11 сентября 2012 года/
Каланчёвская улица обязана своим названием царскому путевому дворцу с высокой башней - каланчой - который был построен в XVII веке там, где сейчас раскинулась Комсомольская площадь. На улице находятся две из семи московских сталинских высоток, а большинство административных зданий занимают офисы железнодорожных служб: Росжелдорпроект, Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, Главный вычислительный центр РЖД, Центр фирменного транспортного обслуживания, железнодорожный колледж № 52 и другие. В окрестностях можно заметить несколько интересных памятников, установленных на заре советской власти, в двадцатые годы. На Каланчёвке совсем недавно располагался кинотеатр «Перекоп», теперь в этом здании - Мюзик-холл.
Начало застройки Каланчёвской улицы, возможно, относится к концу, XVIII века, когда сюда перевели с Чистых прудов лесной ряд, выстроив лавки для торговли строительным материалом. Улица называлась «из Лесного ряду к Красным воротам».
Триумфальная арка Красных ворот в стиле барокко была возведена в 1709 году по приказу Петра I в честь победы в Полтавской битве, а в 1927-м разрушена для расширения проезжей части Садового кольца.
Смотрите старые фотографии: Красные ворота. 1896 год:
Каланчёвская улица. 1935-1936 гг.:
Строительство высотки. 1950 год:
Административно-жилое здание на площади Красных ворот строилось с 1947 по 1952 год в самой высокой точке Садового кольца (архитекторы Алексей Душкин, Борис Мезенцев). До начала строительства на этом месте находился дом (принадлежащий когда-то генералу Н.Толю), в котором родился литератор Михаил Лермонтов. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства путей сообщения, к нему примыкают жилые корпуса в 11-15 этажей. Здание признано объектом культурного и исторического наследия регионального значения.
Сквер на Сенной (Лермонтовской) площади возник в 1882 году. За памятником Лермонтову можно увидеть скульптуру, изображающую усталого пожилого человека, присевшего отдохнуть. Памятник «Сезонник» (сезонный рабочий, или, как сейчас принято говорить – гастарбайтер) работы скульптора Ивана Шадра был установлен по предложению Управления коммунального хозяйства Москвы в 1929 году. Неподалёку находилась Биржа труда, где горожане и приезжие искали временную или постоянную работу. Существуют две интересные версии относительно того, кто послужил моделью для памятника «Сезонник». Согласно первой – это реальный сезонный рабочий, запечатленный в момент скорби над телом умершего сына. По другой версии – это отец скульптора Шадра, простой сельский плотник.
Окрестности трёх вокзалов и сейчас изобилуют маргинальными персонажами, приехавшими на заработки, но не нашедшими работы. Функции Биржи труда в последние годы перешли к Комсомольской площади («плешке»), где можно нанять рабочих для ремонта. Полиция периодически прогоняет артельщиков, но спустя некоторое время тусовка возвращается. Заработанные деньги можно потратить с умом, а можно и пропить тут же, у ларьков на Каланчёвской улице.
Каланчёвская улица, 4 - дом расселён и ожидает то ли сноса, то ли реконструкции. В нём пока ещё работает магазин «Охотник».
Смотрите старые фотографии: Каланчёвская улица. Магазин «Охотник». 1969 год:
Фасады и дворы Каланчёвской улицы
Каланчёвская улица, 15А - дом Акционерного общества «Оргметалл» (1927-1928, архитекторы О.Штейндратус, Б.Гайду, Д.Френкель)
Смотрите старые фотографии: Каланчёвская улица, дом № 15. Здание треста «Оргметалл». 1935 год:
Каланчёвская улица, 17с1 - трест «Москвошвей», швейная фабрика «Большевичка» (1929)
В своё время журналист и писатель Владимир Гиляровский прославился как краевед и знаток московского быта. Современная Каланчёвка напоминает о гиляровских сюжетах столетней давности. Здесь хватает бездомных, цыган и жертв всякого рода мошенников. По словам фельдшеров «скорой помощи», на привокзальных улицах в руки медиков чаще всего попадают любвеобильные пассажиры, отравленные девицами-клофелинщицами.
Бездомным помогают благотворительные организации, в определённые дни и часы возле каланчёвской эстакады паркуется автобус «Милосердие». Волонтёры раздают горячую еду, в холодное время года привозят тёплую одежду. В автобусе есть фельдшер, готовый оказать первую помощь. Бездомные жалуются на жестокое отношение к ним вокзальной охраны и полиции, нередки и пьяные драки между самими обитателями «плешки». Контингент нуждающихся в помощи весьма неспокойный и за порядком во время раздачи гуманитарной помощи присматривают дюжие охранники-санитары.
В 1860-х годах железнодорожная ветка отделила Каланчёвскую улицу от Каланчёвской площади, в 1909-м была построена каменная эстакада с арками для проезда гужевого и автомобильного транспорта.
