Найти в Дзене
"Липецкая газета"

Бегать онколог Андрей Курышкин начал пять лет назад. Зачем?

Ранним июльским утром 2023 года он стартовал на забеге Golden Ring Ultra Trail. Колышущееся море из тысячи «безумцев» постепенно стало тонким ручейком. Позади — многочисленные купола Суздаля и отзвуки салюта. Впереди — 110 километров по полям, песку, болотам и лесам. В рюкзаке за спиной — ограниченный запас воды и еды. В мыслях — мечта о финише. Преодолеет или сойдёт с дистанции?

Бегать Андрей Курышкин начал пять лет назад. Сначала десять километров, потом — марафоны, теперь — ультрадистанции по пересечённой местности. Зачем? Узнать пределы тела и разума, раздвинуть свои границы. Работа онкологом выматывает физически и психологически. А после бега всегда становится легче.

Вечерняя медитация

Отец Андрея работал главврачом станции скорой помощи в Новомосковске. Мама — мастер спорта по художественной гимнастике — занималась реабилитологией. Андрей с детства видел, как они спасали жизни, и уже в девятом классе решил: хочет помогать людям.

В Рязани не только выучился на уролога, но и встретил будущую жену — Наталью. Она тоже увлекалась хирургией, а сейчас работает в городской поликлинике № 7. За ней Андрей и приехал в Липецк. К тому же здесь было больше перспектив для трудоустройства.

Проработав 12 лет, Андрей перепрофилировался в онкоуролога. Это следующая ступенька мастерства: более сложные и длительные операции. Чтобы тренировать выносливость, ходил в спортзал «тягать железо». 
Стаж врача уже 25 лет. Он стал заведующим хирургическим отделением № 3 в Липецком областном онкодиспансере. Здесь занимаются опухолями мочеполовой системы. 

Некоторые пациенты замыкаются в себе, не хотят обсуждать ни с кем свой диагноз. Врачи в таких случаях всё равно объясняют путь лечения. Беседа строится так, чтобы дать силы и желание бороться. Андрей Курышкин считает, что какого-то особого подхода здесь нет — только общечеловеческий. С больными работают и штатные психологи онкодиспансера. Дать надежду — задача всего коллектива. Ведь когда человек стремится к выздоровлению, это оказывает громадный эффект на весь процесс.

Рабочий день у Андрея начинается в восемь утра. Обход пациентов, общение с ними. Потом круговерть: утренняя планёрка, операции — по 3 – 4 в день, некоторые могут длиться пять часов.

После — перевязки и бумажная работа. Справиться с такой нагрузкой физически — вопрос тренированности. Человек привыкает ко всему. Психологически — гораздо тяжелее. Самое сложное — смерть пациента. Часто причина — запущенная стадия болезни. Помочь получается не всем. У врачей бывает синдром выгорания: запредельная усталость, истощение, болезненная и неадекватная реакция. К счастью, Андрей знает об этом только теоретически. Врачи тоже могут обратиться к психологу. 

— Важно настроить — самому или с помощью специалиста — баланс между трудом и отдыхом, — рассказывает онколог. — Найти для себя варианты отвлечения и разгрузки. Я бегаю. Еду после работы в парк и сбрасываю усталость дня. Своего рода вечерняя медитация.

Набор чемпиона

Всё началось с вызова самому себе. В 2018 году в День медработника Андрей решил проверить: сможет ли пробежать десять километров. Получилось. 

— На каком-то этапе понял, что после бега становится легче, — вспоминает он. — На память приходит фраза из книги: «ещё ни разу после пробежки мне не было хуже, чем до неё». 

Дистанции становились больше, появились спортивные цели, спустя полгода подготовки покорился марафон — 42,2 километра. Потом настали сложные ковидные времена. Но бег в жизни онколога остался, а планка — продолжала расти. В какой-то момент асфальтовые соревнования стали казаться Андрею монотонными, и он начал выезжать в леса и поля. 

Желание быть ближе к природе и наращивание объёмов привело бегуна-любителя к трейлам. Это забеги по природному рельефу, часто — слабопроходимому для техники. Один из самых масштабных таких стартов — суздальский Golden Ring Ultra Trail (сокращенно GRUT). С него начался путь Андрея Курышкина как трейлраннера. Свои первые 110 километров он преодолел в 2022 году. 

— К ультрадистанции готовятся не меньше года. К старту человек должен пробегать 100 – 140 километров в неделю. Примерно 10 – 15 каждый день плюс многочасовая тренировка в выходные. 

Медицинское образование помогает Андрею рассчитать нормы еды и воды. А организаторы забегов делают на дистанции несколько пунктов питания. Чего там только не предлагают: апельсины, арбузы, куриный бульон, колу. Набор чемпиона — вода, шоколадка с орехами и солёные огурцы. То, что надо после «режима бульдозера» в суздальской грязи.

Повышенное внимание и к экипировке. Здесь трейлраннеры со всего мира уже наработали базу — нужно только изучить вопрос. Но ошибки всё равно неизбежны, особенно на зимних забегах с непредсказуемой погодой. В декабре 2022 года Андрей первый и единственный раз сошёл с дистанции на соревнованиях — не смог добежать 50 миль на Mad Fox Ultra в Переяславле-Залесском.

— Долго шёл густой снег, — вспоминает бегун. — Сдвигали лимиты, в них не укладывались даже лидеры — профессиональные спортсмены. Было ветрено и морозно. Вода и жидкое питание замёрзли. Понял, что гонка мне не по плечу, хотя морально было сложно остановиться.

Борьба с собой

Андрей Курышкин уверен: если нет травм и позволяет время, надо продолжать. Сходить с ультрадистанций плохо. Это психологический провал, который может повлиять на уверенность в своих силах.

В этом году онколог снова решил покорить 110 километров. Трасса оказалась легче: трава покошена, песок прибит дождями. Правда, болота стали пожиже и поглубже, но натянутые верёвки упростили прохождение. А вот потом началась борьба с самим собой. Судороги в ногах не позволили пробежать оставшуюся часть дистанции — 48 километров, так что пришлось идти. 

— В лимит уложился, но о результате говорить не стоит, — признаётся Андрей. — На финише ждали дочери и жена, ради них дошёл до конца.

Но с GRUTом прощаться он не собирается. Хочет в следующем году войти в сотню лучших атлетов. Реванш объявлен и 50 милям на Mad Fox Ultra. В этот раз бегун постарается учесть все возможные природные капризы.
У семьи увлечение Андрея не вызывает сильного беспокойства. Раньше он занимался дайвингом: погружался на 70 метров, нырял к затопленным кораблям и в подводные пещеры.

С женой и дочерями — Анастасией и Марией — хирург старается общаться как можно чаще. По выходным все собираются дома, устраивают чайные церемонии. Любовь к этому напитку в их семье появилась благодаря марафону. После забега случайно зашли в чайную и были заворожены вкусом. Кофе Андрей тоже любит — но только утром. Разделяет: чай — ритуал общения с детьми и супругой, кофе ассоциируется с пробуждением и работой. 


КНИГИ ПРО БЕГ ОТ АНДРЕЯ КУРЫШКИНА 

«Кайф бегуна. Старше, мудрее, медленнее, сильнее» Дин Карназес
«О чём я говорю, когда говорю о беге» Харуки Мураками
«Не про бег» Юрий Строфилов