Найти тему
Город на память

«Город на память». 857. Московский редевелопмент. Каланчёвка

11 декабря 2023 года/
Очередной обзор происходящих в Москве перемен связан с историей транспорта. В середине XIX века на бывшем Каланчёвском поле один за другим построили три вокзала - Николаевский (Ленинградский), Ярославский и Рязанский (Казанский), вокруг сложилась железнодорожная инфраструктура - паровозные депо, водонапорные башни, пакгаузы. Через Каланчёвку по эстакаде проложена Алексеевская соединительная ветка, на которой возвели Императорский павильон (станция Каланчёвская). И вот в наши дни в связи с запуском МЦД здесь произведена масштабная реконструкция. Также представляет интерес современное использование исторических зданий Рязанского трамвайного парка (2-го троллейбусного парка).

-2

Комсомольская площадь, 1Ас2 - Царский павильон Николаевской железной дороги (1896, архитектор Генрих Войневич) строился для торжественной встречи императора Николая II по случаю его коронации. Однако царский поезд прибыл на Смоленский (Белорусский) вокзал, но Николай II бывал на Каланчёвке позднее - когда возвращался из Нижнего Новгорода с Всероссийской промышленно-художественной выставки и когда приезжал на открытие памятника Александру III у храма Христа Спасителя.

Смотрите старые фотографии. Императорский павильон на Каланчёвской улице. 1896 год:

1896 Императорский павильон на Каланчёвской улице (ныне станция "Каланчёвская")

Перрон императорского павильона на Каланчёвской улице. 1896 год:

1896 Перрон императорского павильона на Каланчёвской улице (ныне станция "Каланчёвская")

После февральских событий 1917 года в здании собирались революционно настроенные железнодорожники, здесь проходили организационные заседания, был сформирован районный Совет рабочих депутатов, состоялась первая общегородская конференция Союза рабочей молодежи «III Интернационал». С 1930-х годов и до недавнего времени вокзальный павильон платформы Каланчёвская использовался для обслуживания пассажиров пригородных поездов.

-3
-4
-5
-6

Запуск Московских центральных диаметров повлёк замену исторического названия Каланчёвская на новое - станция Площадь трёх вокзалов (сообщалось, что название выбрали сами москвичи на портале «Активный гражданин»).

-7

Старый вестибюль платформы Каланчёвская

-8

Новый вход в подземный павильон Площадь трёх вокзалов. Вместо снесённых боковых перронов построена островная платформа, под которой оборудованы вестибюль и кассовые залы.

-9
-10
-11

Царский павильон превратился в резиденцию Деда Мороза, открытую для посетителей круглый год. Экспозиция посвящена поезду зимнего волшебника, который совершает новогоднее турне по российским городам и весям от Пскова до Тынды. Ведомый паровозами нарядно украшенный состав останавливается на 80 станциях и Дед Мороз со своей свитой устраивают праздник для местной детворы.

-12
-13
-14

В железнодорожном тупике ещё в царское время были построены складские здания, которые снесены сейчас в ходе реконструкции территории.

-15

Также разрушены служебные здания советского периода, относившиеся к Южному парку станции Москва-Товарная, котельные, диспетчерская, растворно-бетонный завод «Комсомольский», гаражный кооператив «Искра», производственно-технологический комплекс локомотивного депо Москва-Пассажирская, строения воинской части.

-16

Было: обширная промзона

-17

Стало: пустырь под реконструкцию транспортного узла

-18

Каланчёвская улица, 32/61 - дом Джейн Макгилл (1877) принадлежал вдове шотландского фабриканта Роберта Макгилла, построившего на Каланчёвке цементный завод. Это первый в Москве кирпичный дом, который передвинули на новое место. В 1898 году он помешал расширению товарной станции и был перемещён на 100 метров в глубину квартала. Под руководством инженера Иосифа Федоровича фасады стянули рельсами, отрезали фундамент и на конной тяге в течение недели неспешно двигали здание весом 1840 тонн.

Первое в Москве перемещение каменного дома. 1898 год:

Перемещение каменного дома в Москве в 1898г

Газета «Русский листок» отреагировала на это событие в стихотворной форме:
«Нельзя сказать чтобы проворно,
Но всё ж - единственный пример!
Дом продвигается упорно
И торжествует инженер».

-19
-20
-21

Каланчёвская улица, 32/58 - жилой дом (1905), сейчас - административное здание. Цвет фасадов наверняка понравится Барби.

-22

Комсомольская площадь, 1Ас20 - административное здание (1888)

-23

Алексеевская железнодорожная ветка в направлении Курского вокзала пересекала Каланчёвскую (Комсомольскую) площадь по эстакаде, которую спроектировал в 1912-1914 годах Алексей Щусев в содружестве с инженерами путей сообщения. По замыслу создателей путепровода, поезда следовали по высокой земляной насыпи, подпорные стены которой были облицованы гранитом. Три пролёта предназначались для проезда транспорта с Каланчёвской улицы на вокзальную площадь и на Новорязанскую улицу.

