Иерони́м Босх - около 1450 Хертогенбос — август 1516 Хертогенбос —художник по наследству из Нидерландов, он был одним из величайших мастеров эпохи Северного Возрождения. Сохранилось около десяти его картин и двенадцати рисунков. Он был членом Братства Богоматери и является одним из самых загадочных художников в истории западного искусства. В его родном городе Хертогенбосе, в Нидерландах, открыт центр творчества Босха, где представлены копии всех его произведений.
«Сад земных наслаждений» — один из самых известных триптихов Иеронима Босха, который был назван по теме центральной части, посвященной греху сладострастия - Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха до сих пор остается неизвестным. Исследователи назвали этот триптих "Садом земных наслаждений". В настоящее время не существует единственно верного толкования картины. Большинство теорий о значении картины были разработаны в XX веке.
Сад земных наслаждений - это образ Рая, где естественный порядок вещей отменен и властвуют хаос и сладострастие, отводящие людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского художника является его самым лирическим и загадочным произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что вызывает самые экстравагантные гипотезы о религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных предпочтениях.
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Эта картина, написанная около 1500 года или позже, изначально считалась работой раннего периода Босха. Однако с 1898 года ее авторство неоднократно подвергалось сомнению. В 2015 году после проведения ряда анализов в Bosch Research Conservation Project было заявлено, что это работа последователя Босха, но ученые из Прадо опровергли этот аргумент. Картина выполнена маслом на деревянных панелях и содержит серию круглых изображений. Ее сюжет направлен на религиозные размышления.
В центре находятся четыре концентрических круга, которые символизируют Всевидящее Око Божье. В центральном круге видно воскресшего Христа, показывающего свои раны. На втором круге есть латинская надпись "Cave, cave, d[omi]n[u]s videt" («бойся, бойся, ибо Господь всё видит»). Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвертый круг разделен на семь секторов, представляющих семь смертных грехов. Под каждым изображением смертного греха есть его латинское название. Описание каждого сектора идет по часовой стрелке.
- Чревоугодие - полный мужчина жадно поглощает все, что ставит на стол хозяйка, и не позволяет есть своему не менее полному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.
- Праздность (Уныние) - мужчина лениво дремлет у камина, его упрекает вошедшая в комнату женщина с четками в руках.
- Похоть - две влюбленные пары наслаждаются под розовым тентом, а два шута развлекают их.
- Гордыня - дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце.
- Гнев - двое мужчин дерутся у дверей таверны, женщина пытается их разнять.
- Зависть - пожилая пара в дверях завистливо смотрит на богача с домашним ястребом на руке, его слуга несет большой мешок на плечах.
- Алчность - коррумпированный судья притворяется, что сочувственно слушает дело, представленное одной стороной в судебном процессе, коварно принимая взятку от другой стороны.
«Извлечение камня глупости» - на картине художника представлена фольклорная тема. В работе "Извлечение камня глупости" на фоне унылого пейзажа расположены четыре человека. Рядом с столом в кресле сидит седовласый простак, а над ним врач-шарлатан с воронкой на голове проводит операцию по удалению "камня глупости". Монах и монахиня наблюдают за процессом. Во времена Босха существовало поверье, что сумасшедшего можно излечить, извлекая из его головы камни глупости. Шарлатанство было неотъемлемой составляющей человеческой глупости в работах Босха. Образы шарлатанов встречались у него часто, особенно в его ранних работах.
«Распятие с донатором» — картина была заказана Босхем по обету. На доске написанная картина входит в серию произведений, целью которых является демонстрация религиозного благочестия. В этих произведениях использовались примеры из жизни святых, Христа и особенно эпизоды его Страстей. Художник следовал уже существующим образцам подобных картин, которые были популярны в Северной Европе начиная с XV века. В религиозной живописи Босха можно найти отголоски искусства Хуго ван дер Гуса, Дирка Баутса, Рогира ван дер Вейдена и Яна ван Эйка, Робера Кампена, Ханса Мемлинга. В заднем плане, который обычно изображает Иерусалим, Босх изобразил уютный облик обычного нидерландского городка, который выделяется фиолетово-серой пеленой - возможно, это его родной Хертогенбос. Костюм заказчика, который нарушает традиционную иконографию сцены, напоминает моду miparti - моду, популярную в XV веке, которая представляла собой двухцветный наряд.
Иероним Босх создал по крайней мере три свои картины под названием "Несение креста". Первая работа по этой известной библейской теме находится в Музее истории искусств в Вене, вторая - в Музее изящных искусств в Генте. Кроме этих двух произведений сохранилась боковая панель от триптиха с тем же названием, которая находится в Королевском дворце в Мадриде.
Картина напоминает снимки из кино, сделанные вблизи. Босх мастерски передает хаос на пути к Голгофе и намеренно искажает образы. Нигде раньше Босх не изображал лица людей с такой гротескной уродливостью. Только двое - Христос и святая Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они смотрят внутрь себя, не обращая внимания на беспорядок, который происходит вокруг. Улыбка едва заметна на губах Вероники, она держит покрывало в руках, и с него, как ни странно, на нас смотрит лицо Христа, исполненное мольбы.
🧐 В чем отличие картин Великого художника и рисунков, сгенерированных нейросетью? Захватит ли искусственный интеллект мировое господство и будет ли работа у художников, архитекторов, писателей через 5-10 лет? Ваше мнение жду в комментариях.