Ещё издалека, за несколько десятков метров от спортивной площадки, где договорились встретиться, вижу Алексея Кунченко. Чемпион ММА убирает вес с тренажёра, на котором занимается незнакомая ему женщина. Пенсионерка говорит: «Не надо, всё нормально, сейчас позанимаюсь, и спина пройдёт». Алексей отвечает: «Вам нельзя тягать 150 кг, это много!» И продолжает спокойно, с улыбкой убирать блины.
Так и живёт именитый спортсмен – без короны на голове и масок лицемерия: по-простому, по-доброму, по-житейски. У Алексея – пять детей, любящая жена, а также успешный путь в ММА за плечами. В конце июля 39-летний спортсмен объявил о завершении профессиональной карьеры. Турнир RCC 16 в Тюмени стал для него последним в статусе бойца.
Оставить на уровне хобби
– Алексей, прошло несколько месяцев, как вы завершили карьеру, что успели сделать за это время?
– Сначала у меня был отпуск. Я провёл время с семьёй, параллельно занимался разными проектами. В планах реализоваться, как тренер, но не уходить в деятельность с головой, а оставить на уровне хобби. Планирую открыть свой центр единоборств в Тюмени. Сейчас в поиске помещения. Хочется посмотреть, получится у меня или нет. Поверьте, не каждый спортсмен может стать тренером.
– Вы уже тренировали кого-то?
– Есть определённый опыт. Я совмещал спортивную карьеру с тренерской. Вставал в восемь утра, а домой приезжал в 23:00, меня хватило на полгода. Для работы нужно желание и энтузиазм, а когда ты сам профессиональный спортсмен и тренируешься по два раза в день, то на педагогику нет сил.
– Сейчас сколько вы занимаетесь?
– Делаю это для себя. Был в зале вчера и сегодня утром. Поддерживать физическую форму важно. Мы, спортсмены, больные люди. Все мои знакомые из разных дисциплин, с грыжами и множеством переломов, всё равно тренируются для себя, не можем без этого. Спорт на всю жизнь.
Косточка в холодильнике
– ММА - это плохо?
– Для мужчин, для их общего развития, думаю, нормально. Нужно уметь защищать себя и близких. Да и выйти на коммерческий уровень – тоже неплохо. Занимаешься своим любимым делом, ещё и зарабатываешь деньги. Классная работа.
Но есть и другая сторона. Физкультура лечит, а спорт калечит. В спорте ты должен превзойти своего соперника и работать сверх нормы. А ресурсы организма заканчиваются, вот и получается, что в погоне за результатами ты тратишь всё своё здоровье. У меня три операции на колене, поэтому не хочется, чтобы мои дети выбрали спорт своей профессией.
В холодильнике в баночке лежит косточка, которую мне вырезали во время операции. Когда дети подрастут, я им её покажу и спрошу: «Вам это нужно?» Причём это касается абсолютно любого вида спорта. Биатлонисты, хоккеисты, фигуристы – у всех проблемы со здоровьем. Молодёжи я говорю, занимайтесь лучше спортом в своё удовольствие, а не ради результатов.
– Давайте представим, что вам сейчас 16 лет. Вы бы сами выбрали другой путь?
– Не могу вернуться назад и точно сказать. Я не жалею, как прошли моя молодость, моя карьера. Меня всё устраивает, всё нравится.
– Если ваши ребятишки всё-таки захотят пойти по вашим стопам, будете против?
– В этом случае я не имею право останавливать своих детей, могу лишь их направить и помочь им.
– Сейчас они ходят на спорт?
– Илья и Дементий занимаются дзюдо. Конечно, я их отдал в эту секцию для общего развития и для развития дисциплины. Илья не хочет ходить на спорт, а Дементий – перспективный. Посмотрим, как сложится дальше. Надеюсь, в скором времени открою зал и возьму ребят тренироваться к себе, а иначе зачем это всё было?
– Куда отдадите 3-х летнюю Миланью?
– Чуть позже – на танцы, но никак не в единоборства, для меня это дико. Девочка должна сиять, быть женственной, с красивой фигурой. Для дочки классно заниматься бодифитнесом, хореографией для хорошей растяжки, походки и фигуры.
