Найти в Дзене

Горло

Оглавление

Область между мягким нёбом и полостью носа (носовая ямка) называется «носоглоткой». Область между мягким нёбом и подъязычной костью называется «ротоглоткой» (зевом). Область между подъязычной костью и голосовыми связками называется «гортаноглоткой». Последующие упоминания о горле включают, в частности, гортаноглотку.

Зажим

Голосовые связки легко растягиваются или расслабляются, но это меняется, когда движение затруднено. Затруднением является любой зажим, который препятствует растяжению голосовых связок, что осложняет достижение более высоких нот. Певец будет всё сильнее стараться дотянуться до ноты, что только усугубит зажим. В конце концов, голосовые связки вообще перестанут растягиваться. Певец может сделать вывод: «У меня низкий голос, я не могу брать высокие ноты.» Но это не так! Причина, по которой не удаётся спеть высокие ноты, заключается не в неспособности дотянуться до них, а в зажиме голосовых связок, лишающем их пространства, необходимого для их работы. То есть зажим не позволяет связкам растянуться, чтобы достичь высоких нот. Мышцы-констрикторы горла способствуют этому зажиму.

-2

Глотание

Задача мышц-констрикторов состоит в том, чтобы сжимать голосовые связки и трахею во время глотания, предотвращая попадание пищи в дыхательное горло или её «прохождение в неправильном направлении». Когда мы глотаем, верхний констриктор создает выступ в задней части горла, чтобы не дать пище попасть в нос. Когда пища скользит по задней части полости рта, гортань и прикрепленный к ней надгортанник немного приподнимаются под заднюю часть языка. Надгортанник выступает в роли крышки над голосовыми связками, предотвращая попадание пищи в трахею и помогая направить её в пищевод.

-3

После того как пища проглочена, нижний констриктор закрывает верхнюю часть пищевода, и пища не может вернуться обратно в рот.

Если вы говорите и едите одновременно, еда может легко пойти не туда. Когда вы говорите, надгортанник приподнимается, трахея открыта, а пище не требуется много времени, чтобы попасть в трахею.

Напряжение или эмоция

Мышцы-констрикторы очень полезны. Мы используем их, чтобы менять форму речевого тракта, таким образом получать различные режимы и окраски звука. Мышцы-констрикторы также защищают голосовые связки, если певец подвергается сильному напряжению. Горло сжимается, если, например, мы поднимаем что-то тяжелое, когда мы взволнованы или испуганы. Сжатие горла весьма практично, когда мы поднимаем что-то тяжелое, поскольку оно предотвращает нагрузку на голосовые связки, но весьма неполезно бесконтрольно сжимать горло, когда мы поём, поскольку голосовым связкам нужно место для растяжения. Таким образом, мы говорим о том, что главным врагом певца является зажим горла, а не сжатие или сами мышцы-констрикторы.

Как избежать зажима

Пение требует физической силы, но это также может вызвать зажим. Поэтому мы должны, используя правильную технику, заставить мышцы-констрикторы не сжиматься бесконтрольно, даже когда мы поём технически сложный и физически трудный материал. Это часто называют «держать «открытое горло». Точнее, «открыть» горло невозможно, можно только не сжимать его. Когда зажим исчезает, растяжение голосовых связок становится беспрепятственным, высота звука сохраняется и можно избежать повреждения или переутомления голосовых связок. По сути, вокальная техника направлена на то, чтобы избегать зажимов, и это достигается, среди прочего, с помощью поддержки. При эффективной и крепкой поддержке мы можем использовать большую физическую силу без зажима горла. Опытный певец знает, как ощущается зажим и способен избежать его в любых ситуациях.

Некоторым певцам нравится образ «открытого горла». Чтобы использовать его, возможно, будет полезно почувствовать, как язычок движется вверх (например, когда вы булькаете), а задняя часть языка немного опускается. Это может вызвать зевок. Постарайтесь найти это чувство и тренируйтесь сохранять его во время пения. Это достигается путем правильного использования поддержки, использования необходимого тванга и пения в центре режимов. Ощущение зевка предназначено лишь для того, чтобы помочь найти образ «открытого горла» (который на самом деле часто является необходимым твангом). Однако ощущение зевка – это НЕ то же самое, что пение без зажима. Открытое горло – это всего лишь образ, и поэтому разные певцы ощущают его по-разному.

Открытое горло через образы и ощущения

Помните, что образы и ощущения служат лишь ориентиром. Используйте их, если они вам понятны, но, если они не помогают вам моментально, забудьте о них. Опять же, не путайте эти образы и ощущения с тем, что происходит на самом деле!

