Можно вести школьников без страха! Особенно, если они слегка глуховаты…
Театр Галины Вишневской - премьера состоялась именно там - любит артистов балета. Предыдущую постановку оперная примадонна, разгневанная «креативным» Онегиным в Большом, доверила Андрису Лиепе. Я видела этот спектакль примерно десять лет спустя, все было прилично и скромно.
Постановка Владимира Васильева, на мой взгляд, не потеряется и на сцене побольше. (Театр Вишневской – учебный, хотя цены там вполне взрослые). Я сидела довольно близко и могла подробно рассмотреть костюмы и реквизит: все выглядит очень добротно, даже переносная печка имеется, няня Филиппьевна вяжет, да еще и за вареньем присматривает, пока барыня в кресле дремлет.
Есть и кое-какая мебель – садовые скамейки, будуарные козетки, подсвечники, само собой. Но ничего громоздкого, стены, окна и прочие архитектурные излишества – уже дань техническому прогрессу, видеопроекция на заднике сцены. В целом глаз не режет. Только я хотела спросить: в третьем акте, уже в Петербурге, дело ведь происходит на балу, а потом в доме Греминых? А причем тут бесчисленные церкви? Постановщик решил, что Татьяна уйдет в монастырь?
Впрочем, это скорее сценография. Художник, говорят, из внезапно вернувшихся наших. Кто туда, а кто – оттуда…
О режиссуре я даже и не знаю, что сказать, ее не видно. И правильно! Значит, все идет естественно, без выкрутасов, как и должно быть.
Но главное в опере - все же пение?
Занятые в спектакле артисты – еще не волшебники, а только учатся, имена их никому не известны, и, вполне возможно, известны не будут. В прежнем спектакле Лиепы какой был голосистый Ленский? И где он сейчас? Если кто знает, скажите, мне небезразлично!
В этот раз хорошая новость такая: Онегин у нас есть. Зовут Нурбол Артыкбаев.
Мне понравились и тембр, и дикция, и достойная манера держаться на сцене. Бесспорно, у него были хорошие преподаватели. Конечно, тут есть, над чем работать, но и смысл в такой работе тоже есть. Главное – человек думает, что делает его герой, и почему.
Вот послушайте:
Тут мне надо объяснить, почему это вдруг я начала снимать во время действия.
Почему-то мне показалось, что это премьера! Как это случилась – я же и рецензии уже читала? Вот такая аберрация памяти… А камер нигде нет, никто не стремится запечатлеть событие! Вот я и вызвалась )))
Кроме того, перед началом никто ничего не объявлял – мол, запрещается, и все такое. А может, я просто не услышала? Там и звонков не слышно, капельдинеры устно просят зрителей в зал.
Так или иначе, но Ленский - Тихон Горячев - теперь тоже остался в истории.
Официальные критики зачем-то обратили внимание на его фигуру. Ну да, у человека явно проблема с обменом веществ. И что? В конце концов, Антон Дельвиг был, кажется, тоже довольно полным, и тоже поэтом.
Для меня образ Ленского складывается очень достоверный: такой милый деревенский увалень, хоть и с гейдельбергской ученостью, ему бы еще круглые очечки… Все его любят, какой он есть, а тут приехал столичный хлыщ и все нарушил! И то, что именно на балу произошла ссора, понятно – из Ленского какой кавалер для вальса, а Ольге просто хотелось повеселиться, без всякого злого умысла.
Гораздо хуже то, что пением у нас не очень гладко. Голос приятный, но он же почти не открывает рта! Ну нельзя в такой трогательной арии вместо «в вашем доме…» петь «в дыме» или «в даме»! И все остальное – примерно так же. А ведь в программке отдельно педагог по дикции указан!
Но если бы это было главной проблемой… Критики сказали, что на премьере перед дуэлью он собрался с силами – ну не знаю, я никаких таких разливистых верхних нот не заметила.
