("Убийцы цветочной луны", Killers of the Flower Moon, 2023, США)
Можно, конечно, подискутировать на тему, заслужил Ди Каприо свой "медвежий" Оскар, или нет, но одного у него не отнять, - ну кроме Оскара, ясен пень: сниматься у кого попало во всякой плинтусятине он до сих пор принципиально не желает. Что лишний раз опять и доказал. На пару со своим лучшим на сегодня работодателем Мартином Скорсезе, для которого это уже их шестой совместный с Лёньчиком, полнометражный проект.
Сам дедушка Мартин тоже остается верен себе: снимает свои творения неторопливо, но выпускает их регулярно, раз в 2-3 года (нынче ему, правда, ещё пандемия насчет сроков подгадила). И пусть не каждая его очередная лента бывает удачной, а кассового успеха у него не было аж со времен "Волка с Уолл-стрит", тем не менее до сих пор новый фильм от Скорсезе - это в мире кино большое событие.
Причем большое - во всех смыслах слова. Потому что 2,5-3-часовые кинополотна для Мартина давно норма. А его предпоследний "Ирландец" и вот свежие "Убийцы цветочной луны" и вовсе имеют хронометраж около 3,5 часов каждый.
Впрочем, если в "Ирландце" подобная гигантомания раздражала затянутостью некоторых сцен (плюс корявым цифровым омоложением актеров-старичков), то "Убийцы..." такой неприятности избежали.
По крайней мере, как мне показалось, в них фирменная динамика Скорсезе работает более четко и сбалансированно. Что чертовски важно для долгоиграющего сюжета про американскую провинцию начала 20 века, с ее неторопливым укладом и темпом жизни. Ибо одними лишь талантами Ди Каприо, Де Ниро и прочих участников сей масштабной картины удержать современного зрителя у экрана трудновато.
Однако Скорсезе, несмотря на свои почтенные 81 год, даст форы в плане драйва, - причем даже статичных сцен, - многим куда более молодым режиссерам. А уж про его всегда отшлифованную до идеала "картинку" и яркие диалоги можно не упоминать, - тут он в лепешку расшибется, но марку не уронит.
Выбранная Мартином история, как и "Ирландец", тоже снята по реальным уголовно-драматическим событиям. Разве что уносит она нас во времени еще раньше, в 1920-е, и вдаль от больших городов - в округ Осейдж, штат Оклахома. Туда, где в ту пору владеть огромными стадами и табунами вдруг стало уже не модно. Гораздо популярнее и выгоднее стало извлекать из бывших пастбищ нефть. И теперь быстро растущие, целые леса нефтяных вышек и насосов разнообразили плоский рельеф некогда сельскохозяйственного Осейджа.
А уж как они разнообразили жизнь землевладельцев, на чьих территориях они качали нефть денно и нощно, ни в сказке сказать, ни пером описать. Разве только на счётах или арифмометре те доходы подсчитать, да и то, наверное, руки от усталости отсохнут, пока дело дойдет до графы "Итого: ...".
Индейский народ под названием осейджи тоже внезапно для себя оказался среди счастливчиков, к кому деньги нефтедобытчиков за аренду земли потекли нескончаемой рекой. Так что в данном конкретном округе говорить о какой-либо расовой дискриминации было явно неуместно. Если, по мнению осейджей, именно так она и выглядела, что ж, окей: дискриминируйте на здоровье, только банковские чеки с солидными суммами ежемесячно выдавайте.
И вот уже простой осейдж, чьи предки еще 100 лет назад жили первобытно-общинным строем, теперь мог шутя позволить себе заокеанский "роллс-ройс", костюм "с отливом" и кольцо с бриллиантом не только в нос, но и на каждый палец. А его супруга - иметь целый штат белой прислуги и шиковать по полной. Если не как в лучших домах Парижа и Лондона, то как минимум на уровне тогдашней американской аристократии.
Однако не всё было для разбогатевших осейджей столь безоблачно, ведь они по-прежнему жили под властью бледнолицых, и их извечного коварства. Последнее в фильме олицетворяет заместитель шерифа округа, тоже местный землевладелец Хэйл по прозвищу Король (Де Ниро). Который на словах был весь такой из себя друг индейцев и борец за равноправие, что никакие Кожаный Чулок и Верная Рука ему в подметки не годились.
А вот на практике всё обстояло с точностью до наоборот.
Так уж вышло, что земли Хэйла нефтяников не интересовали, и он был вынужден по-прежнему возиться со скотом. При этом глядя с завистью на осейджей, которые, буквально ничего не делая, получали баснословные доллары. Да еще и, небось, за глаза посмеивались над ним, старым неудачником.
И так был обижен на них Хэйл, что задумал аж целую масштабно-криминальную авантюру. А именно: женить своих доверенных подельников и племянников на 4 дочерях одной богатой индеанки. После чего и она, и ее дочери как-нибудь так невзначай скоропостижно умрут, и всё их богатство перейдет к Хэйлу (на самом деле схема была сложнее, здесь лишь ее принцип описан).
Одним из таких женихов-мокрушников и предстояло стать Эрнесту (Ди Каприо), ветерану Первой мировой, приехавшему в Осейдж к дяде Хэйлу подзаработать. Но на самом деле, как выяснилось, для того, чтобы охмурить одну из тех 4 сестер Молли (Лили Гладстоун), взять ее в жены, а мимоходом по мере своих уголовных сил помогать другим сестрам отойти в мир иной. И не только им, но и прочим, кто станет совать палки в колеса хэйлову плану, так как пройти без сучка и задоринки столь грандиозная авантюра, естественно, не могла...
***
В общем, удивительно, но после премьеры "Убийц цветочной луны" не случилось никакого восстания фанатов-ДиКапристов. А ведь он играет тут, пожалуй, самую мерзавскую отрицательную роль в своей карьере. Причем куда более отталкивающую, чем в "Острове проклятых", "Волке с Уолл-стрит" и "Джанго освобожденном", где негодяи Леонарда Георгиевича были подчеркнуто умны и харизматичны. А здешний его Эрнест - лишь туповатый алчный бандит и подонок, не более того.
Тем не менее даже с такой нетипичной для него ролью Ди Каприо отлично справился. Равно как Мартин Скорсезе снял очередной сильный фильм с оригинальным сюжетом, ставший замечательным украшением начавшейся кинозимы. И, само собой, рекомендованный всем из вас, кто вписывается в возрастной рейтинг R (17+), - хотя градус и плотность насилия в "Убийцах...", по сравнению с гангстерской классикой Скорсезе, заметно ниже (это не упрек - просто констатация факта).
Трейлер фильма: