Найти тему
АртеФакты

Нейросеть против Гения: картины Иеронима Босха против изображений искуственного интеллекта

-2

Иерони́м Босх - около 1450 Хертогенбос — август 1516 Хертогенбос —художник по наследству из Нидерландов, он был одним из величайших мастеров эпохи Северного Возрождения. Сохранилось около десяти его картин и двенадцати рисунков. Он был членом Братства Богоматери и является одним из самых загадочных художников в истории западного искусства. В его родном городе Хертогенбосе, в Нидерландах, открыт центр творчества Босха, где представлены копии всех его произведений.

Иероним Босх Сад земных наслаждений. 1500—1510 г. Дерево, масло. 389,005 × 220 см. Музей Прадо, Мадрид
Иероним Босх Сад земных наслаждений. 1500—1510 г. Дерево, масло. 389,005 × 220 см. Музей Прадо, Мадрид
Изображение, сгенерированное нейросетью
Изображение, сгенерированное нейросетью

«Сад земных наслаждений» — один из самых известных триптихов Иеронима Босха, который был назван по теме центральной части, посвященной греху сладострастия - Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха до сих пор остается неизвестным. Исследователи назвали этот триптих "Садом земных наслаждений". В настоящее время не существует единственно верного толкования картины. Большинство теорий о значении картины были разработаны в XX веке.

Сад земных наслаждений - это образ Рая, где естественный порядок вещей отменен и властвуют хаос и сладострастие, отводящие людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского художника является его самым лирическим и загадочным произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что вызывает самые экстравагантные гипотезы о религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных предпочтениях.

Иероним Босх Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475—1500 доска, масло. 120 × 150 см. Прадо, Мадрид
Иероним Босх Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475—1500 доска, масло. 120 × 150 см. Прадо, Мадрид
Изображение, сгенерированное нейросетью
Изображение, сгенерированное нейросетью

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Эта картина, написанная около 1500 года или позже, изначально считалась работой раннего периода Босха. Однако с 1898 года ее авторство неоднократно подвергалось сомнению. В 2015 году после проведения ряда анализов в Bosch Research Conservation Project было заявлено, что это работа последователя Босха, но ученые из Прадо опровергли этот аргумент. Картина выполнена маслом на деревянных панелях и содержит серию круглых изображений. Ее сюжет направлен на религиозные размышления.

В центре находятся четыре концентрических круга, которые символизируют Всевидящее Око Божье. В центральном круге видно воскресшего Христа, показывающего свои раны. На втором круге есть латинская надпись "Cave, cave, d[omi]n[u]s videt" («бойся, бойся, ибо Господь всё видит»). Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвертый круг разделен на семь секторов, представляющих семь смертных грехов. Под каждым изображением смертного греха есть его латинское название. Описание каждого сектора идет по часовой стрелке.

  • Чревоугодие - полный мужчина жадно поглощает все, что ставит на стол хозяйка, и не позволяет есть своему не менее полному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.
  • Праздность (Уныние) - мужчина лениво дремлет у камина, его упрекает вошедшая в комнату женщина с четками в руках.
  • Похоть - две влюбленные пары наслаждаются под розовым тентом, а два шута развлекают их.
  • Гордыня - дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце.
  • Гнев - двое мужчин дерутся у дверей таверны, женщина пытается их разнять.
  • Зависть - пожилая пара в дверях завистливо смотрит на богача с домашним ястребом на руке, его слуга несет большой мешок на плечах.
  • Алчность - коррумпированный судья притворяется, что сочувственно слушает дело, представленное одной стороной в судебном процессе, коварно принимая взятку от другой стороны.
Иероним Босх Извлечение камня глупости (Операция глупости). 1475—1520
Доска, масло. 48 × 35 см. Прадо, Мадрид
Иероним Босх Извлечение камня глупости (Операция глупости). 1475—1520 Доска, масло. 48 × 35 см. Прадо, Мадрид
Изображение, сгенерированное нейросетью
Изображение, сгенерированное нейросетью

«Извлечение камня глупости» - на картине художника представлена фольклорная тема. В работе "Извлечение камня глупости" на фоне унылого пейзажа расположены четыре человека. Рядом с столом в кресле сидит седовласый простак, а над ним врач-шарлатан с воронкой на голове проводит операцию по удалению "камня глупости". Монах и монахиня наблюдают за процессом. Во времена Босха существовало поверье, что сумасшедшего можно излечить, извлекая из его головы камни глупости. Шарлатанство было неотъемлемой составляющей человеческой глупости в работах Босха. Образы шарлатанов встречались у него часто, особенно в его ранних работах.

Иероним Босх Распятие с донатором. 1480—1485. Дерево, масло. 73,5 × 61,3 см
Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Иероним Босх Распятие с донатором. 1480—1485. Дерево, масло. 73,5 × 61,3 см Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Изображение, сгенерированное нейросетью
Изображение, сгенерированное нейросетью

«Распятие с донатором» — картина была заказана Босхем по обету. На доске написанная картина входит в серию произведений, целью которых является демонстрация религиозного благочестия. В этих произведениях использовались примеры из жизни святых, Христа и особенно эпизоды его Страстей. Художник следовал уже существующим образцам подобных картин, которые были популярны в Северной Европе начиная с XV века. В религиозной живописи Босха можно найти отголоски искусства Хуго ван дер Гуса, Дирка Баутса, Рогира ван дер Вейдена и Яна ван Эйка, Робера Кампена, Ханса Мемлинга. В заднем плане, который обычно изображает Иерусалим, Босх изобразил уютный облик обычного нидерландского городка, который выделяется фиолетово-серой пеленой - возможно, это его родной Хертогенбос. Костюм заказчика, который нарушает традиционную иконографию сцены, напоминает моду miparti - моду, популярную в XV веке, которая представляла собой двухцветный наряд.

Иероним Босх Несение креста. 1510—1535. Доска, масло. 83,5 × 76,7 см Музей изящных искусств, Гент
Иероним Босх Несение креста. 1510—1535. Доска, масло. 83,5 × 76,7 см Музей изящных искусств, Гент
Изображение, сгенерированное нейросетью
Изображение, сгенерированное нейросетью

Иероним Босх создал по крайней мере три свои картины под названием "Несение креста". Первая работа по этой известной библейской теме находится в Музее истории искусств в Вене, вторая - в Музее изящных искусств в Генте. Кроме этих двух произведений сохранилась боковая панель от триптиха с тем же названием, которая находится в Королевском дворце в Мадриде.

Картина напоминает снимки из кино, сделанные вблизи. Босх мастерски передает хаос на пути к Голгофе и намеренно искажает образы. Нигде раньше Босх не изображал лица людей с такой гротескной уродливостью. Только двое - Христос и святая Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они смотрят внутрь себя, не обращая внимания на беспорядок, который происходит вокруг. Улыбка едва заметна на губах Вероники, она держит покрывало в руках, и с него, как ни странно, на нас смотрит лицо Христа, исполненное мольбы.

🧐 В чем отличие картин Великого художника и рисунков, сгенерированных нейросетью? Захватит ли искусственный интеллект мировое господство и будет ли работа у художников, архитекторов, писателей через 5-10 лет? Ваше мнение жду в комментариях.