Найти в Дзене

Шушун, понёва, запон. Многослойность русского национального костюма.

Основная черта русского национального костюма – многослойность, богатство отделки, простота кроя, прямой силуэт, яркость цвета.

Повседневный наряд, из семи составляющих, шился из более дешевых тканей. Праздничный комплект мог включать в себя до двадцати предметов. Чем богаче была женщина, тем больше слоев одежды было на нее надето.

Существовала «спецодежда» из более прочных тканей, обрядовая одежда, надеваемая на свадьбу, похороны, в церковь. Короткая одежда была неприемлема для всех слоев населения.

Каждая мастерица самостоятельно изготавливала одежду, являясь и модельером, и портным, и дизайнером одежды для себя и своей семьи. Девушки должны были уметь и ткать, и прясть, и вышивать, и вязать. В каждой местности существовал свой излюбленный орнамент вышивки и украшения. На юге, к примеру, на свадебных элементах одежды вышивались виноградные грозди, а в северных районах - ягоды калины.

Изготовлять наряды девочки начинали лет с 10. Новый возрастной этап, 16-19 лет, обязательно отмечался новой одеждой, изготовленной «своерушно». С этого возраста девушку могли сватать женихи. Одежда выступала маркером готовности к браку.

Понёвный,  южно-русский, и сарафанный, северо-русский, комплекты.
Понёвный, южно-русский, и сарафанный, северо-русский, комплекты.

По составляющим комплекта костюм делился на северо-русский- «сарафанный», и южно-русский-«понёвный».

И в том, и в другом комплекте основной составляющей была рубаха.

О рубахе вы можете прочесть тут

Длинный без оборок, узкий, расклешающийся засчет клиньев сарафан назывался шушун. Шушун имел широкие плечики и неглубокий вырез на груди и спине. К нему обычно сзади пришивали висячие фальшивые рукава: руки в них никогда не продевали. До XVI века шушуны были распашными и застегивались сверху донизу на пуговицы. Позже спереди иногда просто нашивались полосы из дорогой ткани с декоративными ("фальшивыми") петлями.

Праздничный трапециевидный сарафан шушун, вторая половина XVIIIв
Праздничный трапециевидный сарафан шушун, вторая половина XVIIIв

"Прямой" сарафан, вторая половина XIXв
"Прямой" сарафан, вторая половина XIXв

С XVII века в моду вошел другой вид одежды - "прямой" сарафан. Этот сарафан был широким, так как состоял из нескольких сшитых кусков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Он имел узкие короткие лямки и облегал грудь. Этот сарафан вместо центральной декоративной полосы обычно имел декоративную обшивку по низу подола.

"Прямой" сарафан
"Прямой" сарафан

Сарафаны могли быть глухие и распашные. Глухие –круглые- сарафаны прямого силуэта шились из одного куска ткани. Имели вид широкой высокой юбки на лямках. Распашные в основе имели трапецию, шились из двух полотен. Полотнища застегивались на пуговицы или застежки.

Распашные праздничные сарафаны.
Распашные праздничные сарафаны.

Девушки могли носить вместо сарафана так называемый передник - одежду, состоящую из двух отдельных полотнищ ткани, собранных на шнурок выше груди.

Для девочек до 15 лет и женщин после 50 застежку на сарафане кроили сбоку, а девушке-невесте и женщине-молодке-спереди.

Уральский сарафан, середина XIXв
Уральский сарафан, середина XIXв

Распашные сарафаны были популярны в Приуралье. Женские сарафаны шили из ткани темных тонов, без украшений. Праздничные девичьи сарафаны шились из ткани ярких расцветок: красного, зеленого, голубого, вишневого цветов. У девичьих сарафанов подол украшали с помощью пришитых атласных лент, венчальные шили с оборкой, украшенной кружевом. Каждая невеста в качестве приданного имела не менее 20 сарафанов.

В 30-е годы XX столетия сарафан приобретает статус обрядового предмета женской одежды, надеваемый только на свадьбу и похороны. Его вытеснила юбка.

Юбки шились из бумазеи, коленкора. Бордовая или красная юбка обязательно входила в «возрастной» гардероб каждой девушки.

Душегрея, вид сзади.
Душегрея, вид сзади.
Душегрея.
Душегрея.
Епанча- "мини-сарафан"
Епанча- "мини-сарафан"

В праздничный наряд входили: парчовый или шелковый сарафан, кокошник или другой головной убор, носимый в конкретной местности, пояс, украшения, душегрея или епанча- коротенькая кофточка, «мини- сарафан», на лямочках до пояса. Душегрея- праздничная одежда, шилась из дорогих тканей- бархата и парчи. Все праздничное одеяние богато украшалось вышивкой, жемчугом.

Понёва, фартук, гашник.
Понёва, фартук, гашник.

Главной деталью южного комплекта была понёва, «прабабушка» современной юбки, занимающая место сарафана. Понёва была обязательной одеждой замужней женщины и состояла из трех несшитых полотнищ.

Понёва.
Понёва.

Её носили поверх рубахи, оборачивая вокруг бедер. На талии понёва держалась при помощи «гашника» - пояса из шерстяного шнура. Длина ее зависела от длины женской рубахи. Для изготовления этого элемента одежды брали полушерстяную ткань в клетку. Подол одеяния украшался вышивкой, цвет которой зависел от региона проживания женщины. В Тульской- красного цвета, Рязань, Воронеж, Калуга- черного цвета в клетку.

Запон с вышивкой.
Запон с вышивкой.

Поверх понёвы надевался передник «запон». Запон»(«занавеска», «нагрудник»)- входил и в праздничный комплект девушки. Он всегда украшался вышивкой, предпочтительно красного цвета. У девушки брачного возраста запон шился без нагрудника до талии, с вышивкой на подоле. При этом орнамент рубашки и запона совпадали, представляя собой, символы жизни и продолжения рода в культуре славян.

На иллюстрации слева в комплект входит навершник, украшенный вышивкой.
На иллюстрации слева в комплект входит навершник, украшенный вышивкой.

В некоторых регионах России в комплект одежды замужней женщины входил «навершник»- верхняя наплечная шерстяная домотканая одежда, выглядевшая как укороченная рубаха. Навершник, украшенный вышивкой или аппликацией, носили как демисезонную одежду, поверх нижней рубахи, понёвы и передника, его не подпоясывали.

Вопреки воле ПетраI русский национальный костюм практически без изменений дожил до XVIII-XIXвв. Более того, многие современные модельеры до сих пор черпают вдохновение именно в народном костюме.

Иллюстрации из интернета. Лайки приветствуются.