направлении. Мы можем сомкнуть голосовые связки при выдохе, и это заставит их слизистые оболочки вибрировать, производя звук.

Анатомия гортани

Гортань состоит из множества частей. Щитовидный хрящ, расположенный вокруг передней части голосовых связок, защищает их и создает заостренную структуру, которую можно почувствовать в передней части шеи («адамово яблоко»). Внутри этой заостренной структуры голосовые связки скреплены спереди. Они расположены над и поперек трахеи. Сзади каждая из двух голосовых связок прикреплена к черпаловидному хрящу. Черпаловидные хрящи располагаются на краю перстневидного хряща, который является верхней частью трахеи. Фактически, именно черпаловидные хрящи движутся из стороны в сторону, открывая голосовые связки, когда мы дышим, или закрывая их, когда мы говорим или поём. Черпаловидные хрящи также способны наклоняться вверх или вниз, тем самым изменяя длину голосовых связок. Когда голосовые связки растягиваются и удлиняются, высота звука повышается.

-2
-3

Над голосовыми связками располагаются ложные складки (желудочковые складки). Они состоят из связок, мышц и желёз. Снаружи это слизистая оболочка, как и остальная внутренняя часть тела. Эта слизистая оболочка не настолько гибкая, как слизистая оболочка истинных голосовых складок. Надгортанник прикрепляется к передней части верхнего края щитовидного хряща. Когда мы глотаем, пища скользит по языку и надгортанник откидывается назад. Это помогает предотвратить попадание пищи в трахею (дыхательное горло), что может привести к удушью (см. «Глотание»). После прохождения пищи надгортанник возвращается в исходное положение, поднимаясь над щитовидным хрящом. Подъязычная кость расположена в самом верху, она прикрепляется к щитовидному хрящу (на рисунке ниже подъязычная кость не показана).

-4

Звук

Звук – это вибрация или пульсация воздуха. Чем быстрее эти пульсации, тем выше тон. Высота звука определяется количеством пульсаций в секунду, также известным как герцы (Гц). Именно голосовые связки и их слизистые оболочки создают пульсации, с которыми мы говорим или поём. Нота А4 равна 440 Гц, это значит, что слизистые оболочки голосовых связок должны вибрировать 440 раз каждую секунду, когда вы поёте эту ноту!

Вибрации голосовых связок и громкость

Голосовые связки представляют собой две складки, управляемые мышцами и черпаловидными хрящами, выстланные подвижной слизистой оболочкой. Эта структура создаёт звук посредством своих движений, толкая воздух и создавая вибрации. Чем сильнее вибрации воздуха, тем больше громкость.

-5

Голосовые связки образуют сужение дыхательного пути (1). При прохождении воздушного потока через это сужение создается частичный вакуум, сближающий таким образом оболочки голосовых связок (2–4). (Тот же эффект возникает, когда автобус проезжает мимо вас на большой скорости – вас может засосать за ним). Движение, при котором связки закрываются (смыкаются), называется «закрытой фазой» (5–9). Закрытая фаза начинается с всасывающего движения нижнего края голосовых связок и продолжается перекатывающим движением вверх. В закрытой фазе поток выдыхаемого воздуха на мгновение прекращается, что приводит к увеличению давления под голосовыми связками. Перекатывающее движение вверх заканчивается разделением голосовых связок, и давление ослабевает (10). Теперь связки завершили одну пульсацию/вибрацию и готовы к следующей. Это повторяющееся прерывание воздушного потока сближением голосовых связок создает серию пульсаций, известную как «звуковая волна».

На ноте А4 связки вибрируют с частотой 440 пульсаций в секунду, а для этого необходима очень стабильная скорость воздушного потока. При увеличении потока воздуха вакуум усиливается, и связки начинают двигаться сильнее – это создает большую громкость. Если певец в определенный момент выдыхает так сильно, что связки раздвигаются, и это ломает вибрацию, то для получения ноты певцу приходится смыкать связки вместе путем зажима. Так у певца возникают проблемы. Зажим ограничивает движение связок и тем самым ограничивает громкость. Это то, что называется «форсированием» голоса, и оно причиняет большой вред.

Следовательно, существует предел того, как быстро вы можете выпускать воздух во время пения. Выше этого предела голос перестаёт работать эффективно. Даже при очень большой громкости скорость воздушного потока не должна быть настолько высокой, чтобы возникло ощущения, будто вы сдерживаете воздух. Вот почему правильное пение и речь всегда вызывает ощущение задержки дыхания. Такой контроль выдоха достигается за счёт использования поддержки.

Чтобы держать скорость воздуха в пределах, при которых голосовые связки могут свободно двигаться, требуется достигнуть равновесия, а это требует энергии поддержки. Это ещё более применимо, когда вы достигаете предельных частей диапазона и громкостей. На очень громких звуках велика опасность «форсирования». На очень тихих звуках зачастую труднее избежать зажима, и здесь даже незначительное изменение скорости воздуха может прервать вибрацию. Поэтому работа с поддержкой громких и тихих звуков сложна как физически, так и технически. Певцу недостаточно быть технически подготовленным, он также должен быть в отличной физической форме и обладать большой выносливостью.

Зажим

Работа голосовых связок – отлаженный процесс, но испортить эти тонкие быстрые движения нетрудно. Цель певца – создать наилучшие условия для работы голосовых связок, контролируя отток воздуха и предотвращая зажим горла.

Хорошо отработанная поддержка жизненно важна, иначе оболочки голосовых связок устанут от постоянного давления выходящего воздуха. Следствием этого может быть усталость, опухание голосовых связок и нерегулярная вибрация. Мышцам голосовых связок очень тяжело удерживать их вместе, пока существует постоянное давление выходящего воздуха. Это может привести к зажиму голосовых связок. Зажим может привести к перенапряжению или неправильному использованию вокальных режимов, что в конечном итоге приводит к охриплости голоса и неспособности достичь желаемой высоты звука.

Регулирование высоты звука

Когда мы воспроизводим высокие и низкие ноты, голосовые связки напрягаются и расслабляются за счёт сближения щитовидного и перстневидного хряща, а также движений черпаловидных хрящей и ряда мышц. Когда голосовые связки растянуты, они вибрируют быстрее и издают более высокие ноты. На низких нотах голосовые связки расслабляются, укорачиваются и вибрируют медленнее. Так регулируется высота звука.

-7

Движения гортани

Положение гортани меняется в зависимости от того, извлекаете ли вы высокие или низкие ноты. Если вам нужно свободное и беспрепятственное звукоизвлечение, вы ДОЛЖНЫ позволить гортани подниматься на высоких нотах и опускаться на низких.

ГОРТАНЬ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИПОДНЯТА НА ВЫСОКИХ НОТАХ И ОПУЩЕНА НА НИЗКИХ.

Если певец держит гортань слишком низко, высокие ноты становятся труднодоступными. Чтобы достичь желаемых нот, важно НЕ фиксировать положение гортани, а позволить ей достичь правильного положения в зависимости от высоты звука (см. «Гортань»). Позже вы можете немного приподнять или опустить гортань в пределах правильного положения, чтобы окрасить звук светлее или темнее (см. «Окраска звука»).

Краткое содержание

  • Голосовые связки расположены внутри гортани над трахеей.
  • Когда мы вдыхаем, связки расходятся, но, когда мы поём или говорим, они соприкасаются (смыкаются).
  • Звук – это вибрация воздуха. Эти вибрации производят голосовые связки и их слизистые оболочки – чем быстрее вибрации, тем выше нота. Например, на ноте А4 наши голосовые связки и их слизистые оболочки вибрируют 440 раз в секунду!
  • Голосовые связки растягиваются на высоких нотах и расслабляются на низких.
  • Гортань поднимается на высоких нотах и опускается на низких.

Продолжить чтение >>>

На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK