Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Банды Оклахомы. Ди Каприо в новой криминально-исторической драме М. Скорсезе

("Убийцы цветочной луны", Killers of the Flower Moon, 2023, США)

Можно, конечно, подискутировать на тему, заслужил Ди Каприо свой "медвежий" Оскар, или нет, но одного у него не отнять, - ну кроме Оскара, ясен пень: сниматься у кого попало во всякой плинтусятине он до сих пор принципиально не желает. Что лишний раз опять и доказал. На пару со своим лучшим на сегодня работодателем Мартином Скорсезе, для которого это уже их шестой совместный с Лёньчиком, полнометражный проект.

Упорному желанию Леонарда Георгиевича стать героем нового мема можно только поаплодировать.
Упорному желанию Леонарда Георгиевича стать героем нового мема можно только поаплодировать.

Сам дедушка Мартин тоже остается верен себе: снимает свои творения неторопливо, но выпускает их регулярно, раз в 2-3 года (нынче ему, правда, ещё пандемия насчет сроков подгадила). И пусть не каждая его очередная лента бывает удачной, а кассового успеха у него не было аж со времен "Волка с Уолл-стрит", тем не менее до сих пор новый фильм от Скорсезе - это в мире кино большое событие.
Причем большое - во всех смыслах слова. Потому что 2,5-3-часовые кинополотна для Мартина давно норма. А его предпоследний "
Ирландец" и вот свежие "Убийцы цветочной луны" и вовсе имеют хронометраж около 3,5 часов каждый.

Впрочем, если в "Ирландце" подобная гигантомания раздражала затянутостью некоторых сцен (плюс корявым цифровым омоложением актеров-старичков), то "Убийцы..." такой неприятности избежали.
По крайней мере, как мне показалось, в них фирменная динамика Скорсезе работает более четко и сбалансированно. Что чертовски важно для долгоиграющего сюжета про американскую провинцию начала 20 века, с ее неторопливым укладом и темпом жизни. Ибо одними лишь талантами Ди Каприо, Де Ниро и прочих участников сей масштабной картины удержать современного зрителя у экрана трудновато.
Однако Скорсезе, несмотря на свои почтенные 81 год, даст форы в плане драйва, - причем даже статичных сцен, - многим куда более молодым режиссерам. А уж про его всегда отшлифованную до идеала "картинку" и яркие диалоги можно не упоминать, - тут он в лепешку расшибется, но марку не уронит.

Выбранная Мартином история, как и "Ирландец", тоже снята по реальным уголовно-драматическим событиям. Разве что уносит она нас во времени еще раньше, в 1920-е, и вдаль от больших городов - в округ Осейдж, штат Оклахома. Туда, где в ту пору владеть огромными стадами и табунами вдруг стало уже не модно. Гораздо популярнее и выгоднее стало извлекать из бывших пастбищ нефть. И теперь быстро растущие, целые леса нефтяных вышек и насосов разнообразили плоский рельеф некогда сельскохозяйственного Осейджа.
А уж как они разнообразили жизнь землевладельцев, на чьих территориях они качали нефть денно и нощно, ни в сказке сказать, ни пером описать. Разве только на счётах или арифмометре те доходы подсчитать, да и то, наверное, руки от усталости отсохнут, пока дело дойдет до графы "Итого: ...".

Нет, конечно, это не Ленин, не броневик, и не Финляндский вокзал, но чем-то таким от этого скриншота тоже веет.
Нет, конечно, это не Ленин, не броневик, и не Финляндский вокзал, но чем-то таким от этого скриншота тоже веет.

Индейский народ под названием осейджи тоже внезапно для себя оказался среди счастливчиков, к кому деньги нефтедобытчиков за аренду земли потекли нескончаемой рекой. Так что в данном конкретном округе говорить о какой-либо расовой дискриминации было явно неуместно. Если, по мнению осейджей, именно так она и выглядела, что ж, окей: дискриминируйте на здоровье, только банковские чеки с солидными суммами ежемесячно выдавайте.
И вот уже простой осейдж, чьи предки еще 100 лет назад жили первобытно-общинным строем, теперь мог шутя позволить себе заокеанский "роллс-ройс", костюм "с отливом" и кольцо с бриллиантом не только в нос, но и на каждый палец. А его супруга - иметь целый штат белой прислуги и шиковать по полной. Если не как в лучших домах Парижа и Лондона, то как минимум на уровне тогдашней американской аристократии.

Однако не всё было для разбогатевших осейджей столь безоблачно, ведь они по-прежнему жили под властью бледнолицых, и их извечного коварства. Последнее в фильме олицетворяет заместитель шерифа округа, тоже местный землевладелец Хэйл по прозвищу Король (Де Ниро). Который на словах был весь такой из себя друг индейцев и борец за равноправие, что никакие Кожаный Чулок и Верная Рука ему в подметки не годились.
А вот на практике всё обстояло с точностью до наоборот.
Так уж вышло, что земли Хэйла нефтяников не интересовали, и он был вынужден по-прежнему возиться со скотом. При этом глядя с завистью на осейджей, которые, буквально ничего не делая, получали баснословные доллары. Да еще и, небось, за глаза посмеивались над ним, старым неудачником.

И так был обижен на них Хэйл, что задумал аж целую масштабно-криминальную авантюру. А именно: женить своих доверенных подельников и племянников на 4 дочерях одной богатой индеанки. После чего и она, и ее дочери как-нибудь так невзначай скоропостижно умрут, и всё их богатство перейдет к Хэйлу (на самом деле схема была сложнее, здесь лишь ее принцип описан).
Одним из таких женихов-мокрушников и предстояло стать Эрнесту (Ди Каприо), ветерану Первой мировой, приехавшему в Осейдж к дяде Хэйлу подзаработать. Но на самом деле, как выяснилось, для того, чтобы охмурить одну из тех 4 сестер Молли (Лили Гладстоун), взять ее в жены, а мимоходом по мере своих уголовных сил помогать другим сестрам отойти в мир иной. И не только им, но и прочим, кто станет совать палки в колеса хэйлову плану, так как пройти без сучка и задоринки столь грандиозная авантюра, естественно, не могла...

Стареет всё же Мартин Скорсезе: столько раз за фильм показать бильярдный кий - и никого из персонажей им не укокошить? Эх, Джо Пеши на них нет!
Стареет всё же Мартин Скорсезе: столько раз за фильм показать бильярдный кий - и никого из персонажей им не укокошить? Эх, Джо Пеши на них нет!

***

В общем, удивительно, но после премьеры "Убийц цветочной луны" не случилось никакого восстания фанатов-ДиКапристов. А ведь он играет тут, пожалуй, самую мерзавскую отрицательную роль в своей карьере. Причем куда более отталкивающую, чем в "Острове проклятых", "Волке с Уолл-стрит" и "Джанго освобожденном", где негодяи Леонарда Георгиевича были подчеркнуто умны и харизматичны. А здешний его Эрнест - лишь туповатый алчный бандит и подонок, не более того.

Тем не менее даже с такой нетипичной для него ролью Ди Каприо отлично справился. Равно как Мартин Скорсезе снял очередной сильный фильм с оригинальным сюжетом, ставший замечательным украшением начавшейся кинозимы. И, само собой, рекомендованный всем из вас, кто вписывается в возрастной рейтинг R (17+), - хотя градус и плотность насилия в "Убийцах...", по сравнению с гангстерской классикой Скорсезе, заметно ниже (это не упрек - просто констатация факта).

Трейлер фильма: