На нашем канале уже было несколько статей по крейсерам типа "Белфаст", они касались как технических аспектов проектирования и создания кораблей данного типа, так и боевого пути головного корабля серии. Например, можно почитать ЗДЕСЬ. Предлагаем вспомнить один из самых значительных, возможно, боевых эпизодов с участием этого крейсера. Начало статьи можно найти ТУТ.
Окончание.
...Итак, к обеду 26 декабря 1943 года эскадра Бернетта, в состав которой входил и крейсер "Белфаст" вновь обнаружили немецкий линкор "Шарнхорст", который стремился найти союзный конвой. Крейсеры Бернетта открыли огонь по «Шарнхорсту», немецкий линкор ответил.
В своей книге Ф.-О.Буш так описывает воспоминания старшины Геде с линкора «Шарнхорст»: «… после первых трех или четырех залпов снаряды «Шарнхорста» зажгли один из трех английских крейсеров, – его контуры уже были четко видны, примерно на уровне его кормовой трубы. Другой крейсер также получил попадания в нос и корму и давал огромный столб дыма…. Геде заметил, что залпы, которые по приказу начальника артиллерии производились в четкой последовательности, почти всегда поражали противника…».
Этот период боя уже не был для «Белфаста» и его «напарников» таким же легким, как утренняя перестрелка. Первым серьезные повреждения получил «Норфолк»: в 12:27 попадание 283-мм снаряда в барбет кормовой башни вывело ее из строя. Расчет башни был срочно эвакуирован, а артиллерийский погреб затоплен. Второй снаряд попал в центральную часть корабля и вывел из строя почти все радиолокационное оборудование, 7 матросов были убиты, 5 ранены, двое из них впоследствии скончались. Кстати, довольно неплохо для линкора, который еще утром потерял свой носовой радиолокатор! В свою очередь «Норфолк» все же дал достойный отпор – две носовые башни сделали 10 залпов, по некоторым данным, добившись 7 попаданий в «Шарнхорст», но выход из строя радаров ухудшил меткость стрельбы, а затем и вовсе заставил прекратить огонь.
Следующим под накрытие попал «Шеффилд». Хотя крейсер избежал прямых попаданий и получил лишь незначительные повреждения от осколков, темп его стрельбы быстро снизился: плохая видимость вынудила отказаться от полных залпов и перейти на побашенную стрельбу. Кроме того, из-за повреждений скорость упала до 22 узлов, в итоге в 12:40 наблюдатели потеряли цель, и орудия «Шеффилда» замолкли.
В свою очередь крейсер «Белфаст» после девяти полных залпов продолжал вести огонь только из носовых башен: «Шарнхорст» изменил курс и вышел из секторов обстрела кормовых орудий. Крейсер сделал 16 залпов, одним из которых накрыл линкор. Но в 12:41 стрельбу пришлось прекратить – дистанция увеличилась до 11,3 км, а радар управления огнем главного калибра (РЛС типа 284) вышел из строя. Можно только удивляться, что в свою очередь «Шарнхорст», у которого носовой обзорный радар был уничтожен снарядами «Норфолка» еще утром, уверенно вел стрельбу, накрывая британские крейсера, и все равно продолжил поиск конвоя.
Интересно, что при наличии у британцев преимущества в обнаружении и открытии огня, по словам Ф.-О.Буша, в этом столкновении «… «Шарнхорст» не получил ни единого попадания»! С этими данными соглашается и С.Патянин. В то же время Т.Тулейя пишет: «… Но и «Шарнхорст» не ушел невредимым. Он получил несколько 152-мм и 203-мм снарядов с крейсеров и множество 120-мм с «Мушкетера».
Противоречивые сведения, надо признать, тем не менее, после 20 минут боя «Шарнхорст», развив максимальную скорость, вновь изменил курс и стал отрываться от британских крейсеров. Дивизион британских эсминцев также не смог его атаковать.
«Шарнхорст», обладая превосходством в бронировании и огневой мощи, вполне мог бы расправиться с крейсерами Бернетта и продолжить свою охоту за конвоем. Но Бей посчитал, что гораздо важнее исполнить приказ Деница и уничтожить конвой, а на вражеские крейсеры и эсминцы не отвлекаться. Однако вскоре немецкий командующий оставил попытки поиска конвоя и повернул «Шарнхорст» на юг, держа курс по направлению к мысу Нордкап. И все это время за ним шли британские крейсера, пытаясь не потерять радиолокационный контакт, увеличивая скорость до 28 узлов в условиях зимнего шторма, стараясь не отставать.
Вице-адмирал Бернетт на «Белфасте» знал, что соединение адмирала Фрейзера с линкором «Дюк оф Йорк» уже рядом и немецкий линкор идет прямо в западню, и от него требовалось одно – висеть у немецкого рейдера «на хвосте», чтобы не потерять его прежде, чем его перехватят главные силы.
Вскоре «Белфасту» пришлось продолжать преследовать врага практически в одиночку, около 16:00 крейсер «Норфолк» сбавил ход, чтобы справиться с пожаром, а «Шеффилд» отстал из-за поломки кронштейна левого внутреннего гребного вала, поврежденного осколками немецкого снаряда. Только 4 эсминца держались поодаль. И «Белфасту» удалось выполнить свою задачу. В свою очередь адмирал Бей не ожидал больше столкновений с серьезным противником и вел «Шарнхорст» прямо на флагман Фрейзера – линкор «Дьюк оф Йорк».
В 16:32 (по данным С.Патянина в 16:17 на дистанции 22,5 мили) радиометристы британского линкора увидели отметку немецкого рейдера на экранах радиолокаторов. В 16:47 «Белфаст» получил приказ открыть огонь осветительными снарядами.
Фрейзер вспоминал: «Разорвалось четыре осветительных снаряда, и мы все увидели линкор: его носовые и кормовые орудия все еще находились в походном положении. Это было потрясающе – та сцена с иллюминацией над кораблем до сих пор стоит у меня перед глазами».
Так как орудия главного калибра «Шарнхорста» находились в походном положении, немецкий линкор не мог сразу открыть ответный огонь. А спустя 3 минуты раздался первый залп британского линкора. И удача вновь улыбнулась англичанам – первый же залп «Дьюк оф Йорк» уничтожил носовую башню «Шарнхорста», а из-за возникшего пожара временно вышла из строя и вторая башня. Немецкий линкор повернул на север, и в 16:57 по нему открыл огонь «Белфаст», а через 3 минуты – подоспевший «Норфолк». Крейсер «Белфаст» стрелял по данным радара и сделал 7 залпов (2 полных и 5 носовыми орудиями).
«Шарнхорст» ответил двумя залпами по крейсерам Бернетта, от которых он уже в третий раз за сутки пытался уйти. Адмирал Бей отдал команду повернуть на восток, «Шарнхорст» увеличил скорость до 30 узлов. Но преследовавшие его британские крейсеры и линкор продолжали вести интенсивный огонь и наносить немцам все новые повреждения. В скором времени «Шарнхорст» получил не менее 13 попаданий 356-мм снарядами, большая часть его вспомогательной артиллерии была уничтожена, но он продолжал сохранять высокую скорость хода и отрывался от британского линкора. Более того, через 25 минут после начала боя «Белфаст» и другие крейсера были вынуждены прекратить огонь из-за увеличенной дистанции, и только британский линкор продолжал выпускать залп за залпом по уходящему немецкому рейдеру.
«Шарнхорст» почти ушел от погони в очередной раз, но последним залпом «Дьюк оф Йорк» все же нанес тяжелые повреждения немецкому линкору. Снаряд попал в котельное отделение № 1, разорвав множество паропроводов, идущих к турбине. Скорость «Шарнхорста» резко упала, он прекратил стрельбу.
