Найти тему
Город на память

«Город на память». 314. Казанский вокзал и Новорязанская улица

1 апреля 2017 года/

Новорязанская улица проложена в 1887 году на месте спрятанного в трубу ручья Ольховец. Находящийся поблизости Казанский вокзал в те времена назывался Рязанским, отсюда возникло и название улицы. Большинство построек - и дореволюционных, и советского периода - так или иначе связаны с транспортниками: от Казанского вокзала до дома культуры «Автомобилист» и первого стадиона железнодорожников.

Первое здание Рязанского вокзала было деревянным и открылось в 1862 году, но уже спустя пару лет архитектор М.Левестам возвёл каменное здание, которое оказалось тесным и неудобным для пассажиров. Перестройки не привели к существенным улучшениям, а в связи с открытием Московско-Казанской железной дороги и увеличением пассажиропотока потребовалось новое здание.

Смотрите старые фотографии: Рязанский вокзал. Вид с Каланчёвской площади. 1900 год:

1900 Вокзал Московско-Рязанской железной дороги

Смотрите старые фотографии: Казанский вокзал. 1946-1950 гг.:

1946—1950 Казанский вокзал

На переднем плане видны полуторки с деревянными лавками в кузове и надписью «такси» на борту.

В конкурсе проектов победил Алексей Щусев, который и был утверждён в 1913 году как главный архитектор строительства нового вокзала. Для реализации проекта, символично названного «Ворота на Восток», были выделены значительные средства и привлечены лучшие художники Николай Рерих, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере и другие. До революции закончилась закладка фундаментов, строились котельная, багажное отделение, главный вход с башней. В 1919 году здание было сдано в эксплуатацию в упрощённом виде и лишь перед Великой Отечественной войной завершён последний этап строительства.

-2
-3
-4

Главная башня вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля, а венчает её шпиль с драконом Зилантом, который изображался на древнем гербе Казани. На фасаде здания установлены часы со знаками зодиака на циферблате. В интерьере наиболее выразителен зал ресторана, которому был придан вид трапезной палаты времён московского барокко, в его оформлении присутствуют белоснежные с позолотой детали, живописные вставки, лепнина, встроенные в простенки зеркала.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Благотворительный новогодний спектакль на Казанском вокзале

-19
-20
-21

Смотрите старые фотографии: Весенний базар возле Казанского вокзала. Вид со стороны Рязанского проезда. 1939 год:

1939 Весенний базар на Комсомольской площади

-22
-23

Кажется, реконструкция Казанского вокзала никогда не прекращалась и никогда не закончится. В 1950-х годах был построен подземный зал пригородного сообщения, соединённый с вестибюлем станции метро «Комсомольская»-радиальная, а начиная с 1970-х и до 1997 года здесь проводились работы по перепланировке помещений для увеличения пропускной способности вокзала. Реконструкция достигла апогея при Лужкове, когда появились новые корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице, включая Царскую башню, возведённую по чертежам Щусева, а также дебаркадер над перронами. В 2012 году на платформе было сооружено двухэтажное здание для служб пригородного сообщения.

Смотрите старые фотографии: Начало Новорязанской улицы. 1985-1995 гг.:

1985—1995 Строительство Казанского вокзала

В левой части фото видно глухое здание «холодного склада», построенного в 1913 году.

Смотрите старые фотографии: Казанский вокзал. 1945-1955 гг.:

1945—1955 Казанский вокзал

А эта замечательная фотография снята со стороны Новорязанской улицы, но чуть подальше. Виден вход в метро и памятник Ленину, который был демонтирован при строительстве новых вокзальных зданий и хранится на складе багажного отделения.

-24

Современный вид с новыми корпусами

-25

Памятник создателям железных дорог России. Скульптор Салават Щербаков изваял фигуры Ефима и Мирона Черепановых, Павла Мельникова, Сергея Витте, Михаила Хилкова, Франца Антона фон Герстнера и бюст императора Николая I. Скульптурная композиция открылась в канун Дня железнодорожника в 2013 году.

-26
-27

Перроны и багажное отделение

-28
-29

В 1936 году был основан Главный центр магистральных перевозок почты. 17 декабря 1964 года состоялась пробная посадка вертолёта Ми-4П на крышу нового здания почтамта. Предполагалось, что вертолёты с почтой будут регулярно курсировать между почтамтом и аэропортами. «Вертодром» на крыше был рассчитан на две машины, в надстройке оборудованы командно-диспетчерский пункт, комнаты для экспедиторов и экипажей. Несмотря на успешно проведённый эксперимент, инициатива доставки корреспонденции по воздуху не получила дальнейшего развития. Сейчас здание относится к ФГУП «Почта России».

Смотрите старые фотографии: Посадка Ми-4П на крышу почтамта. 1964 год:

Посадка Ми-4П на крышу Главного железнодорожного почтамта

В левой части снимка видно бывшее веерное депо, обслуживавшее малогабаритные паровозы.

-30

Веерное депо – единственное здание, сохранившееся от первого проекта вокзала, построено в 1890-х годах. Оно было рассчитано на малогабаритные паровозы и для гигантов ХХ века, таких как ИС или П36 не пригодилось.

-31

Новорязанская улица, 2 – доходный дом Бровкина построен в 1895 году.

