Официальная история- вовсе не точная наука. Её зависимость от личности излагающего автора и многовековых стереотипов, подчас, сводит на нет такие, казалось бы, ценные факты, как хронология, имена и события.
Вот что можно прочесть буквально в ЛЮБОЙ исторической энциклопедии:
"Калигула, сын Германика, начал свое правление с умеренности в попытке быть справедливым, но вскоре заболел. Болезнь вызвала у него психическое расстройство. Калигула верил, что он был богом в человеческом обличье и что он олицетворял закон, поэтому всем оставалось только повиноваться ему. Он был убит 24 января 41 года н.э."
Между тем, с ранней юности Калигула проявлял большой интерес к культуре и людям Египта, культуры, которой тогда восхищались римляне и которой они даже боялись: Египет имел репутацию "страны чародеев" ещё со времён Александра Македонского.
Поклонение Исиде, например, пришло в Римскую республику уже в 3 в. до н.э.).
В ее честь начали возводиться большие храмы, пока что, частные, и все более распространенными становятся как теофорные имена "Изиак" и "Серапиак" (“богоносные” имена, то есть имена, включающие божественные имена; примером может служить Исидора).
На протяжении многих лет в Риме существовало несколько святилищ Исиды. В них также поклонялись Серапису:
Анубису:
и Гарпократу:
Обратите внимание на памятники Рима.
Там были две пирамиды (сегодня существует только одна), многочисленные обелиски, сфинксы, львы и изваяния богов с берегов Нила. Некоторые статуи были привезены из Египта, другие были созданы в Риме в "египетском" стиле.
Серапеум на Квиринале был одним из крупнейших храмов Рима. Его расположение на вершине одного из римских холмов ставит его в один ряд с храмом Юпитера на Капитолии:
Но иноземный культ не раз подвергался гонениям.
В 48 году до н.э., во время жертвоприношения Исиде в храме, рой пчел поселился в близлежащем святилище Геркулеса. Это было сочтено очень плохим предзнаменованием, и было решено, что весь храмовый комплекс должен быть разрушен. Так и сделали...
А в 19 году нашей эры, воспользовавшись пикантным скандалом в качестве предлога, Тиберий, который лично враждебно относился к египетским культам, приказал разрушить главный римский храм Исиды, а все, что в нем находилось, выбросить в реку Тибр. Именно Калигула восстановил этот храм и культ Исиды после разрушения Тиберием.
Интересно, что все слуги Калигулы были египтянами, а Геликон, его самый верный и влиятельный вольноотпущенник, был александрийцем.
Но вскоре после прихода к власти это восхищение страной Птолемеев и более древних фараонов стало основой для оригинальной идеологии, которая побудила его попытаться связать свое собственное правление с политикой его прадеда Марка Антония.
Калигула стремился привнести в Рим идеи, обычаи, роскошь и институты монархии фараонов Птолемеев, сделать из своего дворца двор, подобный двору в Александрии, а себя божественным царем, которому поклоняются его подданные.
Например, имела место попытка ввести в Риме династические браки между братьями и сестрами, которые были постоянной традицией Птолемеев и фараонов Египта.
Последующие историки представили это намерение как извращенный бред необузданной чувственности и властолюбия, но в этом "безумии" можно увидеть больше политики, чем извращенности. На протяжении веков в Египте эта практика рассматривалась как суверенная привилегия, которая связывала династию с богами. С его помощью царская семья сохраняла божественную чистоту своей крови и обеспечивала себе недоступную для простых смертных легитимность.
Калигула решил перенести этот обычай в Рим со всей религиозной помпезностью египетской монархии и, таким образом, изменить статус семьи Августа, которая, официально, считалась всего лишь самой выдающейся семьей римской аристократии: такова была лицемерная риторика Рима, который, вообще-то, до самого своего конца, заявлял себя республикой, а преемственность власти в рамках одной семьи "объяснял" особыми моральными качествами принцепса!!!
На деле, разумеется, власть любого принцепса коренилась в том, что он был императором- то есть, военным диктатором.
Но Калигула возжелал превратить эту семью в династию богов, центром которой были бы он и его сестра Друзилла, подобно царице Арсинои и Птолемею, которым александрийские толпы поклонялись в образе Осириса и Исиды.
Идея созрела в голове императора уже в конце 37 года. Это подтверждается завещанием, составленным во время болезни, которой он заболел осенью первого года своего правления. В этом завещании он назначил Друзиллу наследницей своей империи, что было безумием в свете римского права, которое не допускало женщин к управлению государством, но это доказывает, что Калигула уже думал и действовал как "египетский" царь.
Ранее он также объявил ее богиней, которой все города должны воздавать почести. Он приказал построить для нее храм и назначил группу из двадцати жрецов, десяти мужчин и десяти женщин, для богослужения. Он постановил, что ее день рождения должен быть праздничным.
Он восстановил часть Изеума в Риме ( причём, это было выполнено в египетском стиле) и установил там статую Друзиллы в образе Исиды. Он также реконструировал римский Серапеум.
Например, эта статуя, созданная во времена 18-й династии с чертами царицы Тийе, жены Аменхотепа III, была узурпирована и повторно использована во времена 19-й династии Рамсесом II, который посвятил ее своей матери Туйе:
Царица, игравшая важную политическую роль, получила после своей смерти погребальный культ, связанный с погребением ее сына, в так называемом Рамессеуме, заупокойном храме Рамсеса II в Западных Фивах, где первоначально и была установлена эта статуя.
Но ее перевезли в Рим по приказу Калигулы вместе с другими колоссами из Египта:
На самом деле всё, что мы знаем сейчас о Калигуле, как о "извращенце" и "тиране", написано сторонниками Сената, с которым император вёл напряжённую политическую борьбу. Возможно, рассказы о "безумии"- это месть? А его "властолюбие"- это попытка создать новую идеологическую конструкцию власти? Исида знает...