Найти в Дзене
Жизнь в России

Должны ли блогеры маркировать рекламу

Оглавление

С 1 сентября 2023 начали штрафовать за рекламу без маркировки. Оказывается, это относится и к блогерам. Должны ли блогеры маркировать рекламу и как отличить её от "другой информации в интернете"?

"Ага! Ну всё, халява закончилась!" - потирают руки завистники, кого возмущал "легкий хлеб" блогеров.

Насколько он "лёгкий", можно долго рассуждать. Но то, что условия с новым законом о маркировке рекламы точно усложнились, сомнений не вызывает.

К тому же выяснилось, что не всё так просто. Не достаточно указать "реклама" и жить спокойно.

Уже созданы ведомства, изданы уточнения и рекомендации (их можно прочесть на сайте ФАС, например). Впрочем, это пока не сильно упростило задачу. И есть в чём разбираться.

Попробуем понять, должны ли блогеры маркировать рекламу, как отличить её от "другой информации в интернете", раз уж находимся мы с вами на площадке блогеров (хотя, мне лично больше нравилось название "автор").

Общие моменты о маркировке рекламы

Маркироваться должна вся интернет-реклама, которую увидят пользователи в России:

  • Контекстная.
  • Медийная.
  • Тарнетированная.
  • Самореклама.
  • Сео-статьи.
  • Реклама у блогеров.
Самое интересное!

НЕ важно, платная ли реклама, бесплатная или по бартеру!

Маркировке подлежит вся.

Не маркируется реклама в печатных СМИ, на билбордах вдоль дорог, на промоакциях в магазинах.

Какая реклама считается промаркированной и что такое ЕРИД (ERID)

Чтоб выполнить условия закона о маркировке рекламы, надо:

  • Сделать пометку "реклама".
  • Указать сведения о рекламодателе.
  • Присвоить идентификатор ЕРИД (он же токен).

ЕРИД - единый реестр идентификаторов. Это набор букв имцифр, который выдаётся на каждый рекламный материал, должен быть встроен в него.

Кто выдаёт?

Созданы специальные организации:

ОРД - Оператор Рекламных Данных.

На данный момент их 7.

На один рекламный материал нужен один ERID, он действителен ГОД.

Получаем его в ОРД и встраиваем в рекламу.

Кто должен этим заниматься?

Прописывается в договоре. Получить токен может сам рекламодатель (заказчик рекламы), или исполнитель (рекламное агентство, рекламораспространитель).

С блогером всё работает точно также. Зависит от того, на какие вы условия согласились, как составлен договор. По договору блогер может взять на себя задачу по получению и включению в рекламу ERID, или же его предоставит рекламодатель.

По итогам рекламной кампании обязательно необходимо предоставить отчёт о статистике и потраченных деньгах, в течение 30 дней после окончания месяца, в котором работала реклама.

Для чего вообще решили маркировать рекламу?

ФАС сможет отследить о чём реклама, на сколько она законна, нет ли в ней опасных призывов, и запретить, если найдёт что-то неуместное.

Налоговая служба получит сведения, сколько денег тратится на рекламу.

Всё это затеяли с целью отследить, что рекламируют и сколько денег на это тратят.

Как понять, что маркировать?

Вот это самое сложное. Т.к. в новом законе о маркировке рекламы много "серых зон". Даже юристы толком не разобрались.

Но, разбираться придётся, т.к. штрафы с 1 сентября 2023 года немалые. И касаются как юридических, так и физических лиц.

За непредоставление данных о распространяемой в интернете рекламе, представление неполной информации или не в установленный законом срок предусмотрены следующие штрафы:

  • для граждан: от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для должностных лиц: от 30 до 100 тысяч рублей;
  • для юрлиц: от 200 до 500 тысяч рублей.

За распространение рекламы без идентификатора (токена) или за нарушение требований к его размещению, штрафы:

  • для граждан: от 30 до 100 тысяч рублей;
  • для должностных лиц: от 100 до 200 тысяч рублей;
  • для юрлиц: от 200 до 500 тысяч рублей.

Штраф выносят за каждый факт ошибки. Уже есть штрафы 300 тысяч рублей за 3 непромаркированных рекламных поста.

Так что, есть о чём задуматься.

Посмотрим, как на сайте ФАС нам решили помочь, и объяснили в картинках суть закона о маркировке рекламы:

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

1.

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

В первом примере всё довольно понятно. Блогер сам проводит розыгрыш с целью привлечения аудитории на свой канал. Это не реклама, маркировать не надо.

2.

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

Во втором примере уже не всё так ясно. Выходит, реферальные ссылки теперь будут считаться рекламой? А значит, материалы их содержащие подлежат маркировке.

Ещё интересен пункт "ссылка на чужой сайт". Но ведь блогер иногда даёт ссылку на чужой сайт с целью указать источник информации.

3.

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

По примеру 3 выходит, что рекламой будет информация об агентстве, а вот о конкретной вакансии - не будет.

4.

-8

-9

В примере 4 мне разобраться сложно. Почему спортзал не относится к красоте? Ведь следить за своей фигурой - составляющая общей красоты.

5.

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

Тут всё понятно. Рекламировать торт собственного производства можно без маркировки. А вот печь, в которой готовим - нельзя. Такая реклама уже подлежит маркировке.

6.

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

Так что же с обзорами товаров?

Мне, например, это актуально. Если я делаю обзор своих покупок из магазина, делюсь впечатлениями, рассказываю, понравились товары или нет, сравниваю цены, но это лишь для того, чтоб материал мой был полезен читателю. В магазине понятия не имеют, что я рассказываю о нём, и понятно, мне не платят. Призывов покупать товар у меня в материале нет, ссылки на магазин нет, значит это не реклама, маркировать не нужно:

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы

И ещё на сайте ФАС есть такая схема:

Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
Скриншот с сайта ФАС о маркировке рекламы
...обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке. 

Выдержки из пояснений на сайте ФАС.

...если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой...

Чуть сложнее разобраться с понятием

"органичная интеграция"

Выдержка с сайта ФАС:

Примеры органичной интеграции - упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например, продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах. 

НО!

Вместе с тем есть условие, при котором интеграция уже не является органичной и может быть признана рекламой, и соответственно, подпадать под действие норм статьи 18.1 Закона о рекламе. Речь идет о случае, когда внимание акцентируется на товаре в видеоролике, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения блогера к нему.

В общем, границы пока довольно размыты. А значит, блогеру нужно быть очень внимательным, чтоб не нарушить эту тонкую грань.

Итог

Блогер должен маркировать рекламу обязательно. Иначе - штраф.

Помним, что не важно, платят ли блогеру за рекламу. Если есть "признаки рекламы", то оформлять нужно даже бартер и бесплатную рекламу.

Уважаемые читатели!

Приглашаю вас

ПОДПИСАТЬСЯ на канал))

Буду благодарна, за лайк👍, РЕКОМЕНДАЦИЮ