Символика картин испанских мастеров
Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Главное здание
Адрес: улица Волхонка, 12
До: 4 февраля 2024
«Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» представляет более 50 работ великих испанских художников XVI–XIX веков, среди которых Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни-и-Марсал. Есть и работа Пабло Пикассо. Листайте ленту.
В экспозицию также вошли предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура и графика из собрания Пушкинского музея.
Мне в сегодняшнем обзоре захотелось остановиться на символике картин испанских мастеров.
Перед Вами две картины с одинаковым названием “Се, человек!” Эти слова произносит Понтий Пилат, желая возбудить сострадание в толпе. Но если на картине Луиса де Моралеса пред нами измученный окровавленный Христос-жертва, то у Хусепе де Риберы терновый венец – это символ венца небесного, уготованного праведникам в Царствии Божием, поэтому и лик Христа так торжественен и спокоен.
Еще на одной картине Хусепе де Риберы изображен святой апостол Иаков Старший, сводный брат Иисуса Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. На его плаще морская раковина, а в руках – посох. Это символы исхоженных им дорог, когда он проповедовал христианство.
Кому именно посвящена картина Франсиско де Сурбарана святой Юсте или ее сестре святой Руфине, мы не знаем, но глиняные кувшины в руках у девушки указывают на то, что это одна из святых сестер. Они родились в Севилье в семье гончара. Один из основных городских праздников был посвящен богине Венере и ее погибшему возлюбленному Адонису. Для этого праздника требовалась глиняная посуда, которую язычники хотели купить в лавке у Юсты и Руфины. Девушки отказались продавать свой товар для языческого праздника, возмущённые местные жители перебили всю их посуду, а сестры разбили статую Венеры, после чего были арестованы. Их жестоко пытали, но ничто не заставило девушек отказаться от своей веры, обе погибли в тюрьме.
На картине Антонио де Переда-и-Сальгадо Ангел-хранитель ведет младенца – нас с Вами - через жизненный путь, который, как известно, тернист (тернии увидели под ногами младенца?). Сфера на переднем плане – символ рая, ну, а сзади, сами видите кто. Выбирайте свой путь…
Цветы, которые приносят ангелы - символ духовного возрождения кающейся Марии Магдалины, а череп под ногами – бренность жизни земной.
Два натюрморта Антонио де Переда-и-Сальгадо – это аллегорические композиции на тему ванитас ванитатум. Выражение Vanitas vanitatum et omnia vanitas восходит к библейским текстам и переводится как: «Суета сует — все суета!». В центре первого натюрморта мы видим сосуд, напоминающий мыльный пузырь, это всё наше мирское, преходящее. На второй картине сатир, олицетворяющий жизненные удовольствия, согнулся под часами, которые напоминают о скоротечности бытия. Пустые ракушки, скорлупа грецких орехов – это все о тленности жизни.
Перед Вами парные картины Бартоломе Эстебана Мурильо “Мальчик с собакой” и “Девочка с корзиной фруктов”. Первая находится в Государственном Эрмитаже, а вторая – в ГМИИ им.А.С.Пушкина. И вот они встретились на этой выставке! Мальчик – это аллегория обоняния (видите собаку на первом плане?), а девочка – аллегория вкуса.
Мурильо за свою жизнь написал около двадцати полотен «Непорочного зачатия»! Юная прекрасная Дева Мария в окружении ангелочков-путти стоит на полумесяце, это знак того, что она Царица Небесная.
Младенцы Христос и Иоанн Креститель, казалось бы – идиллическая картина, но посмотрите на предгрозовое небо, предвещающее гибель Иоанна Крестителя и искупительную жертву Христа, а вот и агнец – символ этой жертвы. Творец умалится до своего творения и искупит первородный грех. Выпали из корзины яблоки: всё началось с греха Адама и Евы.
Портрет инфанта Карлоса II в детстве кисти Себастьяна Эрреры Барнуэво тоже полон символов: орёл – символ испанских королей, лавр и лев напоминают нам о Габсбургах, чья кровь текла в жилах Карлоса. Его называли Зачарованным, связывая его физические и психические расстройства с демонами, но виной всему кровосмесительные браки. Барнуэво скрыл от нас физические недостатки инфанта.
Как обычно завершаю обзор своими фаворитами выставки. Мы привыкли видеть младенца Иисуса с Богоматерью, а у Мурильо Спаситель со своим приемным отцом – Иосифом. Сколько любви и нежности. Обратите внимание, что у младенца нет нимба, лишь легкое сияние.
У Франсиско де Сурбаран Христос-ребенок (в христианской иконографии такой тип изображения Спасителя называется Эммануил) нежный и радостный. Он нас всех благословляет.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Пушкинскиймузей #Испанскаяколлекция #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты