Найти в Дзене
Сквозь искусство

Поговорим о композиции II. Композиционные средства

Оглавление

Всем привет! Отвлечемся от великих картин и великих художников и поговорим о том, что такое композиция и для чего она нужна. Я думаю, вы все уже давно с ней знакомы, раз читаете мой блог. Сегодня продолжим разбираться с принципами, правилами и прочими приёмами и средствами. Кстати, первая часть разговора о композиции здесь.

Композиционные средства

Раз уж мы с вами смогли разобраться в законах композиции, значит самое время копнуть глубже и дальше и почитать про средства и приёмы. Здесь тоже мог бы быть тёмный лес, но я смог разобраться и упростить информацию. Средства композиции — это всё, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. К ним относятся симметрия, асимметрия, статика, динамика, пропорции, модуль, масштаб, контраст, нюанс, ритм, метрические повторы, а также группа средств, основанных на использовании цвета и тона, фактуры и текстуры материала и непосредственно связанной с ними светотеневой структуры формы. Средства композиции удобнее всего рассматривать попарно, поэтому так и поступим.

Симметрия и асимметрия

Симметрия

Симметрия (от греч. - соразмерность) - закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга, при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части. Закономерность расположения частей симметричной фигуры заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой. Основными преобразованиями являются отражение, поворот  и параллельный перенос.

Зеркальная симметрия - две равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.

В архитектуре очень часто можно встретить различные виды симметрии и прочих средств композиции. Переход через Москва-реку, фото автора.
В архитектуре очень часто можно встретить различные виды симметрии и прочих средств композиции. Переход через Москва-реку, фото автора.

Осевая или симметрия вращения - линия, при которой форма несколько раз совмещается сама с собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком оси симметрии.

В природе встречается много примеров симметрии вращения, на наиболее эффектны на фото винтовые лестницы. Фото взято с reddit
В природе встречается много примеров симметрии вращения, на наиболее эффектны на фото винтовые лестницы. Фото взято с reddit

Асимметрия

Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершенность достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами предмета. В асимметричных композициях большое значение имеет органичность связей между частями формы. Гармония асимметричной формы раскрывается постепенно и строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции (о которых мы обязательно поговорим позже), поскольку элементы формы не связаны осью симметрии. Вся история искусства и архитектуры подтверждает, что асимметричные композиции и простые и сложные с точки зрения эстетической ценности, не уступают симметричным в своей красоте и эффектности.

Различные фрагменты фотографии уравновешивают друг друга, что выглядит эстетично, но при этом не симметрично. Фото автора.
Различные фрагменты фотографии уравновешивают друг друга, что выглядит эстетично, но при этом не симметрично. Фото автора.

Динамичность и статичность

Динамичность

Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при их контрасте создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Динамичная форма свойственна как неподвижным объектам, так и движущимся.

Кузьма Петров-Водкин отлично передал динамическую композицию на своей картине Купание красного коня
Кузьма Петров-Водкин отлично передал динамическую композицию на своей картине Купание красного коня

Статичность

Это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью. Если говорить о живописи, то пейзажи и натюрморты являются отличными примерами статичной композиции.

Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянном вазоне.
Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянном вазоне.

Тождество, контраст, нюанс

Тождество

Тождество — это состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичности. Примерами тождественных элементов могут служить орнамент, окна фасадов зданий. Тождественные отношения в композиции выражают некую массовость, множество, протяженность или создают объем.

Орнаменты являлись важной составляющей работ художника Альфонса-Марии Мухи и они отлично иллюстрируют тождество в композиции
Орнаменты являлись важной составляющей работ художника Альфонса-Марии Мухи и они отлично иллюстрируют тождество в композиции

Контраст

Контраст — это такое отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие. Низкое - противопоставляется высокому, горизонталь — вертикали, светлое — темному, шероховатое — гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное — спокойному и простому. Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким.

На многих снимках в монохроме можно найти умелое применение контраста, например на знаменитом портрете Стива Джобса от Альберта Уотсона.
На многих снимках в монохроме можно найти умелое применение контраста, например на знаменитом портрете Стива Джобса от Альберта Уотсона.

Нюанс

Нюанс — это небольшое различие свойств. Обычно он применяется для дополнения контраста. При нюансе нет четко выраженных противоречий, нюанс играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.

Любимым примером для иллюстрации нюанса в живописи служит картина Ильи Репина — Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану. Казалось бы здесь куча похожих лиц казаков, но все они немного различаются. Это и есть нюансное различие в живописи.
Любимым примером для иллюстрации нюанса в живописи служит картина Ильи Репина — Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану. Казалось бы здесь куча похожих лиц казаков, но все они немного различаются. Это и есть нюансное различие в живописи.

Метро-ритмические отношения

Метр

Метр — это простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Метр является частным случаем ритма. Единственный минус метрической композиции это её монотонность. Чтобы избежать монотонности обычно используют следующие приёмы:

  • сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения;
  • выделение в метрическом ряду групп элементов;
  • установление разрядок между группами элементов;
  • «оживление» метрического ряда за счет включения в него акцентов (в том числе контрастов и нюансов);
  • изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.
 Фотография марка Рибу Strange reflections at the edge of a Dutch canal | Holland отлично отображает метрический ритм
Фотография марка Рибу Strange reflections at the edge of a Dutch canal | Holland отлично отображает метрический ритм

Ритм

Ритм — это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов — в нарастании или убывании элементов, объема или площади, в сгущении или разряжении структуры, силы тона и прочих изменениях. Изменяя порядок нарастания ритмического ряда, объем элементов, их структурную насыщенность, можно усиливать или ослаблять динамичность композиции. В качестве средства композиции ритм применяется и к тону, и к цвету, и к пластике.

Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько острым, что становится главным началом композиции. Многое здесь зависит от протяженности ритмического ряда. Слишком короткий ряд не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает наличие не менее четырех-пяти элементов, хотя в некоторых трудах указывается, что как метрический, так и ритмический ряд могут быть созданы и тремя элементами.

Ритм на фотографии задан чередой окон здания, фото автора
Ритм на фотографии задан чередой окон здания, фото автора

Модульная система

Под модулем (лат. «modulos» — мера) понимается величина, размер, принимаемый за основу расчета размеров какого-то предмета. Совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета, носит название модульной системы.

В дизайне понятие «модуль» встречается в основном там, где деятельность дизайнера так или иначе связана с оборудованием каких-то помещений или изготовлением самого оборудования из унифицированных элементов. Оборудование и мебель для жилища, например, необходимо проектировать на основе единого модуля, который зависит от модуля архитектурного.

Существует даже модульное искусство — направление современного искусства, подразумевающее создание произведений путём объединения совместно стандартизированных единиц (модулей) с образованием более крупных, более сложных композиций.

Пропорции и пропорционирование

Пропорция означает соразмерность, определенное соотно­шение отдельных частей и предметов между собой. Размерные от­ношения элементов формы изделий служат той основой, на кото­рой строится вся композиция.

Как образуется самая элементарная пропорция? Из математики известно, что если взять две подобные фигуры, то соотношение аналогичных элементов в этих фигурах дает пропорциональный ряд.

Пропорционирование — это использование с целью получения искомой целостности предмета закономерных соотношений различных величин или частей предмета между собой.

Когда говорят о пропорциях применительно к художествен­ной деятельности, то имеют в виду прежде всего сопоставление вертикальных и горизонтальных элементов в пределах определен­ной плоскости. Сложный предмет обычно заключают в какую-то простую фигуру-схему, скажем, параллелепипед, основные линейные величины которого и должны соотноситься, создавать какой-то определенный пропорциональный ряд. В этом и заключается их соразмерность.

Существуют, таким образом, различные виды пропорциональных отношений, начиная от самых простых арифметических пропорций и заканчивая довольно сложными геометрическими пропорциями. Их очень много, поэтому перечислять все не получится, но стоит обратить внимание на пару самых известных и используемых в искусстве, таких как золотое сечение.

Немного особняком стоит геометрическая пропорция, которая получила название «золотого сечения». Золотое число Ф=1,6180339... которое называется еще Золотым сечением или Золотой пропорцией, возникающей как результат решения геометрической задачи о делении отрезка в крайнем и среднем отношении, то есть делении отрезка на две неравные части таким образом, чтобы отношение большей части к меньшей равнялось бы отношению всего отрезка к большей части. О пропорциях и «золотом сечении» я выпущу отдельную статью.

Очень многие произведения искусства следуют правилам золотого сечения, но мы остановимся на примере одного из 36ти видов Фудзи Кацусика Хокусая
Очень многие произведения искусства следуют правилам золотого сечения, но мы остановимся на примере одного из 36ти видов Фудзи Кацусика Хокусая

Соподчинение используется тогда, когда к какому-то элементу пристраивается другой, который находится в смысле соразмерности в подчинении к этому основному элементу.

Расчленение используется тогда, когда имеется какой-то объект (самый простой случай – прямоугольник) и эту основную форму или плоскость надо разбить на более мелкие элементы.

В дизайне основным является прием расчленения, потому что дизайнер имеет дело обычно сначала с общими габаритами вещи и уже внутри них ищет соотношение отдельных элементов между собой. Соподчинение используется повсеместно в искусстве.

Многие работы Рене Магритта отлично иллюстрируют практически все приёмы построения композиции, но сейчас остановимся на соподчинении
Многие работы Рене Магритта отлично иллюстрируют практически все приёмы построения композиции, но сейчас остановимся на соподчинении

Масштаб и масштабность

Под масштабностью предметного мира понимается соразмерность или относительное соответствие формы предмета размерам человека, соответствие размеров предмета действительно необходимым. Важным условием достижения гармоничности композиции является нахождение правильной масштабности.

Масштабом характеризуется любая вещь, но не каждая может быть масштабной. Дизайнеру масштаб нужен для того, чтобы сделать вещь соразмерной человеку и окружающей среде.

Фотография ЖК Триумф Палас за авторством Сергей Бобылева из ТАСС отлично показывает и масштаб ЖК на фоне остальной застройки и масштабность здания
Фотография ЖК Триумф Палас за авторством Сергей Бобылева из ТАСС отлично показывает и масштаб ЖК на фоне остальной застройки и масштабность здания

Послесловие

Ну что, удалось упорядочить информацию про средства композиции? Тогда ждите следующей статьи про композиционные приёмы, там будет ещё интереснее. Первая часть статьи про основы композиции здесь. А ещё больше информации про композицию ты сможешь узнать в лекциях на моём авторском курсе Насмотренность. Приходи!

Не забывайте подписываться на Ютуб, поддерживать на Бусти и конечно же, оставайтесь со мной в Дзене!