Лучшая зарубежная иллюстрация к полету Юрия Гагарина. Опубликованная в апреле в 1961 года в швейцарском журнале карикатур, она резко контрастировала с официальной реакцией Запада на полет первого космонавта Земли. Советского космонавта!
Конечно, западные СМИ не могли проигнорировать величайшее событие в истории человечества. Первые страницы всех газет мира вышли с фотографиями Юрия Алексеевича Гагарина до, во время или после полета. Критиковать «отсталый» советский строй или насмехаться над советской космонавтикой уже никак не получалось.
Еще в 1957 году Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, а слово «sputnik» вошло во многие языки мира. В 1959 году аппарат «Луна-2» стал первым рукотворным объектом, достигшим поверхности другого космического тела.
Кстати тот же самый художник в 1959 году вроде и восхищался данным событием, но и немного поиздевался над Хрущевым:
Это были далеко не все победы советской космонавтики в незримой гонке с Соединенными Штатами. Ровно за два месяца до полета Гагарина, 12 февраля 1961 года, с космодрома Байконур стартовал ракета-носитель, отправившая в полет «Венеру-1» - первую в истории космическую станцию для исследования другой планеты Солнечной системы. И пусть в мае того же года она пролетит мимо Венеры, пусть неудачей закончится запуск «Венеры-2», но «Венера-3» в ноябре 1965 года все же совершит жесткую посадку. Впервые творение рук человеческих окажется на другой планете.
На запуск «Венеры-1» все тот же художник-карикатурист не постыдился изобразить Хрущева в образе игривого Амура (Купидона), вечного спутника богини любви Венеры (Афродиты). Снова чересчур иронично, но хотя бы беззлобно.
А мы возвращаемся в апрель 1961 года. Как на Западе реагировали на полет Юрия Гагарина? Разделяли граждане «свободного мира» триумф советской космонавтики, а значит и всего Советского Союза?
Весь Западный мир, вслед за президентом США Джоном Ф. Кеннеди, поздравлял Советский Союз, говорил о величайшем достижении человеческой науки и сетовал на то, что СССР вновь их опередили. Вся суть спичрайтеров из капстран сводилась к тому, что вот сейчас Советы нас обогнали, но это случайность, вскоре мы их догоним и перегоним.
Рисунок, который мы нашли в старом швейцарском журнале за апрель 1961 года, не поддерживает общую тенденцию западные СМИ.
Франкоязычный швейцарский художник-карикатурист, мастер политической сатиры Жан Леффель (1918-2001), одинаково зло высмеивающий и Советский Союз (карикатуры выше про Хрущева, дело его рук), и Соединенные Штаты, изобразил неожиданно романтический, героический и вдохновляющий образ человека, который впервые разорвал цепи земного тяготения. Победил незыблемое доселе притяжение земли.
Художник нисколько не переживает, что в столь важном для человечества деле, Москва обогнала Париж, Вашингтон, Лондон и весь «передовой» Запад. Он искренне восхищается героем.
При этом позже, Жан Леффель будет злобно насмехаться над неудачами советской космической программы. В 1965 году советские инженеры разработали модель мягкой посадки автоматических станций на поверхность Луны. Мягкая посадка предусматривала существенное снижение скорости по мере прилунения, что позволит в целостности сохранить и сам аппарат, и оборудование на нем.
К сожалению, первые попытки оказались неудачными. Станция «Луна-6» в июне 1965 года вообще «зависла» на орбите Луны, а станция «Луна-7» разбилась при прилунении в октябре 1965 года.
Жан Леффель тут же разродился издевательской карикатурой про будущую автоматическую станцию «Луна-8», которую уже готовили к отправке советские ученые:
Подпись к рисунку:
После неудавшейся мягкой посадки советского лунного зонда «Луна-7»:
- Ну с этой моделью, мы обязательно добьемся успеха!
Через несколько месяцев карикатурист мог самодовольно потирать руки. Станция «Луна-8» также разбилась при прилунении, 6 декабря 1965года. Но советские исследователи не отчаялись и не испугались, и уже 3 февраля 1966 года следующая модель «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку на другое космическое тело.
А мы еще раз вернемся к той самой искренней (не поворачивается язык ее назвать карикатурой) иллюстрации:
Внимательный зритель, наверняка обратил внимание, что Жан Леффель изобразил Юрия Гагарина в образе, с детства понятном каждому жителю Западного мира. Дад-да, это тот самый Супермен, только во плоти:
Но при этом у реального человека - Юрия Гагарина есть одно важное отличие от вымышленного персонажа американских комиксов. Обратите внимание на кисти Супермена – они всегда сжаты в кулаки, что символизирует его бойцовский дух, его беспощадность к врагам.
А теперь посмотрите, на руки первого космонавта Земли. Ладони Гагарина раскрыты, они показывают всем, что он не вооружен. В космос человечество в его лице несет только мир…