Смотрите старые фотографии: Проезд с Каланчёвской на Комсомольскую площадь. 1935-1937 гг.:
Каланчёвская площадь. 1937 год:
Комсомольская площадь
Свернув на Комсомольскую площадь в сторону Ленинградского вокзала и вглубь к постройкам локомотивного депо, можно полюбоваться уникальной композицией в стиле стим-панка. Механический Ленин 1925 года постройки не самый известный памятник (он даже не значится в реестре Комитета по охране памятников г. Москвы), но весьма колоритный. На двух колёсных парах установлена сложная конструкция с рычагами, которую венчает скульптура Владимира Ленина.
По замыслу рабочих паровозных и вагонных мастерских, монумент должен был буксироваться дрезиной по советским железным дорогам. При помощи рычагов скульптура поворачивалась и Ленин как бы озирал окрестности – великие стройки, необъятные колхозные поля, высотные городские здания. Достоверно неизвестно, путешествовал ли когда-нибудь передвижной Ленин по российским просторам. Железнодорожники ухаживают за памятником, но за десятки лет механизм пришёл в негодность.
Раритет на Комсомольской площади – один из самых старых сохранившихся телефонных люков, он изготовлен в период с 1918 по 1932 год. Четыре полустёршиеся буквы аббревиатуры НКПТ – Народный комиссариат почты и телеграфа. Дизайн рисунка несколько отличается от более поздних крышек люков НКС и МС.
Смотрите старые фотографии: Каланчёвская улица. Строительство гостиницы «Ленинградская». 1951 год:
Для сооружения гостиницы «Ленинградская» (1949-1954, архитекторы Л.Поляков, А.Борецкий) в бывшее русло реки, на котором стоит высотка, вбито 1 200 железобетонных свай. Для устройства фундамента вынуто около 50 000 кубометров грунта и уложено 14 000 кубометров армированного бетона, на постройку потребовалось 8 000 000 штук кирпича. Для внутренней и внешней отделки здания использованы белые керамические плитки, мрамор, глазурованная керамика, металл, шокшинский красный кварцит, известняк и другие материалы. В номерах шёлковые занавеси, ковры и мебель, изготовленная по спецзаказу.
С 2008 года гостиница называется «Хилтон Москва Ленинградская», в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов. Несмотря на капитальный ремонт, во всем здании сохранился исторический интерьер гостиницы.
Станция Москва-Каланчёвская появилась в 1865 году. На западной платформе находится вокзальное здание — павильон постройки 1896 года (архитектор Г.Войневич). Предполагалось, что именно этот Императорский вокзал должен стать вокзалом, обслуживающим приём и отправку правительственных и прочих важных поездов, начиная с поезда с императором Николаем II, направляющегося на коронацию. В связи с таким особым предназначением павильон был выстроен из красивого облицовочного кирпича и украшен тарутинским камнем, увенчан куполообразной крышей и башней со шпилем, а отделка, мебель и прочее внутреннее убранство были необычайно пышными.
Однако, планы были изменены — коронационный поезд из Петербурга прибыл на Брестский вокзал (ныне Белорусский). Позже императорские поезда с императором и монаршей семьей всё-таки использовали изредка этот спецвокзал. Здание не всегда использовалось по прямому назначению — после революции в нём размещался райсовет Железнодорожного района Москвы, а спустя некоторое время Москва-Каланчёвская стала обычной пассажирской железнодорожной станцией для пригородных поездов.
Смотрите старые фотографии: Каланчёвская улица. 1935-1936 гг.:
Каланчёвская улица. 1969 год:
Рядом с железнодорожной станцией Каланчёвская в 1954 году открылась конечная трамвайная станция. Напротив находился ныне закрывшийся кинотеатр «Перекоп».
Административное здание РЖД
Ворота спортплощадки железнодорожного колледжа № 52
Что бы это значило?
Улица, начинающаяся у шумного Садового кольца и пересекающая многолюдную Комсомольскую площадь, завершается провинциально-несуетно малоэтажной жилой, промышленной и административной застройкой.
Смотрите старые фотографии: Каланчёвская улица. Дом № 32 (не сохранился). 1979 год:
Каланчёвская улица. Дом № 43. Мосгорсуд. 1947 год:
Некоторые здания были реконструированы. Живарев переулок, 8 - до и после ремонта.
Ретроавтомобиль? Вовсе нет. Если что-то и пишут о современном отечественном автопроме, то чаще всего либо глумятся над Ладой, либо рекламируют ё-мобиль. Как будто других тем нет. А ведь у нас до сих пор производятся уазовские фургоны с кузовом «буханка» разных модификаций. Такой консерватизм дизайна вполне достоин попадания в Книгу рекордов Гиннесса.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #каланчевскаяулица #владимирленин #памятникленину #стараямосква #сталинскиевысотки #тривокзала #комсомольскаяплощадь #улицымосквы #прогулкипомоскве