Британский флагман заметил, что дистанция между противниками стала снова сокращаться, и Фрейзер вновь пошел на сближение с «Шарнхорстом». Вскоре механикам «Шарнхорста» удалось локализовать повреждения и восстановить ход, увеличив скорость до 22 узлов, но момент был потерян. Британский командующий дал команду эсминцам атаковать немецкий линкор. В его распоряжении было восемь эсминцев, и они успешно выполнили задачу.
В 18:50 первые четыре английских эсминца эскадры Фрейзера почти одновременно с разных бортов атаковали «Шарнхорст», выпустив в общей сложности 28 торпед по немецкому линкору. Результатом этих атак стали три или четыре попадания, в результате которых скорость «Шарнхорста» опять снизилась до 12 узлов, и возникли серьезные затопления. А вскоре, в 19:01 к месту побоища подошел и «Дьюк оф Йорк», который сблизился с «Шарнхорстом» почти на 5 миль и возобновил огонь.
Британский командующий приказал Бернетту вступить в бой, и через 3 минуты, в 19:15, легкий крейсер «Белфаст» вместе с подошедшим крейсером «Ямайка» (тип «Фиджи») открыли огонь с дистанции 15,5 км. Третьим залпом «Белфаст» добился сразу двух попаданий в «Шарнхорст», сделав 5 полных залпов, крейсер «Белфаст» получил приказ добить противника торпедами.
Флагман Бернетта на скорости 25 узлов сократил дистанцию до противника до 5,7 км и в 19:26 выпустил три торпеды из правого аппарата. Одновременно две торпеды выпустила и «Ямайка», но оба британских крейсера промахнулись. Хотя С.Патянин отмечает, что, по мнению торпедистов с «Белфаста», они добились попадания, к сожалению этого сейчас уже установить нельзя.
Крейсера стали разворачиваться, чтобы дать залп торпедными аппаратами другого борта. «Ямайка» оказалась более проворной – быстро развернувшись она выпустила еще три торпеды, но также безрезультатно, а вот когда «Белфаст» приготовился дать второй трехторпедный залп, к месту боя подошли четыре эсминца, отозванные из охранения конвоя («Мушкетер», «Матчлесс», «Оппортунист», «Вираго»).
Командир крейсерской эскадры вице-адмирал Бернетт благоразумно решил не мешать их атаке, и в 19:35 крейсер «Белфаст» отвернул на юг, очистив поле боя для торпед. В последующие три минуты англичане приготовили настоящий «торпедный суп»: эсминцы выпустили по линкору еще не менее 19 торпед. К этому моменту «Шарнхорст» уже не слушался руля, имел сильный крен на правый борт, экипаж готовился выполнить команду покинуть корабль.
«Шарнхорст» еле полз на 5 узлах, сначала на север, потом круто повернул на юг. Сотни офицеров и матросов собрались на скользкой, облизываемой волнами палубе. … По очереди «Оппортунист», «Вираго», а потом «Мушкетер» и «Матчлесс» выпустили торпеды. Левые леера «Шарнхорста» уже касались воды, но он все еще двигался со скоростью 3 узла, рассеивая обломки, покореженные плотики и людей в море. Теперь в воде оказались сотни людей, пробивающихся сквозь толстый слой нефти, в котором отражались пожары «Шарнхорста». А затем подошли торпеды, швырнув в воздух обломки и пловцов. Корабль содрогнулся в финальной конвульсии, когда взорвались погреба…».
По имеющимся данным, всего англичане выпустили по «Шарнхорсту» 55 торпед, из которых предположительно 11 попали в цель. На «Белфасте» намеревались сделать по нему еще несколько выстрелов, но в 19:45 на линкоре прогремел сильный взрыв, и стало ясно, что стрелять уже не в кого: корма «Шарнхорста» поднялась, обнажив винты, немецкий линкор перевернулся на правый борт и стал погружаться носом.
В 20:30 Фрейзер получил подтверждение от эсминца «Скорпион», что «Шарнхорст» затонул, бой у Нордкапа завершился блестящей победой британского флота.
Поздним вечером адмирал Фрейзер, обращаясь к офицерам, отметил мужество немецкого экипажа: «Джентльмены, мы победили. Надеюсь, каждый из вас, окажись он перед лицом значительно превосходящего противника, будет драться так, как дрался экипаж «Шарнхорста».
Из 1968 немецких моряков, находившихся на его борту, англичане подобрали из воды только 36. В числе погибших в этом сражении был и контр-адмирал Эрих Бей, командир корабля капитан цур зее Фриц Хинце и еще 1930 находившихся на борту человек, в том числе 40 кадетов. Среди спасенных не оказалось ни одного офицера. Страшная людская трагедия, но если вспомнить, что «Шарнхорст» шел для уничтожения торговых, практически не вооруженных и беззащитных для такого рейдера судов, то по-другому можно оценить этот финал. Если вспомнить, как сражался и погиб в Карском море ледокольный пароход «А.Сибиряков», как охранением «Тирпица» была расстреляна и потоплена со всем экипажем «Ижора», то невольно приходит мысль о возмездии.
Но вернемся к «Белфасту», который вместе с «Норфолком» и эсминцами до 20:40 занимались поиском уцелевших. Закончив поиск оставшихся в живых, британские корабли двинулись в сторону Кольского залива. Вскоре соединения Фрейзера и Бернетта вошли в Кольский залив и встали на якорь на рейде Ваенги. Пополнив запасы топлива, уже вечером 28 декабря объединенная эскадра вышла из Кольского залива и взяла курс на базу в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Так закончился морской бой, ставший последним крупным морским боем в европейских водах.
Можно без преувеличения сказать, что легкий крейсер «Белфаст» сыграл в нем важную роль. Он произвел 38 залпов, выпустил 316 снарядов калибра 152 мм, 77 снарядов калибра 102 мм (в основном осветительных) и 3 торпеды. Боевых повреждений крейсер не получил, экипаж также не имел потерь. Достоверно оценить результативность стрельбы в сложившихся условиях весьма сложно. Однако можно точно сказать, что он отомстил за гибель однотипного «Эдинбурга».
С точки зрения военно-морской тактики подобные действия легких крейсеров с современным линкором для артиллерийского боя считались самоубийством. Но реальность оказалась несколько иной – крейсерам Бернетта удалось обнаружить и не потерять более сильного противника, не отстать от него, пока не заманили в ловушку. Подобные действия мы видели у немецкого рейдера «Адмирал граф Шпее» в бою у Ла-Платы, где в такой же манере действовали британские крейсера. Хотя надо признать, что если бы немцы не допустили столько фатальных тактических ошибок, итог сражения мог оказаться для англичан далеко не таким удачным.
Кроме того, главным итогом боя у мыса Нордкап стало подтверждение больших возможностей радиолокационных средств обнаружения и управления огнем, которые в определенных условиях могут оказаться куда важнее калибра пушек и толщины брони. К такому выводу, пройдя через горечь потерь, в конце 1943 года пришли командиры американских кораблей на Тихом океане, в этом еще раз убедились и британские командиры. А крейсер «Белфаст» лишь показал пример грамотного использования боевой техники.
Источники: Campbell, J.Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин С.А. Крейсер «Белфаст» /С.А. Балакин//Морская коллекция, № 1 (13) – 1997. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 1)/А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 4 (52) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Каторин, Ю.Ф. Крейсеры. Часть 2. /Ю.Ф. Каторин. – СПб.: «Галея-Принт», 2008.– 172 с.; Патянин С.В. «Наглые» крейсера – охотники за рейдерами /С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2011.- 128 с.; Патянин С.В. Гордость британского флота. Легкие крейсера типа «Таун»/С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2014.- 240 с.; Патянин С.В. Прославленные крейсера Черчилля. «Аретуза», «Пенелопа», «Галатея», «Аврора» /С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2013.- 96 с.; Патянин, С. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.