Найти тему
Виктор Никитин

Deep Purple - Made In Japan

После перехода со стандарта 78 об/м на 33 и1/3 об/мин у студий звукозаписи появилась возможность выпускать концертные записи. Первыми к этому пристрастились исполнители классической музыки, чьи произведения ну никак не помещались на пластинки. Для меня (по возрасту) первыми дошли концертные альбомы в конце 60-х - Грэнд Фанк, Том Джонс в Ceasar's Palace , Дорз, Элтон Джон и Ten Years After - это было первое, что я услышал так, как это звучало в концертных залах, что нам тогда было не доступно. Они были разными по качеству звука. Многие песни доходили по времени звучания аж до 20 минут, что мне не очень нравилось. Правда, были и у нас не совсем концертные альбомы Джеймса Ласта. Так что мы не отставали в СССР от тенденции звукозаписи.

Но в 1973 году в этот список, буквально, ворвался и занял особое место Made In Japan группы Deep Purple.

После коммерческого триумфа их студийного альбома Machine Head 1972 года группа Deep Purple оказалась под давлением сразу двух звукозаписывающих лейблов, которые потребовали от нее "продолжения банкета". Певец Иэн Гиллан, гитарист Ричи Блэкмор, барабанщик Иэн Пейс, клавишник Джон Лорд и басист Роджер Гловер (то есть "золотой состав") подписали контракт с Warner Bros. Эта компания отвечала за записи в Соединенных Штатах, Канаде и Японии, а также контракт с EMI по всему остальному миру; обе крупные компании знали, что надо ковать железо пока горячо - и именно сейчас решалось - будет ли у группы успешная карьера или нет.

В период с 1970 по 1972 год Deep Purple выпустили Deep Purple In Rock, Fireball и Machine Head в этом составе, подкрепив свой авторитет во всем мире успешными турами от Скандинавии до Австралии, от Италии и до Северной Америки. Но и эта группа оказалась на грани распада: к июню 1973 года Гиллан и Гловер уйдут, но не раньше, чем произойдет еще несколько триумфов, испытаний и... невзгод.
График гастролей Deep Purple в 1972 году был жестким, и, чтобы еще усугубить ситуацию, Блэкмору пришлось вылететь домой из-за заболевания гепатитом. Группа отыграла концерт во Флинте, штат Мичиган, вчетвером, прежде чем пригласить гитариста
Spirit Рэнди Калифорния в качестве временной замены на один концерт, и отложили другие концерты до тех пор, пока их гитарист не будет готов вернуться на сцену, что в конечном итоге было запланировано на 25 мая в Детройте.
Предполагалось, что
Deep Purple совершат свой первый визит в Японию в середине мая, но даты были перенесены на 15-17 августа. Филиал Warner Bros. в Токио настаивал на том, чтобы группа записала концертный альбом для выпуска только в их стране. У группы были серьезные сомнения по поводу этой идеи. Концертные альбомы в то время часто представляли собой наскоро сделанные промежуточные записи между студийными альбомами, записанные на неоптимальном портативном оборудовании.

-2

Но поскольку на “сером рынке” уже начали появляться контрабандные пластинки с записями концертов Deep Purple, они неохотно согласились участвовать, при условии, что их студийный инженер Мартин Берч привезет наилучшее из возможных звукозаписывающих оборудований и сам будет контролировать качество живого звука.

Получившийся в результате двойной альбом назывался Live In Japan и готовился к продажам только в этой стране Его первый выпуск был назначен на 8 декабря 1972 года, но Warner и EMI недолго удерживали его в качестве местного
"азиатского" феномена и вскоре назвали его
Made In Japan, и запустили его на международном уровне. Релиз в США состоялся в апреле 1973 года, через четыре месяца после выхода EMI, потому что Warner хотела первым выпустить завершенный студийный альбом Who Do We Think We Are. Он был записан на передвижной студии во Франкфурте и Риме в перерывах между концертами.
По словам Лорда, на
"Сделано в Японии" было потрачено около 3000 долларов. Записи были взяты из аншлаговых концертов, которые были чрезвычайно раздуты японской музыкальной прессой: два в Festival Hall в Осаке и одно на токийской арене Будокан.

-3

Берч, все еще недовольный имеющимся звукозаписывающим оборудованием, был вынужден следить за шоу с пульта управления за кулисами, а не с “фронтальной части зала”, как это было обычно. Японская публика была гораздо менее шумной, чем американская или британская, и внимательно слушала все песни, лишь вежливо аплодируя в конце. Несмотря на то, что группа несколько раз сбивалась на сцене, Берч добился чистого качества звучания.