Любовь – временная болезнь
– У вас жена, пятеро детей. Что для вас истинная настоящая любовь?
– Временная болезнь. Сегодня она есть, а завтра исчезнет. В жизни случается разное. Ты можешь спустя два-три года влюбиться снова, а потом опять. Значит, это, наверное, что-то временное, какая-то химия головного мозга.
– Вообще у всех разные жизненные приоритеты. Один очень любит свою профессию, другой души не чает в своей жене, в детях, третий – наслаждается природой. Какую сферу жизни вы могли бы выделить и сказать: «Вот здесь любовь?»
– Сложный вопрос, философский. Любовь… это же мы так придумали, по-своему оценили. Семья – очаг, который даёт мне определённую энергию, тепло и внимание, может быть, это и есть любовь…Я сильно дорожу своей семьёй, для этого живу. Ещё любовь – это ответственность: воспитывать своих детей, вкладывать в них силы и время, а не бросать на произвол судьбы.
– Недавно наткнулась на такое выражение: «Если ты принял решение, что ты это любишь, значит ты будешь это любить». Согласны?
– Полностью. Мы с супругой подходим друг другу по характеру, мышлению, по натуре. Думаю, все люди для создания семьи ищут подходящего и удобно для них человека, создают свою зону комфорта. Из этого и можно нарисовать любовь. Если всё же вернуться и рассмотреть это с глобальной точки зрения, то Иисус Христос говорил: «Любовь у нас внутри». Считаю, что нам, грешным людям, ещё рановато думать о чистом и возвышенном.
Человек должен сделать выбор сам
– Как вы пришли к вере?
– В 2003 году переехал в Тюмень поступать в ТВВИКУ. Мы с другом решили покреститься в Крестовоздвиженском храме. После таинства выходишь такой набожный, думаешь, что очистился, а на самом деле вера приходит со временем. Обостряется, когда случаются разные события, или одолевают сомнения. Иной раз крестик годами не носишь, потому что он сломался, но веришь в душе.
– Что для вас религия?
– Религию можно изучать всю жизнь. Читал Библию несколько раз. Во второй открыл совершенно новое, понял какие-то строчки и выражения, о смысле которых раньше и не догадывался.
Для меня Бог един, просто каждый по-своему его называет, как разные языки в мире и понимание одного и того же слова: «Привет». Нет разных богов, которые сидят на облаке и руководят. Я думаю, Создатель один, в мире действует одна система. А люди придумали разные определения. У православных – Бог, у мусульман – Аллах, у буддистов – Будда. Там выше совсем всё по-другому. Может быть, над нами смеются и думают: «Если вам легче, то и живите так». По сути, в разных религиях написано одно и тоже: не делай зла.
– Человек должен сам выбрать религию?
– Мы говорили о выборе любимого человека, тут тоже самое – создаём свою зону комфорта и выбираем то, что нам по душе. Я так скажу: жизнь приведёт вас к истине. Не люблю, когда навязывают веру. Человек должен сам выбрать, и это будет гораздо лучше, чем спустя время наступит большое разочарование.
Гитара и танцы
– Говоря про выбор, давайте вернёмся к завершению вашей карьеры. Расскажите, в какой момент вы поняли, что хотите уйти из спорта?
– Мысль в голове появилась давно, года два назад. Сначала не было понимания в каком направлении я могу двигаться, чтобы содержать семью – нас семь человек! Я дрался и ждал момента, когда что-то интересное реализуется. После завершения карьеры у меня освободилось время на развитие проектов.
– На крайний бой вы шли за победой?
– Естественно! Я всегда иду побеждать. Выступаю не только ради денег – всегда важен результат. К этому поединку готовился очень серьезно, занимался в горах, в Алматы. К сожалению, один удар всё решил.
– Обидно было завершать карьеру поражением?
– Я хотел закончить на хорошей ноте. В любом случае, сказал бы после боя, что ухожу. Нет смысла продолжать и вредить своему здоровью. В жизни есть много интересного. Хочу научиться играть на гитаре и танцевать с женой латиноамериканские танцы, больше времени проводить с детьми.
Текст: Марина Ананьина
Фото: Роман Фёдоров