Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Скоропечатня Левенсона, или Самое красивое здание для самой лучшей типографии

Представляете, что будет, если руководитель типографии, которая печатает дорогие, красиво оформленные книги, художественную (по-настоящему высокохудожественную!) рекламу, а также выполняет важные государственные заказы, скажет: «Я произвожу самую красивую в стране полиграфию, поэтому моя типография должна располагаться в самом красивом доме города»? А именно так случилось в 1899 году с типографией Александра Александровича Левенсона. Расширяя производство, он пригласил для строительства нового предприятия не кого иного, как Федора Шехтеля. Тем более что одним из его заказчиков долгое время являлся сад Эрмитаж, афиши и программки увеселительных мероприятий которого оформлял как раз Федор Осипович – прекрасный рисовальщик и лучший в Москве виньетист. Началось же все с того, что сын широко известного московского врача-акушера Александра Борисовича Левенсона, Александр Александрович решил не ходить по родительским стопам и не посвящать себя медицине, несмотря на то, что дело это всегда был
Оглавление

Представляете, что будет, если руководитель типографии, которая печатает дорогие, красиво оформленные книги, художественную (по-настоящему высокохудожественную!) рекламу, а также выполняет важные государственные заказы, скажет: «Я произвожу самую красивую в стране полиграфию, поэтому моя типография должна располагаться в самом красивом доме города»?

А именно так случилось в 1899 году с типографией Александра Александровича Левенсона. Расширяя производство, он пригласил для строительства нового предприятия не кого иного, как Федора Шехтеля. Тем более что одним из его заказчиков долгое время являлся сад Эрмитаж, афиши и программки увеселительных мероприятий которого оформлял как раз Федор Осипович – прекрасный рисовальщик и лучший в Москве виньетист.

Началось же все с того, что сын широко известного московского врача-акушера Александра Борисовича Левенсона, Александр Александрович решил не ходить по родительским стопам и не посвящать себя медицине, несмотря на то, что дело это всегда было прибыльным. А устроил в Рахмановском переулке (это между Петровкой и Неглинной) маленькую типографию, для начала…

…Купив одну типографскую машину и ручной печатный станок

Спустя три года ему подфартило, и он подрядился печатать ежедневную общественно-политическую газету «Новости дня». В которой, кстати, публиковались и литературные произведения, в том числе рассказы молодого талантливого автора, известного под псевдонимом Антоша Чехонте.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Вскоре это была уже не маленькая типография, а целое Товарищество на вере «Торговый дом А. Левенсона и Ко», а с 1890 года – «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона».

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Благодаря высокому качеству печати Левенсону поступали заказы на производство билетов, афиш и программок для ведущих Императорских театров, а также художественных альбомов известных живописцев, среди которых были даже Валентин Серов и Константин Коровин.

-4

В 1892 году в типографии приключился пожар, и все оборудование сгорело, но прошло совсем немного времени, и Левенсон возродил предприятие и даже весьма его расширил.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

А в 1896-м поступил заказ на производство всей полиграфии, связанной с коронацией Николая Второго и Александры Федоровны. За что Скоропечатня Левенсона получила высокий статус поставщика Двора Его Императорского Величества.

-6

И вот в 1899 году мастер-полиграф решил перенести производство в помещение, достойное его и социальному, и эстетическому уровню. Разумеется…

…Других кандидатур, кроме Шехтеля, не возникало

Собственно, они давно были знакомы – полиграфист и художник. А за славой художника уверенно шла слава архитектора. Почти в то же время Шехтель строил для печатника еще и дачу – деревянный неорусский терем в Переделкине.

Здесь же, в Трехпрудном переулке, в планах Левенсона было создать целый промышленный комплекс – с конторой, типографией, литографическим цехом, цинкографией, мастерской по производству шрифтов и переплетной мастерской.

Решение задачи гений московского модерна нашел в том, чтобы создать для скоропечатни настоящий рыцарский замок (5 фото).

Или сказочный русский терем, но с налетом романтического средневековья – тут уж кому что больше нравится. Левенсону, судя по его личному отзыву, всё понравилось однозначно:

«Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый “новый стиль”»

Корпус мастерских был строг и неприхотлив – четырехэтажное здание со стороны внутреннего двора, но вот…

…Административный корпус поражал воображение и восхищал

Недаром здание Скоропечатни называли, да и называют до сих пор одним из красивейших зданий Москвы.

-9

В своих самых лучших традициях, Федор Осипович создал гениальную игру объемов и форм. С башенками, живописными эркерами и моим любимым шатром щипцовой крыши со световым фонарем и с ажурным гребнем – надписью-указанием названия фирмы (7 фото).

А еще – опять же моими любимыми окошками с выпуклыми стеклами-фонариками, которые мне так понравились на доходном доме купца Быкова работы Льва Николаевича Кекушева (3 фото).

И, конечно, совершенно обязательная лепнина, искусно раскиданная по всему фасаду. Цветы чертополоха, герб – символ статуса поставщика Императорского Двора и идущая, словно орнамент, надпись «Т-во Скоропечатни Левенсонъ» (7 фото).

И великолепный барельеф с изображением мастеров-книгопечатников за работой. Считается, кстати, что на нем запечатлен образ германского первопечатника Иоганна Гутенберга.

-13

Про внутренние интерьеры и говорить не приходится. Чего стоила хотя бы одна только лестница, чем-то напоминающая ту, что вскоре украсит особняк Рябушинского на Малой Никитской.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Теперь здесь печатались лучшие и те, кому было суждено стать лучшими и наиболее знаменитыми. С печатных станков типографии Левенсона выходили книги Ивана Бунина, Антона Павловича Чехова, сборники стихов Марины Цветаевой, которая, кстати сказать, жила по соседству – здесь же, в Трехпрудном, бок о бок с домом Сергея Гончарова.

Незадолго до самой революции, словно что-то почувствовав…

…Александр Александрович продал Скоропечатню

С начала 1917 года предприятие принадлежало Земгору – Главному комитету Всероссийских земских и городских союзов по снабжению армии. Но уже в конце года его национализировали большевики, открыв здесь государственную типографию треста Мосполиграф, просуществовавшую до 1942 года.

-15

С шехтелевского фасада сбили украшения, герб и надписи.

-16

А еще именно здесь в 1922 году зародилось пионерское движение.

-17

Годы и новая власть не слишком щадили роскошное здание. Но в 2013-2016 годах в нем, наконец, была проведена полномасштабная реставрация. Восстановили прежний, исторический цвет облицовки фасада, лепной декор и часть интерьеров (3 фото).

Сегодня же здесь расположены офисы коммерческих организаций.

-19
Москва, Трёхпрудный переулок, 9с7, 123001

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!