Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Разгерметизация — причина или следствие очередного происшествия? А319 в Минводах

О небе, самолётах, вертолётах

Не успели рассеяться дымы российского двигателя ПС-90 авиастаровского Ту-204С и американского двигателя CFM56 сибирского Боинга 737, как сел на вынужденную А319 авиакомпании «Россия». Предварительная причина — разгерметизация.

Airbus А319 авиакомпании «Россия»
Airbus А319 авиакомпании «Россия»

— — — — — — —

Автор убеждён, что чтобы обсуждать то, как техника ломается — нужно знать, как работает исправная. Поэтому основная тематика канала — именно изучение транспортной и энергетической техники. О рельсовом транспорте есть простой раздел «Рельсовые зарисовки» и сложный «Труженик электродвигатель», об авиационном — разделы по общим темам, по двигателям и подробный по Ту-154. Много на чём из перечисленного автор работал сам. И разбор любого происшествия начинается с основ.

— — — — — — —

Насколько вообще самолёт герметичен? В статье об устройстве систем кондиционирования объяснено, что он весьма условно герметичен:

Система кондиционирования воздуха (СКВ) «надувает» самолёт, система регулирования давления (СРД, она же САРД) «сдувает». В равновесии работы этих систем за вычетом утечек через уплотнения дверей, люков и гермовводов и кроется «герметичность» самолёта. Забортный воздух непрерывно подаётся от двигателей и полностью меняется в салоне максимум каждые 2 минуты.

На семействе А320 воздух отбирается от обоих двигателей, а для его охлаждения и дозирования в районе центроплана (центральной части крыла) стоят два «пака» (англ. PACK — pressurization air conditioning kit, комплект наддува и кондиционирования воздуха), воздухозаборники и сопла для прохода охлаждающего воздуха отлично видны на обтекателе центроплана:

-2

Как видим, всё дублировано, но при некоторых отказах, даже «мягких», о которых узнает лишь экипаж по приборам, бывает проще вернуться.

Иными словами, падение давления в салоне — это не обязательно вырвало кусок фюзеляжа, туда улетел креслоблок с пассажирами да следом ветром посрывало наушники с остальных. Просто в определённый момент приход может стать меньше расхода, причин может быть масса. Только вот пассажиры говорят, что самолёт стал стремительно терять высоту, выпали кислородные маски и появился горелый запах. «Разгерметизация» была причиной или следствием?

При необходимости экстренного снижения (по любой причине, включая пожар, в том числе пожар в багажнике) СРД включается на сброс, то есть самолёт разгерметизируется. Конечно, в этом случае выпадают кислородные маски — они действуют автономно от всех остальных систем. Так что причиной вполне мог быть взорвавшийся в багаже литиевый аккумулятор ноутбука, которому не понравилось падение давления при наборе высоты — давление в салоне при полёте на высоте 11-12 км соответствует атмосферному на высоте 2 — 2,5 км. Ждём подробностей...

На некоторые узлы СКВ и СРД можно взглянуть, например, в 5-й статье про Ту-154 — конструкция СКВ с 60-х годов, когда создавался Ту-154, по 80-е, когда создавался А320, не особо изменилась:

На сложную систему распределения воздуха от двигателей — в 22-й статье:

И цикл ещё далеко не завершён — будут и статьи, и видео с заводских испытаний Ту-154.

Параллельно Дзен-каналу открыто сообщество ВК:

ВКонтакте | ВКонтакте

Другие публикации канала:

Где на самолёте, тепловозе, автомобиле стоит шестерённый насос? Как он работает?

Над пропастью на канате. Алматы, канатная дорога Медеу — Чимбулак

18 лет спустя... 04.11.2005, Вольск, Саратовская область — вторая часть

Если вам интересна тема техники — вы можете не только подписаться, но и поделиться публикациями в соцсетях и среди друзей. Сейчас это стало очень важно для развития канала.

— — — — — — —

Общее оглавление канала