-32

Новорязанская улица, 8А – довоенное здание построено для Главного химического управления РККА, позднее в нём размещался проектный институт.

-33

Новорязанская улица, 12 – бывший Дом Правления Московско-Рязанской железной дороги построен в 1904 году по проекту архитектора Н.Якунина. За ним во дворе – колледж лёгкой промышленности, бывшая школа № 634 (Новорязанская улица, 14).

-34

Новорязанская улица, 16 – жилой дом 1927 года

-35

Новорязанская улица, 23 – Рязанский парк городских железных дорог (1910-1911, мастерская гражданского инженера М.Поливанова)

Смотрите старые фотографии: Рязанский парк городских железных дорог. 1911 год:

Рязанский парк городских железных дорог на Ольховской улице

-36
-37

Кирпичное здание без окон – это бывший «вагонный сарай». Трамвайный парк сдан в эксплуатацию в 1911 году, но уже в 1937 году закрылся, подвижной состав был переведён в Ростокино (Трамвайное депо имени Баумана), а территорию занял 2-й Троллейбусный парк.

Смотрите старые фотографии: Троллейбусный парк № 2. На фото раритетные троллейбусы ТБЭС-ВСХВ и ТБУ-1. 1956 год:

1956 Троллейбусный парк № 2

В 1964 году на экраны вышел кинофильм «Первый троллейбус», в котором снялись молодые актёры Ирина Губанова, Александр Демьяненко, Олег Даль, Георгий Вицин, Михаил Кононов. Съёмки этой лирической мелодрамы проходили в Москве и Одессе, причём троллейбусы выходят на маршрут с Новорязанской улицы, потом в кадре появляется Северянинский путепровод, а дальнейшая поездка продолжается по одесским улицам.

-38

Новорязанская улица, 18 – Молочный завод № 1 имени Горького, после реконструкции известный как бизнес-центр «Стендаль».

-39
-40

Новорязанская улица пересекается с 1-м Басманным переулком.

-41

Новорязанская улица, 22 – доходный дом (1914, архитектор И.Герман)

-42

Новорязанская улица, 24 – на месте пустыря построен бизнес-центр (фото внизу).

-43
-44

Новорязанская улица, 25 строение 1

-45
-46

Новорязанская улица, 26 строение 1 – дом культуры «Автомобилист» 1936 года превратился в «Loft Factory».

-47

Подковообразное здание на Новорязанской улице, 27 построено по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова в 1926-1929 годах как гараж для грузовых автомобилей на 104 машиноместа. Грузовики въезжали в гараж с Новорязанской улицы через торцы здания, а выезжали сделав полукруг внутри гаража. В середине дуги размещались мастерские.

Смотрите старые фотографии. Кадр из кинофильма «Человек родился». 1956 год:

1956 4-й автобусный парк

В 1948 году гараж перепрофилировали под 4-й автобусный парк, который в разные годы обслуживал 45 маршрутов. На волне вывода промпредприятий из центра города была произведена «оптимизация»: в 2014 году парк перебрался в Новокосино. Дальнейшая судьба памятника архитектуры русского авангарда неизвестна.

-48
-49
-50
-51
-52
-53

Смотрите старые фотографии: Стадион «Локомотив». 1952-1956 гг.:

1952—1956 Стадион КОР (Локомотив)

Гараж соседствовал с самым первым стадионом столичных железнодорожников.  Добровольное спортивное общество «Локомотив» было создано в 1936 году, а его предшественниками были «Клуб имени Октябрьской революции» (основан в 1922) и «Казанка» (при паровозном депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги, основан в 1931). Команда «КОР» принимала соперников на стадионе между Новорязанской и Ольховской улицами.

Смотрите старые фотографии: Стадион «Локомотив». 1962-1970 гг.:

1962—1970 Стадион "Локомотив" на Новорязанской улице

-54
-55

Распад Союза вызвал экономический коллапс – без госплана предприятия оказались предоставлены сами себе и в новых реалиях были вынуждены отказаться от поддержки «социалки», своих спортивных объектов, домов культуры, пионерских лагерей. Стадион «Локомотив» оказался заброшен и надолго превратился в пустырь. Странно, что на этом месте не вырос очередной бизнес-центр или жилой квартал. Лишь в 2016 году состоялась реконструкция стадиона и теперь это футбольное поле Спортивной школы олимпийского резерва № 27 «Сокол» Москомспорта.

-56
-57

Обсудить итоги футбольного матча болельщики могли в саду, который назывался Детский парк имени Милютина. Сейчас от этого парка с эстрадой, памятником юному Володе Ульянову и детской свиньёй-качалкой остался небольшой сквер.

Смотрите старые фотографии: В сквере. 1957 год:

1957 Детский парк (Новорязанская улица)

-58

Новорязанская улица завершается у Елоховской площади жилыми домами № 30 (1937), № 31с5 (1932), № 31с6 (1933), № 32 (1963), № 36 (1941), № 38с1 (1928).

Смотрите старые фотографии: Новорязанская улица, № 36. 1948-1952 гг.:

1948—1952 На Новорязанской улице

-59
-60
-61

Новорязанская улица, 38 строение 2 – заброшенное здание

-62

Фотографии: Евгений Чесноков

-63

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #архитектура #история #казанскийвокзал #новорязанскаяулица #транспорт #константинмельников #алексейщусев