Временная деревянная эстакада. 1914 год:

1914 Каланчевская улица

Каланчёвский путепровод. 1946 год:

Каланчёвский путепровод

Каланчёвский путепровод. 1965 год:

Комсомольская площадь

-24
-25

В связи с запуском МЦД возникла необходимость увеличить пропускную способность линии и добавить ещё два пути. Каланчёвский путепровод не имел охранного статуса в качестве памятника архитектуры и при реконструкции полностью утратил исторический облик. Земляная насыпь вместе с щусевскими аркадами оказалась срыта, вместо балочных конструкций установлены массивные стальные арки, на которые зачем-то прикрепили двуглавых орлов.

-26
-27

Первые проекты реконструкции появились лет десять назад и тогда предлагались варианты модернизации с воссозданием части щусевского замысла. Реализованный в итоге проект авторы обосновывают необходимостью перераспределения наземных потоков транспорта, сохранения технической зоны метрополитена, снижения нагрузки на коллектор ручья Ольховец.

-28
-29
-30
-31

А здесь возле насыпи находился Железнодорожный сквер - место отдыха бездомных граждан.

-32

Новорязанская улица, 23 - трамвайное депо (1911), 2-й троллейбусный парк, гастромаркет «Три вокзала. Депо»

На Новорязанской улице в 1911 году открылся Рязанский парк городских железных дорог, проще говоря, трамвайное депо. Архитектурный ансамбль создан по проекту строительства городских трамвайных парков в мастерской инженера Михаила Поливанова. При оформлении фасадов использованы элементы модерна и псевдорусского стиля, гармонирующие с декором соседнего Казанского вокзала.

После революции городской транспорт пришёл в упадок и на территории парка временно образовалась свалка неисправных трамвайных вагонов. Спустя несколько лет парк вновь стал обслуживать окрестные трамвайные маршруты, коих было немало. Непосредственно по Новорязанской улице курсировали 12, 22 и 45 трамваи, везущие пассажиров на окраины - к Электрозаводу, в Измайлово и Лефортово. В 1937 году было принято решение переместить трамвайное депо в Ростокино, а вместо него организовать 2-й троллейбусный парк на 70 машин. В послевоенные годы здесь обкатывались все новые модели троллейбусов.

Рязанский парк городских железных дорог. 1911 год:

Рязанский парк городских железных дорог на Ольховской улице

2-й троллейбусный парк на Новорязанской улице. 1972 год:

1972 2-й троллейбусный парк на Новорязанской улице

Открытая площадка 2-го троллейбусного парка. 1987 год:

1987 Вид на 2-й троллейбусный парк

2-й троллейбусный парк. 1998 год:

1998 2-й троллейбусный парк

-33

В 2017 году за ворота парка выехал последний троллейбус и производственные корпуса стали приспосабливать под так называемый гастромаркет, который объединяет фермерский рынок, кафе и закусочные, продуктовые магазины. Заимствованные из английского языка определения подобных комплексов общественного питания, такие как «гастромаркет», «фудмолл» или «фудкорт», режут слух. Если есть идеи, можете написать в комментариях русскоязычные синонимы, которыми можно было бы заменить пресловутый «гастромаркет».

-34

В ходе реконструкции были снесены служебные постройки советского периода, а исторические корпуса отреставрированы. Представляется, что это оптимальный вариант современного использования старых индустриальных зданий.

-35
-36

Новорязанская улица, 23с8 - проходная и диспетчерская 2-го троллейбусного парка (1910, перестройка 2021-2022)

-37
-38

Новорязанская улица, 23с1 - вагонный сарай (1910-1911), отстойно-ремонтный корпус. Десять въездных ворот в ходе приспособления под торговый павильон заменены панорамными окнами.

-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47

Новорязанская улица, 23с2 - здание амбулатории, мастерских и гаража (1910, 1926), проходная, администрация и бухгалтерия 2-го троллейбусного парка

-48
-49
-50
-51

Памятник работникам 2-го троллейбусного парка, погибшим в сражениях Великой Отечественной войны

-52

Новорязанская улица, 23с3 - клуб и административное здание 2-го троллейбусного парка (1910)

-53
-54

Новорязанская улица, 23с5 - административные службы 2-го троллейбусного парка (1910)

-55
-56
-57

Новорязанская улица, 23с6 и 23с9 - технический корпус (2022) построен на месте мастерских 2-го троллейбусного парка.

-58
-59

На крыше установлен подлинный троллейбус МТБ-82Д с бортовым номером 1877 из 1-го троллейбусного парка на Соколе. При этом, если присмотреться внимательно, родной указатель маршрута заменён на никогда не существовавший.

-60
-61

Количество обслуживаемых троллейбусов увеличивалось и к семидесятым годам превысило 300 машин. Треть из них размещалась на открытой стоянке возле железной дороги. Теперь здесь автостоянка посетителей гастромаркета и летний кинопаркинг.

-62
-63

В августе 2023 года Музей Транспорта Москвы представил небольшую выставку экспонатов из своей коллекции — универсал-такси ГАЗ-24-04, тягач-эвакуатор МАЗ-ЗИЛ, автовышку СТАР-28 и другие машины.

-64
-65
-66

А как сегодня выглядят интерьеры бывшего «вагонного сарая»?

-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74

Фотографии: Евгений Чесноков

-75

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #редевелопмент #каланчевская #транспорт #железнаядорога #тривокзала