Всем привет! Отвлечемся от великих картин и великих художников и поговорим о том, что такое композиция и для чего она нужна. Я думаю, вы все уже давно с ней знакомы, раз читаете мой блог. Но сегодня хочется остановиться на этом вопросе поподробнее. А ещё чуть подробнее можно узнать на моём курсе "Насмотренность для всех".
Определение композиции
И так, давай начнем с истории происхождения термина и его определения. Собственно, термин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое, приведение их в порядок в соответствии с какой-либо идеей.
В искусстве в целом композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Если говорить о композиции в изобразительном искусстве и графике — это выраженный смысловой центр с объединением рисунка, цвета и сюжета. Если композиция в произведении правильная, то все элементы произведения будут визуально связаны между собой.
Вообще, говоря о композиции, стоит отметить, что ей пользовались даже в Древние века, хотя до эпохи Возрождения теоретических трудов, посвященных непосредственно вопросам композиции не сохранилось.
Законы, правила, принципы, приёмы и средства композиции
Мне кажется очень важным разобраться с тем, что есть что, отделить художественных мух от искусства котлетолепки. Поэтому давайте сначала дадим определения тому, что есть законы, виды, принципы, правила, приёмы и средства композиции.
Закон композиции — это общее название ряда логических законов, позволяющих объединять или разделять произведение искусства на составляющие части. Законы композиции подчинены законам восприятия и служат для установления моментальной обратной связи между творцом и наблюдателем.
Выделяют 3 (а по некоторым источникам 4) основных закона композиции. Давайте очень кратко поговорим о них:
Закон целостности
Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Целостность выражается таким образом, что предметы в изобразительном искусстве воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
Закон новизны
Закон новизны говорит о том, что художественный образ - это всегда что-то новое в искусстве и по форме, и по содержанию. Он проявляется в темах, художественных средствах, композиционных решениях.
Закон контрастов
Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах. Контраст, как универсальное средство, помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» писал о необходимости использования контрастов величин, сочетание контрастов высокий - низкий, большой - маленький, толстый - тонкий, фактур и материалов, объемов и плоскостей. Тональный и цветовой контрасты применяют при создании произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразителен на темном фоне и наоборот, темный - на светлом.
Закон подчинённости
Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
Основные виды композиции
По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно-пространственной композиции:
Фронтальная композиция
Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, то есть горизонтальной и вертикальной, с подчиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней. По сути практически все плоские изображения имеют именно этот тип композиции.
Объемная композиция
Объемная композиция имеет равномерное развитие по трем координатам пространства и характеризуется замкнутостью поверхностей элементов, воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Она определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства.
Пространственная композиция
Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над элементами, формирующие его, воспринимается и оценивается качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Примером могут служить интерьеры и градостроительные ансамбли.
Послесловие
Помимо законов, которые невозможно избежать, есть ещё и правила, принципы, приёмы и средства. Но о них мы поговорим в следующей статье! Так что не теряйте из виду, впереди ещё очень много полезного и интересного.
Не забывайте подписываться на Ютуб, поддерживать на Бусти и конечно же, оставайтесь со мной в Дзене!