Чтобы почувствовать «открытое горло»:

  • сделайте вдох, чтобы зевнуть или чихнуть;
  • представьте, что вы рыдаете;
  • представьте, что вы тихо смеётесь;
  • представьте, что вы удивлены;
  • представьте, что у вас есть хорошая идея, но вы не можете её озвучить;
  • представьте, что вы проглатываете что-то большое;
  • оставьте нёбо в одном и том же положении при произнесении всех гласных;
  • почувствуйте, как язычок движется вверх и вперед, почти касаясь самого себя, освобождая больше места. Затем «вытяните» нёбо к ушам, как будто рыдаете. Надавите вниз на язычок сзади сверху.
  • представьте себе над язычком небольшую комнату с низким потолком, максимально широкую. Комната простирается от уха до уха, и, если надавить на язычок, можно спровоцировать зевок.
  • представьте, что вы кусаете лимон и почувствуйте, как сжимается область возле ушей;
  • почувствуйте положение язычка, в момент, когда он булькает. Задняя часть языка опущена, и это может спровоцировать зевок.
  • представьте, что в горле есть квадратное окно;
-4
  • слегка приподнимите уголки губ, как будто вы делаете небольшую «тайную» улыбку. Подтяните область вокруг коренных зубов в верхней части рта и поднимите нёбо.
  • представьте, что над задними коренными зубами в верхней части рта находится воздух.

Остерегайтесь «триггеров» зажима

Даже если вы используете поддержку и необходимый тванг, есть ещё несколько вещей, на которые следует обратить внимание. Если вы сжимаете губы или выпячиваете челюсть, это часто вызывает зажим, затрудняющий звукоизвлечение.

-5

Вы должны быть осторожны, чтобы не напрягать челюсти во время пения, особенно когда вы поёте высокие ноты. Это может привести к зажиму, препятствующему растяжению голосовых связок. Если вы не уверены, достаточно ли открываете рот, когда поёте высокие ноты, попробуйте во время пения поместить один или два пальца между верхними и нижними зубами. Прикусывание пальцев при произнесении гласных – признак мышечного напряжения. Потренируйтесь петь, не кусая пальцы (см. «Насколько открывать рот»).

Положение нижней челюсти

Когда вы поёте, вы также должны следить за положением нижней челюсти. Если она выдвинута, это может привести к зажиму голосовых связок. Естественное открытие челюсти происходит НАЗАД и вниз, а не вперед. Нижняя челюсть прикреплена к верхней челюсти с помощью сустава, который естественным образом поворачивает нижнюю челюсть вниз и назад по отношению к верхней челюсти, когда рот открыт. Вы всегда должны следить за тем, чтобы нижняя челюсть никогда не выступала вперед, когда вы поёте.

Когда рот открывается, нижняя челюсть движется вниз и внутрь
Когда рот открывается, нижняя челюсть движется вниз и внутрь

Найдите правильное положение челюсти

Определить правильное положение челюсти можно, притворившись спящим в автобусе и запрокинув голову назад. Обратите внимание, как нижняя челюсть отодвинута назад по сравнению с верхней, там есть место для пальца между задней стороной верхних зубов и передней стороной нижних зубов. Держите палец между зубами, опустите голову и запомните положение челюсти. Почувствуйте, как нижняя челюсть постепенно удаляется от пальца по мере того, как рот открывается шире.

-7

Пойте, зажав палец между челюстями. Если нижние зубы прижимаются к пальцу, существует риск зажима. Обратите внимание, в каких местах песни вы выпячиваете нижнюю челюсть и по каким причинам. Попрактикуйтесь в устранении этого зажима. Вы также можете почувствовать положение нижней челюсти, положив руки на щеки. Отклоните голову назад и почувствуйте положение челюсти. Опустите голову и убедитесь, что ваша челюсть удерживается в том же положении во время пения.

-8

Избегайте напряжения губ

Сжатие губ также может привести к зажиму голосовых связок. Нормально, когда губы сжимаются при произнесении согласных, поскольку они длятся очень недолго. Однако, длинные ноты почти всегда пропевают на гласной, поэтому важно держать губы расслабленными. Попробуйте практиковаться перед зеркалом и отмечать, в какой момент губы напрягаются. Губы могут напрягаться в нижней части диапазона, но избегайте этого в верхней части. Вам следует попрактиковаться в произнесении различных гласных, не напрягая губы (см. «Произношение» и «Насколько открывать рот»).

Краткое содержание

  • Голосовые связки легко растягиваются или расслабляются, если им не мешает зажим.
  • Задача мышц-констрикторов – сжимать голосовые связки и трахею во время глотания, что предотвращает попадание пищи в дыхательное горло.
  • Мышцы-констрикторы активизируются, когда мы поднимаем что-то тяжёлое или пугаемся.
  • Вы избежите зажима, если будете использовать правильную поддержку, необходимый тванг и петь в центре режимов.
  • Не выдвигайте челюсть и не напрягайте губы, так как это может вызвать зажим.
  • Когда вы поёте нижняя челюсть должна открываться внутрь и вниз.

Продолжить чтение >>>

На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK