Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Тушкины потроха. Часть 5 — глушитель Ту-154

Начало

Предыдущая часть

Оглавление цикла

Видео работы в отсеке

После долгого вальсирования по мозговому центру Ту-154, первому техотсеку, казалось бы, пора перейти ко второму, но я, пожалуй, сделаю шаг... Нет, не назад, а вперёд. Вперёд по полёту — под носовой обтекатель. А уже потом двинемся вперёд по маршруту, назад по полёту.

Фото автора
Фото автора

С "Грозой" всё ясно, штатный радиолокатор Ту-154, а что за овальное окно сбоку, сразу за обтекателем? Фара сигнализации в полёте. В отличие от убираемых посадочных фар мощностью 1 кВт каждая, эта намного слабее, но работать может не 5 минут, а длительно. Есть они только на Ту-154М.

Фото автора
Фото автора

В первом отсеке стоят вот такие блоки "Грозы", с двумя вентиляторами обдува.

Фото автора
Фото автора

В кабине — индикатор.

Фото автора
Фото автора

А это, как можно видеть по отсутствию сигнальных фар, Ту-154Б-2, причём оборудованный новым радиолокатором "Контур" — его плоская угловатая тарелка резко отличается от грозовской. Жёлтая тонкая труба, подходящая снизу к локатору — волновод от блока, а непонятный прибор на правой "щеке" фюзеляжа, на жёлтом пятне — ДСЛ-40, датчик сигнализации льда из комплекта сигнализатора обледенения СО-121. В отличие от радиоизотопного РИО-3, этот не радиоактивен и работает на вибрационном принципе — образующийся лёд зажимает вибрирующую мембрану на лобовой части датчика, частота её колебаний меняется и выдаётся сигнал обледенения. СО-121 на самолёте один.

Теперь можно вернуться в фюзеляж. Второй техотсек (2 ТО) и передний багажник Ту-154 заключены между первым техотсеком и важнейшей частью самолёта, чем-то средним между позвоночником и тазовой костью — центропланом (ЦП). Это мощнейшая коробка, служащая основой и крыла, и фюзеляжа.

Фото автора
Фото автора

Вот вид на центроплан сверху. Это склёпанный цельный агрегат, средняя часть которого вклёпывается в фюзеляж, а боковые служат корнем крыла, в них, как видно, находятся гондолы основных опор шасси и к ним же прикручиваются отъёмные части крыла (ОЧК). Гребёнки стыковки по торцам центроплана видны, но о них в другой раз.

Фото автора
Фото автора

Чтобы яснее показать масштабы центроплана — покажу своё фото в правой гондоле шасси, а потом заберёмся внутрь собираемого самолёта.

Фото автора
Фото автора

На этом снимке снизу зелёным пунктиром обозначен 14-й шпангоут фюзеляжа, за которым начинается второй техотсек, жёлтым — 19-й, о его значении ниже, синим — 41-й шп., он же I лонжерон ЦП. Красным обведён люк первого багажника, чёрной стрелкой показан люк 2 ТО. Также во 2 ТО можно попасть из салона — люк в полу точно над наружным гермолюком.

Фото автора
Фото автора

Это будущий передний багажный отсек, а видимая на фото перегородка — первый лонжерон (передняя стенка) центроплана, за ним при заправленном балластном баке плещется топливо. Большой зелёный бак на нём — глушитель шума магистрали холодного воздуха системы кондиционирования, а под ним виден обмазанный по контуру чёрным герметиком съёмный люк входа в центроплан. Выкрутив кучу болтов, можно влезть в 4-й (балластный) топливный бак для осмотра и ремонта.

Проходящая перед люком тонкая серая труба — на самом деле вал трансмиссии предкрылков, а обозначенная красной стрелкой коробочка — БДГ-26, о нём ниже. Серые трубы по левому борту, обозначенные зелёной стрелкой — тяги управления рулями и элеронами, одна уже уложена, вторая пока не соединена. Под ними идёт букет гидромагистралей.

Фото автора
Фото автора

Вот БДГ-26 канала крена — блок демпфирующих гироскопов АБСУ, один из тех, что завалил эмку в Поднебесной и чуть не завалил бэшку в Москве. Их три, БДГ крена стоит на первом лонжероне, а БДГ курса и тангажа стоят на спине центроплана и повёрнуты друг относительно друга на 90° — каждый работает по своей оси.

А внизу фото можно получше рассмотреть подшипниковую опору и упрятанный в чёрный герметичный чехол карданный шарнир вала предкрылков.

Фото автора
Фото автора

Теперь взглянем на правый борт. Железное сердце по центру снимка — 2-й выпускной клапан АРД, два конуса под ним с отходящими тонкими зелёными трубками — панель заправки кухни водой, а за клапаном проходят магистрали СКВ. Серые струны вверху — тросы управления двигателями, а две красные трубки — магистрали нейтрального газа, по которым углекислота подаётся в фюзеляжные 1-й и 4-й топливные баки.

Фото автора
Фото автора

Правый борт снаружи, люк багажника открыт и утоплен, но ещё не откачен — он откатывается вперёд по направляющим. Синей стрелкой показано выпускное окно 2-го клапана, зелёной — 1-го клапана, стоящего во 2 ТО, а чёрной стрелкой — часть пилотажно-навигационного комплекса, плита приёма статических давлений, от неё идут трубки к высотомерам и вариометрам. Форма её такова, что обтекающий машину скоростной напор почти не искажает статическое давление атмосферы, а для пущей объективности плит две — на левом и правом бортах, они соединены параллельно, так что скольжение (полёт боком) тоже не особо искажает показания высоты, что могло бы довести до...

Продолжение

Оглавление цикла «Тушкины потроха»

Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель»