Ранним июльским утром 2023 года он стартовал на забеге Golden Ring Ultra Trail. Колышущееся море из тысячи «безумцев» постепенно стало тонким ручейком. Позади — многочисленные купола Суздаля и отзвуки салюта. Впереди — 110 километров по полям, песку, болотам и лесам. В рюкзаке за спиной — ограниченный запас воды и еды. В мыслях — мечта о финише. Преодолеет или сойдёт с дистанции?
Бегать Андрей Курышкин начал пять лет назад. Сначала десять километров, потом — марафоны, теперь — ультрадистанции по пересечённой местности. Зачем? Узнать пределы тела и разума, раздвинуть свои границы. Работа онкологом выматывает физически и психологически. А после бега всегда становится легче.
Вечерняя медитация
Отец Андрея работал главврачом станции скорой помощи в Новомосковске. Мама — мастер спорта по художественной гимнастике — занималась реабилитологией. Андрей с детства видел, как они спасали жизни, и уже в девятом классе решил: хочет помогать людям.
В Рязани не только выучился на уролога, но и встретил будущую жену — Наталью. Она тоже увлекалась хирургией, а сейчас работает в городской поликлинике № 7. За ней Андрей и приехал в Липецк. К тому же здесь было больше перспектив для трудоустройства.
Проработав 12 лет, Андрей перепрофилировался в онкоуролога. Это следующая ступенька мастерства: более сложные и длительные операции. Чтобы тренировать выносливость, ходил в спортзал «тягать железо».
Стаж врача уже 25 лет. Он стал заведующим хирургическим отделением № 3 в Липецком областном онкодиспансере. Здесь занимаются опухолями мочеполовой системы.
Некоторые пациенты замыкаются в себе, не хотят обсуждать ни с кем свой диагноз. Врачи в таких случаях всё равно объясняют путь лечения. Беседа строится так, чтобы дать силы и желание бороться. Андрей Курышкин считает, что какого-то особого подхода здесь нет — только общечеловеческий. С больными работают и штатные психологи онкодиспансера. Дать надежду — задача всего коллектива. Ведь когда человек стремится к выздоровлению, это оказывает громадный эффект на весь процесс.
Рабочий день у Андрея начинается в восемь утра. Обход пациентов, общение с ними. Потом круговерть: утренняя планёрка, операции — по 3 – 4 в день, некоторые могут длиться пять часов.
После — перевязки и бумажная работа. Справиться с такой нагрузкой физически — вопрос тренированности. Человек привыкает ко всему. Психологически — гораздо тяжелее. Самое сложное — смерть пациента. Часто причина — запущенная стадия болезни. Помочь получается не всем. У врачей бывает синдром выгорания: запредельная усталость, истощение, болезненная и неадекватная реакция. К счастью, Андрей знает об этом только теоретически. Врачи тоже могут обратиться к психологу.
— Важно настроить — самому или с помощью специалиста — баланс между трудом и отдыхом, — рассказывает онколог. — Найти для себя варианты отвлечения и разгрузки. Я бегаю. Еду после работы в парк и сбрасываю усталость дня. Своего рода вечерняя медитация.
Набор чемпиона
Всё началось с вызова самому себе. В 2018 году в День медработника Андрей решил проверить: сможет ли пробежать десять километров. Получилось.
— На каком-то этапе понял, что после бега становится легче, — вспоминает он. — На память приходит фраза из книги: «ещё ни разу после пробежки мне не было хуже, чем до неё».
Дистанции становились больше, появились спортивные цели, спустя полгода подготовки покорился марафон — 42,2 километра. Потом настали сложные ковидные времена. Но бег в жизни онколога остался, а планка — продолжала расти. В какой-то момент асфальтовые соревнования стали казаться Андрею монотонными, и он начал выезжать в леса и поля.
Желание быть ближе к природе и наращивание объёмов привело бегуна-любителя к трейлам. Это забеги по природному рельефу, часто — слабопроходимому для техники. Один из самых масштабных таких стартов — суздальский Golden Ring Ultra Trail (сокращенно GRUT). С него начался путь Андрея Курышкина как трейлраннера. Свои первые 110 километров он преодолел в 2022 году.
— К ультрадистанции готовятся не меньше года. К старту человек должен пробегать 100 – 140 километров в неделю. Примерно 10 – 15 каждый день плюс многочасовая тренировка в выходные.
Медицинское образование помогает Андрею рассчитать нормы еды и воды. А организаторы забегов делают на дистанции несколько пунктов питания. Чего там только не предлагают: апельсины, арбузы, куриный бульон, колу. Набор чемпиона — вода, шоколадка с орехами и солёные огурцы. То, что надо после «режима бульдозера» в суздальской грязи.
Повышенное внимание и к экипировке. Здесь трейлраннеры со всего мира уже наработали базу — нужно только изучить вопрос. Но ошибки всё равно неизбежны, особенно на зимних забегах с непредсказуемой погодой. В декабре 2022 года Андрей первый и единственный раз сошёл с дистанции на соревнованиях — не смог добежать 50 миль на Mad Fox Ultra в Переяславле-Залесском.
— Долго шёл густой снег, — вспоминает бегун. — Сдвигали лимиты, в них не укладывались даже лидеры — профессиональные спортсмены. Было ветрено и морозно. Вода и жидкое питание замёрзли. Понял, что гонка мне не по плечу, хотя морально было сложно остановиться.
Борьба с собой
Андрей Курышкин уверен: если нет травм и позволяет время, надо продолжать. Сходить с ультрадистанций плохо. Это психологический провал, который может повлиять на уверенность в своих силах.
В этом году онколог снова решил покорить 110 километров. Трасса оказалась легче: трава покошена, песок прибит дождями. Правда, болота стали пожиже и поглубже, но натянутые верёвки упростили прохождение. А вот потом началась борьба с самим собой. Судороги в ногах не позволили пробежать оставшуюся часть дистанции — 48 километров, так что пришлось идти.
— В лимит уложился, но о результате говорить не стоит, — признаётся Андрей. — На финише ждали дочери и жена, ради них дошёл до конца.
Но с GRUTом прощаться он не собирается. Хочет в следующем году войти в сотню лучших атлетов. Реванш объявлен и 50 милям на Mad Fox Ultra. В этот раз бегун постарается учесть все возможные природные капризы.
У семьи увлечение Андрея не вызывает сильного беспокойства. Раньше он занимался дайвингом: погружался на 70 метров, нырял к затопленным кораблям и в подводные пещеры.
С женой и дочерями — Анастасией и Марией — хирург старается общаться как можно чаще. По выходным все собираются дома, устраивают чайные церемонии. Любовь к этому напитку в их семье появилась благодаря марафону. После забега случайно зашли в чайную и были заворожены вкусом. Кофе Андрей тоже любит — но только утром. Разделяет: чай — ритуал общения с детьми и супругой, кофе ассоциируется с пробуждением и работой.
КНИГИ ПРО БЕГ ОТ АНДРЕЯ КУРЫШКИНА
«Кайф бегуна. Старше, мудрее, медленнее, сильнее» Дин Карназес
«О чём я говорю, когда говорю о беге» Харуки Мураками
«Не про бег» Юрий Строфилов