Найти тему
GetLens Get Lens

ЧЕМУ ФОТОГРАФ МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ У ХУДОЖНИКОВ?

Чему фотограф может научиться у художников?
Чему фотограф может научиться у художников?

А вот, как вы думаете, зачем мы всем творческим отделом (да и все наши гости блога через одного) настойчиво, но очень искренне советуем в период становления фотографа, как профессионала, не игнорировать вниманием работы художников, и даже больше - строго рекомендуем посещать художественные галереи не реже раза в месяц?

Как правило, этот момент объясняется эфемерными причинами, вроде расширения творческого кругозора, развитием насмотренности и визуального опыта, а также источником вдохновения и новых идей для своих собственных проектов, с которыми заочно вроде все соглашаются, но на деле никто не ставит всерьез именно из-за их иллюзорности. Но!

Если вдуматься, умение видеть и анализировать произведения искусства имеет вполне себе практическую подоплеку, и, действительно, помогает фотографам развивать свое видение и стиль, что в конечном итоге и делает их работы интересными и выразительными для зрителя.

Например!

Первое, чему фотограф может научиться у художника - это построение композиции. Да - база, да - скучно и уже обсосано со всех сторон, но ни один фотограф не сможет снять эстетически приятный зрителю снимок без правильного распределения пространства, линий и форм в кадре. А за это, как раз-таки и  отвечают “правило третей”, “диагонали квадрата” и , прости Господи, “спираль золотого сечения”.

Феликс Валлоттон “Возвращение с моря” 
Фото: Энни Лейбовиц
Феликс Валлоттон “Возвращение с моря” Фото: Энни Лейбовиц

В живописи композиция - это первое, чему художник уделяет повышенное внимание, чтобы создать баланс и гармонию в своих произведениях. Так почему фотограф должен их игнорировать? Правила существуют, чтобы их соблюдать!

Далее - свет!

То, как художники умеют играть светом, для создания объема и глубины изображения на плоском холсте, не умеет ни один фотограф, ибо тут недостаточно просто видеть свет, его необходимо воссоздать!

-3

Та же техника Chiaroscuro, о которой, уверен, многие сегодня узнали впервые, целиком направлена на то, чтобы смоделировать объем и обмануть зрителя при помощи сильных контрастных переходов между светлыми и темными участками на холсте (проще говоря нанесением теней там, где они должны быть при падении того или иного света), что перед ним трехмерный объект.

А уж человеку, которому надо просто научиться видеть свет, точно есть чему поучиться у человека, который этот свет видит, понимает характер его распространения и даже может нарисовать с нуля так, что не отличишь от настоящего.

Причем, для обучения достаточно просто походить по галерее, чуть более внимательно рассмотреть представленные в ней картины, особо обратить внимание на то, какой свет выбрал художник для своей картины, и какого эффекта/настроения он хотел добиться, после чего применить эти наблюдения на своих снимках, создавая интересные игры света и тени.

Ну и третье, что фотограф может подсмотреть у художника - это то, как он подбирает цвета для создания настроения и эмоций в своих работах.

-4

Просматривая кадры и серии, которые присылали нам на разбор для наших стримов, заметил одну нехорошую закономерность - практически никто в своих работах не заморачивается с цветом!

Т.е. человек, либо накидывает какую-то модную или загадочную тонировку, либо просто разгоняет камерные цвета по собственному вкусу, но вот так, чтобы провести предварительную осознанную работу по подбору, чтобы передать нужное настроение в кадре, и сочетанию оттенков, чтобы весь кадр выглядел гармонично - озадачиваются единицы!

Художники же всегда выбирают оттенки и сочетают цвета так, чтобы зритель прочувствовал именно те эмоции, и именно то настроение, которые в эту работу изначально и вкладывались, используя, например, теплые цвета для создания уютной и радостной атмосферы на своем полотне, или холодные - для драматического или волнующего эффекта.

Т.е. как только фотограф, разрабатывая идею, готовясь к съемке и раскрашивая уже готовые кадры на обработке, начинает применять фундаментальное понимание теории цвета (тот же круг Иттена), он, как минимум, перестает лишать свои кадры заслуженного зрительского внимания.

За показательными примерами, далеко ходить не надо - почти все фотографы, которые внесли свое имя в историю фотографии:

- либо имели художественное образование,

- либо вдохновлялись живописью и скульптурой,

- либо даже при довольно высоком статусе и железобетонной репутации, беззастенчиво копировали работы художников на своих съемках.

-5

Вспоминаем наш ролик “Снимай, как Энни Лейбовиц”, в котором мы, рассказывая, как работать со вспышкой, повторяли снимки из рекламных проектов со знаменитостями  - свет на фото с Катей был прочитан и воссоздан с портрета Джессики Честейн для Vogue. А фотография Джессики Честейн до мельчайших деталей повторяет работу швейцарского художника Феликса Валлоттона “Возвращение с моря”.

-6

Только мы копировали в образовательных целях, а Энни Лейбовиц, понимая, насколько глубоко художники чувствуют свет и знают композицию, просто воспользовалась готовым выигрышным рецептом для теста на актерское мастрерство

Сюда же можно добавить (листайте карусельку) портрет Халимы Аден (фотограф Pari Ducovic) очень похожий на “Женщину с жемчужной сережкой” Яна Вермеера, или Питера Линдберга с его съемкой для Harpers Bazaar с Джулианой Мур в образах с известных картин.

Ян Вермеер “Женщина с жемчужной сережкой” 
 Фото: Pari Ducovic
Ян Вермеер “Женщина с жемчужной сережкой” Фото: Pari Ducovic

Примеров масса!

А уж если даже великие знаковые фотографы учатся у художников, и перенимают под свои съемки их базовые фишки, то и нам, согласитесь, не зазорно.

Тем более, что рецепт-то беспроигрышный!