Необработанные 8-дорожечные записи вообще не были перезаписаны, настолько они были хороши, по словам Берча. На самом деле, Берч говорит, что Гиллан и Блэкмор даже не слышали эти записи до релиза, и только Пейс и Гловер пришли на редкие сеансы микширования. В интервью 2004 года Лорд объяснил: “Ричи и Иэн не очень ладили за кулисами, но на сцене все еще ощущалась огромная, важная химия”.

“Нам просто повезло, что мы записали этот альбом на пике наших исполнительских способностей”, - сказал Роджер Гловер.

В плейлисте оригинального двойного альбома было семь песен, четыре из них с Machine Head, включая эпическую гитарную разминку на “Space Truckin”, которая заняла всю сторону альбома и значилась по времени 19м 42с.

Монументальная “Highway Star” открывает первую сторону, ее потрясающая как бы неожиданное появления как будто издалека, привлекает внимание зрителей с самого начала. Группа находится в отличной форме: Гиллан столь же хорош, как и Роберт Плант или Роджер Долтри, а ритм Гловера/Пейса придает всему этому неудержимую мощь. Продолжительные соло поражают воображение: органное соло Лорда зажигательно, и у Блэкмора есть пара минут славы, которые напоминают дерзостного Джими Хендрикса или Джеффа Бека. Большую часть времени он звучит так, словно у него, должно быть, по крайней мере четыре руки.

“Child In Time” из Deep Purple In Rock стала одной из самых драматичных мелодий группы, поскольку она набирала обороты и популярность во время их непрекращающихся гастролей. Пейс использует свои тарелки, чтобы создать звенящий фон для выразительного, спокойного повествования Гиллана, а затем взрывается вместе с ним, когда он переходит от шепота к крику.

Во время живых выступлений “Child In Time” Блэкмор оказывался в центре внимания, подбрасывая гитару в воздух, принимая классические позы рок-звезды, хлопая в ладоши и исполняя зажигательные соло, в которых сочетались элементы блюза, металла и психоделики. Как он однажды сказал в интервью Guitar World:

“Мне было наплевать на построение песни. Я просто хотел создавать как можно больше шума и играть как можно быстрее и как можно громче”.

“Smoke on the Water” - единственный трек, взятый с шоу 15 августа (большая часть альбома - это записи 16 августа), и каким-то образом она превосходит студийную версию. Она настолько энергична, что временами граничит с хаосом, но группа точно знает, как далеко можно зайти без ущерба качеству. Лорд и Блэкмор снова преуспели. Warner Bros воспользовались возможностью выпустить сингл, сочетающий версию с концерта в Осаке с версией с альбома Machine Head, и радиостанции AM и FM подхватили его, что сразу катапультировало его на 4-е место в Billboard Hot 100, тем самым сравнявшись с ранее самым высоким результатом Deep Purple, “Hush" 1968 года.

“The Mule”, первоначально изданнный на "Fireball", - это бенефис Пейса, который демонстрирует свой лучший стиль а-ля Джинджер Бейкер с добавлением Бадди Рича. Он даже заставляет степенную японскую аудиторию свистеть, подбадривать криками и хлопать в ладоши. В последние две минуты группа присоединяется и исполняет что-то вроде безумного риффа Чака Берри, а затем тотальный психоделический /прог-рок праздник. В то время, когда барабанные соло начинали казаться устаревшими, но практически на каждом живом рок-шоу они исполнялись, Пейс заставляет обратить на себя внимание.

“Strange Kind of Woman” (с какой-то безумной импровизацией вокала/гитары/барабанов, начинающейся примерно с пятиминутной отметки) и “Lazy” (единственный трек из Токио) заполняют третью сторону.

На протяжении 11 минут “Lazy” Лорд перекликается с такими джазово-блюзовыми органистами, как Джимми Смит и Ричард “Грув” Холмс. Он начинает с чрезвычайно “перегруженным” вступлением на органе, добавляя немного “Louie Louie” и “C Jam Blues” Дюка Эллингтона, и потом Блэкмор выводит всю группу на мощный рифф, который взорвал тысячи динамиков в зале. В моменты затишья он играет мелодию Хьюго Альфвена “Шведская рапсодия №1”.

В “Space Truckin’” находится место для любого эффекта из арсенала Deep Purple. Взаимодействие группы действительно впечатляет, независимо от того, исполняют ли они продуманный сет-лист или запускают незапланированную импровизированную магию. Все выступление завершается фейерверком, в котором Блэкмор исполняет Хендрикса а-ля “Machine Gun”.

Аудитория явно ошеломлена, на мгновение замолкает, и... взрывается бурными аплодисментами, когда Гиллан желает им всем спокойной ночи.
"Made In Japan" неоднократно переиздавался на компакт-дисках, со многими изменениями в последовательности треков и добавлениями и сокращениями, отсутствующих в оригинале.

===============

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.