Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала

4 апреля 2022 года/

Архитектурный ансамбль на Каланчёвской (Комсомольской) площади создан по проекту архитектора Алексея Щусева и объединяет несколько зданий, имеющих непосредственное отношение к Московско-Казанской железной дороге - Казанский вокзал, технические службы и котельную, Дом культуры железнодорожников. Комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

Первое деревянное здание тогда ещё Рязанского вокзала было построено в 1862 году к открытию движения на Московско-Рязанской железной дороге. Спустя два года деревянная постройка была заменена каменным одноэтажным вокзалом по проекту архитектора Матвея Левестама. В 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, пассажиропоток значительно вырос и правление дороги задумалось о возведении более просторного вокзального здания.

Казанский вокзал. 1904-1912 гг.:

1904—1912 Казанский вокзал

По условиям архитектурного конкурса оформление комплекса должно было символизировать связь Европы и Азии и эта тема оказалось более полно раскрыта Алексеем Щусевым, который опередил своего не менее именитого коллегу и мастера модерна Фёдора Шехтеля. Окончательный проект был утверждён в 1913 году и сразу же начались строительные работы, на которые правление не пожалело средств. К оформлению интерьеров привлекались художники Николай Рерих, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, Евгений Лансере.

-2

Комсомольская площадь, 2 – Казанский вокзал

В процессе строительства первоначальный проект Щусева совершенствовался, на фасадах и в интерьерах появилась советская символика, а в ходе последующих реконструкций Казанского вокзала добавились новые корпуса с залами ожидания, билетными терминалами, камерами хранения. С этими сугубо функциональными помещениями соседствует роскошный зал ресторана, спроектированный в виде огромной старинной трапезной палаты и богато украшенный лепниной и фресками.

-3

За этим фасадом находился ресторан.

-4

Литераторы Илья Ильф и Евгений Петров, трудившиеся на ниве журналистики в железнодорожной газете «Гудок», а также писавшие дуэтом увлекательные романы, не прошли мимо грандиозных перемен на Каланчёвской площади и заглянули на Казанский вокзал. Вот цитата из их романа «Двенадцать стульев»: «Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала».

Казанский вокзал. Главный зал ресторана. 1938 год:

Казанский вокзал. Главный зал ресторана

Оформление интерьеров огромного ресторана происходило уже после Октябрьской революции, поэтому в вычурные рамки московского барокко оказались вписаны не какие-то старорежимные сюжеты, а картины трудовых будней советских людей из разных республик молодой Страны Советов. Эти живописные работы созданы художником Евгением Лансере.

-5

В наши дни бывший ресторан используется в качестве зала ожидания повышенной комфортности. Угнездившиеся на мягких диванах транзитные пассажиры могут неспешно разглядывать эту картинную галерею, воспевающую достижения московских строителей и казахских животноводов, сибирских охотников и мурманских рыбаков, колхозников Поволжья и хлеборобов Украины.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37

Комсомольская площадь, 4 – ЦДКЖ. Ещё одно здание, примечательное своими интерьерами, расположено на противоположном конце вокзального комплекса, это Центральный Дом культуры железнодорожников, построенный в 1927 году.

Комсомольская площадь. 1965-1974 гг.:

1965—1974 Комсомольская площадь

-38

Архитектор Алексей Щусев использовал в оформлении фасада каменные элементы, свойственные эпохе «нарышкинского» барокко, и органично вписал дом культуры в архитектурный ансамбль Казанского вокзала. Соавтором Щусева стал инженер Генрих Карлсен, рассчитавший параметры мощной железобетонной конструкции в виде полукольца, на которой расположен зрительный зал. Поначалу в качестве фойе использовались бывшие служебные помещения Казанского вокзала, а в 1940 году внутренняя планировка здания обрела нынешний вид.

Центральный дом культуры железнодорожников. 1937-1938 гг.:

1937—1938 Центральный дом культуры железнодорожников

Центральный дом культуры железнодорожников. 1939-1950 гг.:

1939—1950 ЦДК железнодорожников

Праздничное оформление клуба. 1932 год:

1932 Праздничное оформление клуба

Клуб имени Октябрьской революции. 1932 год:

1932 Клуб имени Октябрьской революции

Образцовый рабочий клуб-театр для членов профсоюза железнодорожников (Театр-клуб Дорпрофсожа Моск.-Каз.ж-д) в первые годы Советской власти стал известен как Клуб имени Октябрьской революции. С 1935 года образовательно-развлекательное учреждение было переименовано в Центральный Дом культуры железнодорожников всесоюзного значения.

Здание клуба построено на средства Наркомата путей сообщения, дорожного комитета и центрального комитета Союза железнодорожников, однако по городской легенде, якобы ссылающейся на газету «Гудок», в строительство были вложены деньги купца Николая Стахеева, который после революции эмигрировал во Францию, вернулся в Москву в 1918 году за припрятанными драгоценностями, но был пойман сотрудниками ГПУ. Чекисты сделали Стахееву предложение, от которого тот не смог отказаться, – сдача купеческих богатств в пользу государства в обмен на пенсию и выезд из Советской России.

Уже упоминавшиеся писатели Ильф и Петров творчески переработали эту историю и в 1927 году написали сатирический роман «Двенадцать стульев», в котором купец Стахеев стал прототипом Ипполита Воробьянинова, а на спрятанные в стуле сокровища был построен Дом культуры железнодорожников. «Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям», – так завершили Ильф и Петров своё повествование.

В помещениях ЦДКЖ работали кружки и секции, создавались коллективы художественной самодеятельности, которыми руководили, в частности, такие мэтры советской эстрадной культуры, как Леонид Утёсов и Исаак Дунаевский. Впоследствии на сцену дома культуры выходили все звёзды эстрады, здесь предпочитал выступать Аркадий Райкин во время московских гастролей своего Театра миниатюр, а в мае 1974 года в этом зале состоялся сольный дебют молодой певицы Аллы Пугачёвой.

И в наши дни ЦДКЖ остаётся популярной в Москве театральной и концертной площадкой. Изначально рассчитанный на 1200 стульев театральный зал претерпел некоторые изменения и сейчас в комфортных креслах могут разместиться 700 зрителей.

Театр-клуб Дорпрофсожа Моск.-Каз. ж-д при Казанском вокзале в Москве. 1927-1928 гг.:

1927—1928 Театр-клуб Дорпрофсожа Моск.-Каз. ж-д при Казанском вокзале в Москве

-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75
-76
-77
-78
-79
-80
-81
-82
-83
-84
-85

На фото: сцены из спектаклей «Белоснежка и семь гномов» и «Остров сокровищ» продюсерского центра «Триумф».

-86
-87
-88

Фотографии: Евгений Чесноков

-89

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #комсомольскаяплощадь #щусев #казанскийвокзал #интерьеры #домкультуры #цдкж