По правде сказать, я настолько привык к двухэтажным московским особнякам девятнадцатого века, что это одноэтажное протяженное здание в Успенском переулке мне всегда кажется очень необычным.
Совсем не пафосное, с очаровательными наличниками окон и лепными масками. И интересно, что почти у каждой маски свое собственное выражение лица (9 фото).
А недавно я прочитал, что буквально сейчас ведется разговор о том, чтобы его снести, а на освободившемся месте построить очередной элитный клубный дом (7 фото).
Ведь у дома, который был построен в тридцатых годах девятнадцатого века, до сих пор нет охранного статуса объекта культурного наследия. Он – «всего лишь» памятник садово-паркового искусства.
И это притом, что особняк почти до самой революции 1917-го принадлежал Якову Васильевичу Щукину – купцу второй, а затем и первой гильдии, в 14 лет покинувшему родной Углич.
Якову Щукину, который известен миру как…
…Театральный импресарио и создатель собственного театра
Якову Щукину, создавшему в Москве знаменитый сад «Эрмитаж» на Каретном Ряду.
Крестьянский сын, с детства жаждавший знаний, он юношей уехал из дома, направив стопы в Николо-Угрешский монастырь.
Жил в обители, ухаживал за садом и плотничал. Тогда же он поступил в Угрешское народное училище, после окончания которого по поручительству монастырской братии отправился на фельдшерские курсы при Московском Военном госпитале.
После воинской службы в чине старшего фельдшера по аптечной части он поселился в Москве. И, некоторое время прослужив официантом, вскоре открыл собственный летний ресторан в саду «Эрмитаж», который тогда располагался на Божедомке (между нынешними Селезневской улицей и 3-м Самотечным переулком).
«Старый Эрмитаж» сделал публичным, а чуть позднее устроил в него платный вход генерал-адъютант Иван Николаевич Римский-Корсаков, в молодости – фаворит Екатерины Второй.
К концу девятнадцатого века тот сад начал стремительно приходить в запустение. В начале двадцатого столетия он и вовсе закрылся, а его обширную территорию пустили под застройку. А ведь и строительство в нем нескольких театральных площадок, и оформление многих других построек «Старого Эрмитажа» принадлежали руке Федора Осиповича Шехтеля.
А Яков Васильевич, к этому времени купец второй гильдии, успел создать еще один ресторан с открытой сценой под названием «Эльдорадо» в Петровском парке и устроил увеселения в парке «Ренессанс». А заодно – увлекся театром и мечтал…
…О новом саде с театром и прочими зрелищами «как в Европе»
И сад, названный им «Новым Эрмитажем», был открыт в июне 1896 года в Каретном ряду.
А через несколько лет переименовался просто в «Эрмитаж», в полную силу придя на смену «старому» (9 фото).
Здесь открылся новый роскошный ресторан, на открытой веранде играли оркестры. До позднего вечера по саду прогуливались горожане, а зимой в нем заливали каток.
В саду росли деревья, для стрижки которых имелись особые лестницы, над цветочными клумбами трудились лучшие садовники, а дорожки были покрыты бетоном, лишь бы кто не сошел на газон и не дай Бог не потоптал траву.
А семена редких растений выписывались из-за границы.
И стоило все это удовольствие 50 копеек за входной билет (6 фото).
Мечта же Щукина о Мельпомене сбылась в декабре того же года, когда в саду открылся зимний театр. А 14 октября 1898 года произошло еще одно знаменательное событие. Там же, в саду, раскинувшемся вдоль Каретного Ряда…
…Открылся Московский Художественно-общественный театр
Открылся он спектаклем «Царь Федор». А дату открытия, что интересно знать, Константину Сергеевичу Станиславскому предложил именно Яков Васильевич. Она была приурочена к празднику Иверской иконы Божьей Матери.
Сад очень быстро сделался знаменитым на всю Москву. Увеселений, о которых грезил Щукин, хватало с избытком. Здесь впервые прочитал текст «Трех сестер» Антон Павлович Чехов. Здесь состоялся дебют Сергея Рахманинова и бенефис Федора Шаляпина. Здесь раскрылся талант знаменитой исполнительницы цыганских романсов Анастасии Вяльцевой.
А летом 1896-го, на месяц опередив американскую премьеру, состоялась демонстрация синематографа братьев Люмьер – фильмы «Поливальщик» и «Прибытие поезда». И московская публика восприняла живые чудо-картинки гораздо адекватнее, чем зрители при показе фильма на бульваре Капуцинов в Париже. Здесь никто не испугался и никого в панике не раздавили.
К слову сказать, первые игры «Что? Где? Когда?» тоже проходили именно здесь.
И, несомненно, еще одним знаменательным событием стало выступление американского иллюзиониста австро-венгерского происхождения Эриха Вейса – всемирно известного под псевдонимом Гарри Гудини.
Мне, как человеку, давно и нежно любящему сад «Эрмитаж» и несколько лет работающему с другим иллюзионистом, который в числе прочего исполняет и трюки Гудини, это особенно отрадно.
А еще мне, напрямую связанному по работе со всевозможными фонарями и прочими источниками света, отраден также и другой факт.
Сад с самого своего зарождения числился технически оснащенным по высшему разряду. В нем была устроена заграничная система орошения, а еще…
…Установлена собственная дизельная электростанция
Популярные в те времена газовые фонари давали не так много света и были к тому же весьма пожароопасными. И Яков Васильевич решил для своего любимого детища использовать новомодные электрические фонари с дуговыми лампами. Их он приобрел и установил в саду большое количество. А еще и заказал для цоколя каждого фонаря отлить таблички с витиеватым вензелем «ЯЩ» (7 фото).
Теперь каждый гуляющий мог помнить, что за этот сад и за все, что в нем, Москва обязана Якову Щукину (4 фото).
Те фонарные столбы с инициалами на цоколях стоят в парке и по сей день, только лишь сами светильники на них в советские годы установили новые.
А еще о Якове Васильевиче Щукине…
…Рассказывают такую историю
Создатель парка и театральный антрепренер, друг Станиславского и Немировича-Данченко настолько трепетно, ревностно и страстно любил и оберегал свое детище-сад, что порой доходило до курьезов.
Однажды утром он прогуливался по дорожке и увидел миловидную, миниатюрную, легкую как крыло бабочки девушку. Она сидела на лавочке и зонтиком вырисовывала что-то на старательно разровненном песке. Щукин подошел к ней и сделал замечание – он терпеть не мог, когда кто бы то ни было «портил» что-то в его «Эрмитаже».
Девушка отозвалась, что претензия настолько ничтожна, что она не считает необходимым на нее как-то реагировать. А в ответ на повторное замечание еще и сорвала с клумбы цветок. Щукин рассвирепел и, закричав на весь сад, потребовал управляющего. Тому он приказал вывести нарушительницу вон и больше никогда ее не пускать.
(7 фото в галерее ниже – сад «Эрмитаже» летом)
Оказалось, что это была знаменитая на всю Россию балерина Тамара Платоновна Карсавина. Она как раз ожидала начала репетиции в театре, коротая время на скамеечке.
Она была приглашена на два концерта, и если ее вывести вон – придется заплатить солидную неустойку. Но Яков Васильевич был непреклонен. Балерине заплатили за два несостоявшихся выступления, а сами концерты отменили.
И, конечно, где еще мог жить сам Щукин, как не в непосредственной близости от сада?
И вот...
...Судьба этого особняка сейчас, как говорят, висит на волоске
Судьба особняка, принадлежавшего прежде купцу Дмитрию Чеснокову, в котором Яков Васильевич обитал вместе с супругой Анной Григорьевной (5 фото).
Щукины жили здесь до января 1917 года, но им пришлось продать и особняк, и сад «Эрмитаж» и переселиться в Евпаторию. Якову Васильевичу срочно потребовались перемена климата и долгое лечение на водах. Там он и скончался в 1926 году.
А особняк в 1918-м национализировали. В советское время в нем долгие годы располагалось научное объединение «Микроген», занимавшееся производством бактериальных препаратов.
Сад же сад «Эрмитаже» до сих пор радует горожан и туристов. Например, здесь построили новое здание для театра «Новая опера» (15 фото).
А территорию сада украшают бюсты Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского (4 фото)
и Виктора Гюго (4 фото).
А в 2000 году правительство Италии подарило Москве бюст Данте Алигьери (4 фото).
И поверьте, все перечисленное – далеко не все, ради чего в сад «Эрмитаж» хочется возвращаться и возвращаться. Ведь само его название переводится с французского как «уединенное место» или «прибежище отшельника».
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!