Найти тему
Арт КомодЪ

Русский Роден, или крестьянский сын Эрьзя в Академии. Не вдруг

Его настоящее имя Нефедов Степан Дмитриевич. Творческие люди нередко берут псевдонимы, но, чтобы имя ассоциировалось с «отделом» этнографического музея, - это все-таки большая редкость. Вот так в своем имени увековечил Степан Дмитриевич свой родовой корень, свой этнос.

Справка: Эрзя - субэтнос народа мордва; проживает в основном на востоке Мордовии.

Эрьзя С.Д.  Скульпторный автопортрет
Эрьзя С.Д. Скульпторный автопортрет

***

Эрьзя (Нефедов) С.Д. (1876, деревня Баево, Мордовия - 1959, Москва), сын крестьян, русский советский скульптор. Учился в иконописных мастерских в Алатыре и Казани, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1906—1914 годах жил в Италии и во Франции - вот вам пример социальных лифтов дореволюционной России. Это-то крестьянский сын, из глубинки. Его по праву называют русским Роденом. Говорят, он ревностно относился к своему французскому коллеге, чьи работы высоко ценил. Они и жили-то в Париже по соседству! Степан Дмитриевич гордился, что он один успевал делать больше работ, чем его сосед при ста помощниках.

Русский Роден действительно превзошёл настоящего Родена в технологии труда и продуктивности. Поток заказов, обрушившийся на русского мастера, тоже начал превосходить спрос на самого Родена. Это наше исконное - «могем, когда захочем!»

Внешность Эрьзи была тоже замечательной (в смысле, привлекала взгляды и внимание ). Личная жизнь была бурная, обремененная романами и скандалами с «европейскими авантюристками».

«Это был ниже среднего роста человек. Смуглое, худощавое лицо с глубоко сидящими тёмными глазами, с нависающими мохнатыми бровями. Очень высокий лоб. На голове с длинными вьющимися, в конце русыми, с пробивающимися сединой волосами вязаная шапочка – колпак. Густые пышные усы и ненебольшая, заканчивающиеся клином бородка. В зубах у него всегда была трубка; обращали на себя внимание руки с большими ладонями. Иногда его можно было видеть с тростью. Одет он был во френч с широкими карманами. Ботинки, какие выдавали нефтяникам в спецмагазинах», - свидетельствует И.Е. Боровицкий, скульптор-педагог.

***

Революцию в России принял Эрьзя с энтузиазмом.  В 1919—1925 много творил в сфере монументальной пропаганды (даже в цементе и бетоне отливали его пролетарских вождей, чтобы всем хватило). Есть несколько работ Эрьзи и самого вождя революции - В. И. Ленина (тоже мордвина?).

И другого вождя всех народов тоже.

Эрьзя С.Д. Скульптурный портрет И.В. Сталина
Эрьзя С.Д. Скульптурный портрет И.В. Сталина

Эрьзя С.Д. Скульптурный портрет В.И. Ленина
Эрьзя С.Д. Скульптурный портрет В.И. Ленина

На этой плодотворной ниве востребованной государственной пропаганды скульптор был популярен у комиссаров по искусству и был отправлен (лично Луначарским, похоже) с выставками работ в Европу на 6 месяцев (1926 год), в Париж. Надо заметить, парижская публика приняла его на этот раз холодно, не разделив пролетарских восторгов в камне.

И все же после выезда за границу крестьянский сын не вернулся в Советскую Россию, перебрался в бурлящую революционными настроениями Латинскую Америку: в 1926—1950 гг. жил в Аргентине (по личному приглашению президента Аргентины). В Аргентине его любили, мировая пресса писала о нем с восторгом. Обласкан был.

В Аргентине скульптор освоил технику резьбы по дереву, очень твердым породам дерева - альгароббо и квебрахо (местные древесные материалы). Вдали от родины и репрессиий, он позволил себе жаловаться на «футуристов», которые после революции в России «захватили власть в искусстве» и буквально «уничтожали» лучшее наследие классицизма. Так он объяснял себе и окружающим, как оказался за границей.

По России он все-таки скучал: «Истосковался я».

Языков особо не учил, обходился в обиходе несколькими фразами из иностранных слов - для жизни хватало.

В творчестве Эрьзя всегда стремился к романтической героизации образа человека — «Бетховен» (1929), «Л. Н. Толстой» - и к лирической женской красоте.

А женские головки его чудо, как хороши! Не откажешь в мастерстве русскому Родену и любви к натуре - любовью и нежностью веют его портреты.

Работы невольно выдают секрет мастера - он действительно был щедро обласкан женским теплом. И так всю жизнь, заметьте.

«Мне говорят, он маленького роста…»

Эрьзя С.Д. Женская головка
Эрьзя С.Д. Женская головка

Эрьзя С.Д. Женская головка
Эрьзя С.Д. Женская головка

Эрьзя С.Д. Женская головка
Эрьзя С.Д. Женская головка

Эрьзя С.Н. Женская головка. Мордовка
Эрьзя С.Н. Женская головка. Мордовка

Эрьзя С.Д. Женская головка
Эрьзя С.Д. Женская головка

Мастером он был непревзойденным - ни швов, ни вставок в его скульптурах человеческий глаз не замечал.