Вот, слушайте сами:
Гм… В записи вроде даже ничего…
В общем, и тут есть над чем работать, причем, в отличие от Онегина, работать очень много. Но дело небезнадежное.
Князь Гремин – Кирилл Логинов
А вот здесь мне сказать нечего. Хорошего, то есть. Голос звучит примерно, как у вице-премьера Мантурова.
По-моему, молодому человеку надо серьезно поговорить с педагогом, который отвечает за его будущее. Есть много хороших профессий! С таким гренадерским ростом хоть в Кремлевские курсанты пойти можно… Но петь не надо.
Трике – Рустам Бурибоев
Как говорила Кармен в совсем другой опере, «я не пою, а просто напеваю…». Но очень мило, даже акцент природный. И превосходные актерские данные.
Переходим к дамам.
Безоговорочно понравилась Ларина – Дарья Хозиева.
Настоящая старосветская помещица! Редкий случай полного попадания в образ – и рост, и стать, и голос такой густой, уверенный и бодрый. Неудивительно, что у такой земной и основательной дамы не менее жизнерадостная дочка.
Ольга – Полина Панина
Из всей программки только она уже официально солистка театра, поет в Новой опере. Партия небольшая, но создает очень приятную атмосферу простодушного деревенского веселья. Ольга здесь действительно и «беззаботна, и шаловлива», но без всякой вредности. У нее и в мыслях не было нанести Ленскому смертельную рану! Располагающую внешность дополняет не менее приятный голос. Хотя, как мне кажется, в либретто написано, что Ольга – контральто, а у Полины Паниной голос определенно повыше, и эти убийственные низкие ноты – «меня ребенком все зовут» - у нее не выходят. Лично мне и не надо, зачем вообще композитор заставил очаровательную юную особу петь басом? Кто-нибудь знает?
До того, как мы перейдем к главной героине, несколько слов о ее няне.
Наталья Толстик изо всех сил старается изобразить древнюю бабульку - и головой качает, и ходит, переваливаясь, как Матрена из «Женитьбы Бальзаминова». Но сильный молодой голос ее выдает. Тоже неплохо, не все же юной девушке старушек петь…
И, наконец… Татьяна звалась Евгения Бумбу
После первого действия у меня было сильное искушение написать: «Вот редкий пример Татьяны, которой в деревне лучше, чем во дворце».
Я имею в виду не саму Татьяну, конечно, а современных исполнительниц. Мало кому удаются «смиренные девочки в глуши селений». А вот «я богата и знатна» выходит блестяще! Прямо так и видишь, как эти милые барышни представляют себя в обществе то князя, то посла испанского… И селфи, селфи!
Действительно, на балу в Петербурге голос Татьяны выдавал душевное волнение, хотя не должен был, и у себя дома она вначале разговаривала с Онегиным робко и осторожно. Но не зря же говорят, что артисты – живые люди, сегодня они играют так, а завтра – по-другому. У меня было ощущение, что Онегин в конце концов вывел ее из себя. В заключительной сцене, где «зачем у вас я на примете», звучал неподдельный гнев, горечь и бесповоротная решимость.
В итоге я уже не так уверена… По-прежнему считаю, что для теплого, обволакивающего тембра Евгении Бумбу – он не легкий, не высокий, а именно мягкий и уютный – так вот, для нее больше подходят такие трепетные героини, как Иоланта, Джильда, Лиу. Не знаю, может быть, я не права?
Перечитала все. Выходит, что мне в основном понравилось?
По частям – да, а в целом впечатление довольно унылое.
Ну что я могу сделать, если это правда? Постановщик ни при чем. Просто такое чувство, что артистам не очень нравится их работа. Не вижу я воодушевления, ни радости от выхода на сцену.
Может, это полнолуние?..
P.S.
Ранее опубликованные статьи здесь, мне очень действует на нервы то, что они живут пару месяцев. А потом выясняется, что люди не знают элементарных вещей.
Про разные города и страны, а также театры в них — тут.