«Чернозём для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нём – вековечное неистощимое русское богатство!» – писал выдающийся русский учёный Василий Докучаев. Он стал первым, кто переосмыслил явление почв с научной точки зрения
Рассказываем, как идеи учёного воплощают в Белгородской области.
Одна из важнейших работ Василия Васильевича – докторская диссертация «Русский чернозём», которую он защитил в 1883 году, – по сути заложила основы почвоведения. Он же составил почвенную карту Чернозёмной зоны России, сформулировал главные принципы защиты почв. На основе его исследований возрождали почвенное плодородие в последние годы в Белгородской области, где чернозёмы занимают 77 % площади.
Победа над голодом
Докучаев впервые обратил внимание на то, что почва – это природное тело, где всегда есть живая (биота) и неживая (гумус) материя. И доказал, что она одинаково способна к воспроизводству и деградации. К мнению учёного прислушивались его современники, тем более что он преследовал важнейшую социально-экономическую цель: выяснить, почему при богатейших почвенных ресурсах русские крестьяне голодают вследствие неурожаев.
В конце XIX века Докучаев пришёл к выводу, что массовая распашка степей приводит к нарушению водного режима, что и становится причиной засух. Он предложил программу реконструкции чернозёмов: защиту от смыва, регулирование балок и оврагов, стоков вод, организацию прудов, лесонасаждений, систем орошения.
Авторитет учёного был высок и в советское время. Так, план Сталина 1949 года о создании полезащитных систем земледелия для защиты от засух – фактически прямое воплощение разработок Докучаева. Большая часть лесных массивов, насаждения в неугодьях, система лесополос появились в Белгородской области именно тогда. Многие дети войны вспоминают, как собирали шишки, жёлуди, другие семена, из которых потом выращивали саженцы.
Второе большое возвращение к идеям Докучаева произошло в нашем регионе в 2011 году с внедрением программы биологизации земледелия для восстановления плодородия. Суть – в изменении способов и методов обработки почвы. Инициировали программу как учёные, так и рядовые агрономы, душой болеющие за сохранение белгородских чернозёмов.
Программу системно и настойчиво внедряли на протяжении 10 лет, меняя в том числе сознание аграриев в плане ответственности к почвенным ресурсам, поскольку белгородский чернозём под сельхозугодьями не только интенсивно используемый, но и самый вымываемый в Черноземье. Научное сопровождение работы вели сотрудники лаборатории плодородия почв и мониторинга при Федеральном аграрном научном центре РАН, учёные белгородских вузов.
В 2022 году, подводя итоги реализации программы, бывший губернатор Евгений Савченко с соавторами статьи «Об опыте биологизации агротехнологий при освоении адаптивно-ландшафтных систем земледелия в Белгородской области» отметил улучшение агрохимических характеристик почвы, увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и рентабельности растениеводства.
В статье отмечается, что существенно возросли площади посева сидеральных культур и одновременно снизилось использование чистых паров. Доля бобовых культур в структуре посевных площадей достигла 26,1 %, увеличились объёмы луго- и лесомелиоративных мероприятий, широко стали использовать технологию прямого посева.
С 2011 по 2020 год произвестковали 580,5 тыс. га кислых почв, за счёт чего их доля снизилась на 12,3 %. При достигнутом в 2016–2020 годах уровне внесения органических и минеральных удобрений накопления биологического азота, содержание в почве органического вещества увеличилось на 0,3 %, подвижных форм фосфора – на 25 мг/кг, калия – на 35 мг/кг.
По сравнению с 2006–2010 годами урожайность кукурузы на зерно увеличилась в 2,06 раза, озимой пшеницы – в 1,59, ярового ячменя – в 1,44, подсолнечника – в 1,75, сои – в 2,16, а средняя рентабельность растениеводства возросла в 2,22 раза, достигнув 47,2 %.
Типичные и подзольные
Отличие чернозёмов от других видов почв и их ценность в том, что они богаты органическим веществом, и слой гумуса составляет в них от 35 до 150 см при концентрации 250–700 тонн на гектар. Гумус – результат многовекового накопления перегноя луговой и степной растительности (и никогда – лесной). Большую роль в формировании этого слоя играют климатические и биологические условия: они способствуют максимальному поступлению в почву азота и зольных элементов. В этом смысле белгородские степи, равно как и воронежские, курские, липецкие, уникальны. И именно поэтому фашистские захватчики снимали с наших почв верхний слой и эшелонами вывозили в Германию, о чём свидетельствуют многочисленные воспоминания жителей региона.
Обывателю зачастую невдомёк, что под общим названием «чернозём» скрывается несколько его родов в зависимости от состава: обычные, карбонатные, солонцеватые, солонцевато-солончаковые почвы. По высоте гумусового слоя чернозёмы делятся на маломощные (40 см), среднемощные (40–80 см), мощные (80–120 см) и сверхмощные (свыше 120 см).
Часто гостям в Белгородском области показывают в разрезе «пирог» чернозёмных почв. Например, на участке «Ямская степь» заповедника «Белогорье», который является своего рода целинным эталоном, можно оценивать, как меняются чернозёмы в результате жизнедеятельности человека.
Сегодня, когда на планете вопрос продовольственной безопасности – один из самых актуальных, такие образцы действительно на вес золота, а их исследования носят прикладной характер. А нам, белгородцам, живущим на столь уникальной земле, нужно не только восхищаться ею, но и относиться к чернозёмам как к своему главному достоянию.
Ольга Бондарева