Известно, что Эрьзя работал без эскизов и набросков - слету (в отличии от Родена). При этом секреты своих уникальных мастик, клеев и других составов он нигде не записывал, держал в секрете. Так и ушел из жизни со своими секретами. Каково? Опять крестьянская сметка?

Эрьзя С.Д. Мордвин
Эрьзя С.Д. Мордвин

Эрьзя С.Д. Женская головка
Эрьзя С.Д. Женская головка

В 1950-м на пароходе он все-таки вернулся на Родину через Одессу. Думаю, его работы, овеянные романтикой мировой революции и свободы, сыграли решающую роль. Ему «простили» власти эмиграцию.

В Москву вместе с художником прибыло через океаны и его «аргентинское» наследие - тонны скульптурных работ, тщательно упакованных. Работала дипмиссия Советов на совесть (решение о возвращении С.Д. Эрьзи в СССР было принято на уровне ЦК КПСС!).

Любопытно, что газеты опубликовали сообщение о приезде Эрьзи в Россию еще до отъезда того из Аргентины. Очень уж власти были обеспокоены сомнениями художника о его возвращении на родину… И вот, когда Эрьзя появлялся в аргентинском кафе, ему говорили: «Что ж вы, господин Эрьзя, так быстро вернулись? Вам не понравилось в Москве?»

В общем, возвращение скульптора было не простым. Престиж Советского Союза не пострадал в конце концов: написали газеты, значит, уехал! Дипмиссия работала…

Эрьзя С.Н. Боливийская революционерка. 1944 г.
Эрьзя С.Н. Боливийская революционерка. 1944 г.

Эрьзя С.Н. Аргентинская еврейка. 1946 год
Эрьзя С.Н. Аргентинская еврейка. 1946 год

Мастер «твердых сплавов» работал всю жизнь на совесть: скульптуры, вышедшие из-под его резца, совершенны. Эрьзя располагал огромным арсеналом инструментов, включая бор-машину, используемую зубными врачами. Материалы, с которыми он работал, только по названию были деревом, по сути - тяжелые и твердые, как железо, то есть трудоемкие.

«Многие работы, сделанные им из одного куска дерева, создают иллюзию, что скульптор над ними особенно-то и не трудился, только подправил то, что создала сама природа.

Эрьзя С.Н. Скульптура «Моисей» (альгароббо), 1932 год (3100 кусочков, скрепленных клеем. На выставке в Академии художеств представлена копия работы. Оригинал находится в Мордовском музее искусств имени С.Д. Эрьзи)
Эрьзя С.Н. Скульптура «Моисей» (альгароббо), 1932 год (3100 кусочков, скрепленных клеем. На выставке в Академии художеств представлена копия работы. Оригинал находится в Мордовском музее искусств имени С.Д. Эрьзи)

В действительности каждая скульптура Эрьзи – результат огромного (М.Т. - крестьянского?) труда. Некоторые работы - «Моисей», «Толстой», «Медуза» – требовали до 1000 (!) вкладышей, которые искусная рука мастера вкрапляла с основным куском дерева, не оставляя видимых следов». (М. Г. Сергеев (дипломат, участник возвращения Эрьзи на родину. «С родиной в сердце»)

Скульптуру «Моисей» (работа 1932 года), производящую очень сильное эмоциональное впечатление и потрясающую своей уникальностью и трудоемкостью, как-то хотел у Эрьзи купить один американский меценат, за большие деньги. На что скульптор ответил отказом: «Детей у меня нет. А скульптуры - мои дети. Кто же продает своих детей?» А вот на родину он привез эту огромную, уникальную и очень тяжелую скульптуру - из Аргентин, через океаны. Упорство и труд все перетрут?

Голова-исполин - талисман экспозиции.

***

Первая выставка работ Эрьзи состоялась только в 1954 году. Не ждали?..

Надо заметить, выставка та прошла плохо. Художник был разочарован резкими отзывами и едва ли не открыто выражал сожаление о своем возвращении…

Все-таки стиль его работ был иной: критика и публика, воспитанные на языке пропаганды, не могли вдруг принять его работы.

А способствовал возрождению официального (а потом и народного) признания мастера на родине чуть ли не сам Маленков. По случаю.

…Фактически признание Эрьзи на исторической родине произошло уже после его смерти. Знакомая история? Отечественная.

***

…И все-таки именно женские головки делают мастера Мастером и оставляют его имя в истории на века.

Крестьянин. Сеньор в «всегда мятых штанах». Художник уникальный. Русский Роден. Степан Дмитриевич Эрьзя.

«А он мне нравится, нравится, нравится!..»

N.B. Выставка работ скульптора проходит в Академии художеств до 3 марта 2024 года. Дивными работами можно полюбоваться очно. Случай, когда ракурс имеет значение.

©️Мила Тонбо 2023