Найти тему
Сквозь искусство

Поговорим о композиции III. Правила и приёмы композиции

Оглавление

Всем привет! Пора завершать цикл статей о композиции. Если вы ещё не читали, то разбор всего, что с ней связано в визуальных искусствах я начал здесь (тут про законы) и продолжил здесь (а тут про средства). В этой путанице разобраться можно только вместе, поэтому погнали!

Правила и приёмы композиции

Самое время изучить набор основных правил и приёмов, ведь в отличие видов и законов, они интересные и простые для понимания. Поэтому давайте смотреть, что у нас есть. Конечно же, это правило третей и золотое сечение, а так же ряд правил, свойственных различным визуальным искусствам.

Правило «золотого сечения»

«Золотое сечение» — это разновидность геометрической пропорции о которых я писал в прошлой статье, в которой отношение целого к большей части равняется отношению большей части к меньшей в соотношении 0,618 к 0,382 или 62% и 38%. Существует 2 способа построения будущей композиции на основе «золотого сечения» — спиралевидный (логарифмический) и диагональный.

Логарифмическое «золотое сечение» получило такое название из-за последовательности «вложенных» друг в друга прямоугольников, стороны которых относятся друг к другу как 0,618 к 0,382. Для создания композиции строить прямоугольники не обязательно, достаточно карандашом прорисовать спираль, на которой будут располагаться объекты по убыванию размеров – в начале спирали самые большие, в конце – самые маленькие.

Диагональное «золотое сечение» используют для размещения разнотипных объектов. Для создания композиционной оболочки необходимо нарисовать прямоугольник и провести в нем диагональ. Затем к диагонали из вершины прямоугольника прочертить перпендикуляр, разбивающий его на отрезки в соотношении 62% и 38%. Получатся 3 треугольника разных размеров, в которых и стоит располагать значимые объекты будущей композиции.

Правило третей

Правило третей по сути можно назвать упрощенной версией «золотого сечения». Построить её можно разбив изображение на 9 равных прямоугольников. Если в композиционный центр входит один объект, то его следует расположить в центральном прямоугольнике, желательно на одной из вертикальных осей. Если значимых элементов несколько, они размещаются в вершинах прямоугольников, а линия горизонта обычно располагается на одной из горизонтальных линий. Правило третей подходит как для создания симметричной, так и ассиметричной композиции.

Правило нечетных чисел

Также существует и правило нечетных чисел, косвенно связанное с правилом третей. Это негласное правило, однако некоторые специалисты считают, что нечетное количество объектов более привлекательно для зрителя, чем четное. Если на изображении более одного объекта , лучше выбрать композицию с как минимум тремя элементами, поскольку при использовании пяти, семи и более объектов можно легко перегрузить изображение.

Три богатыря у Васнецова смотрятся явно выигрышнее, чем потенциальные два богатыря
Три богатыря у Васнецова смотрятся явно выигрышнее, чем потенциальные два богатыря

Обрамление

Одним из самых древних правил в построении композиции является обрамление. Использование естественных рамок позволяет сконцентрировать внимание зрителя на композиционном центре. Обрамление достаточно просто воплотить как живописи, дизайне, так и в фотографии.

Обрамление отлично работает в фотографии, как вы видите на знаменитой фотографии Альфреда Эйзенштадта улица и толпа как бы обрамляют пару, слившуюся в страстном поцелуе.
Обрамление отлично работает в фотографии, как вы видите на знаменитой фотографии Альфреда Эйзенштадта улица и толпа как бы обрамляют пару, слившуюся в страстном поцелуе.

Срединная линия

Срединная линия — композиционное правило, при котором изображение делится пополам, вертикально или горизонтально. Главный объект обычно располагают на этой линии, и визуальные элементы по обе стороны от этой линии сбалансированы соответствующим образом. Это правило используют не всегда, однако оно может быть крайне эффективным в более простых композициях при расположении ключевых элементов вдоль срединной линии.

Постоянство памяти Дали отлично использует срединную линию вокруг которой выстраивает композицию.
Постоянство памяти Дали отлично использует срединную линию вокруг которой выстраивает композицию.

Диагонали

Самое главное отличие диагональных линий от других приемов композиции состоит в том, что они делают изображение динамичным, даже если сами объекты съемки не двигаются. Диагональная композиция достаточно проста в реализации в любом виде визуальных искусств.

Мы закончили?

Конечно же, это далеко не все правила и приёмы композиции, их практически бесчисленное множество и ни одной статьи не хватит, чтобы охватить всё многообразие средств и правил построения цепляющей взгляд композиции. Мы с вами рассмотрели самые универсальные правила, которые используются повсеместно, во всех видах визуальных искусств. Первая часть о композиции находится здесь, вторая часть о композиции лежит тут.

Ну как, вам понравилось, узнали что-то новое для себя? Есть ли что-то, о чем ещё хотелось бы прочитать? Тогда пишите в комментариях! Не забывайте также подписываться на Ютуб, Телеграм и поддерживать автора на Бусти!

Спасибо за прочтение и до новых встреч с искусством!