Немного интересных мыслей по поводу шаманской болезни.
Читая Карен Армстронг, наткнулся на интересное описание "страдания" еврейских пророков. Их поведение иррационально и объяснение, что так их заставил делать бог мало что проясняет, наоборот, возникают вопросы о нравственности такого Бога как Яхве. С точки зрения Юнгианский картины мира понятно, что здесь представлен "негативный отцовский комплекс" и с человеком который выбирает такого бога, нужно работать в этом направлении. Но библейские пророки врядли понимали тонкости аналитического подхода Юнга и поэтому продолжали сетовать на отдалённость от Яхве еврейского народа, объясняя этим всё беды. Но если посмотреть на эти страдания как на шаманскую болезнь, то всё становится предельно ясно. Проявления болезни носят как психотический характер "поедание экскрементов", так и невротический - повышенная тревожность описываемая как острое стрессовое расстройство "смертельный ужас", имеющее психосоматические проявления " судорога". Здесь конечно нужно было бы работать с бессознательным в глубинных практиках погружения, как вариант шаманские практики очень подойдут именно потому, что нужно работать с родовым, коллективным бессознательным. Эти пророки жили в "осевое время" (Ясперс), а значит были неудовлетворены в первую очередь своим духовным состоянием. Здесь сетование о еврейском народе скорее факт внутренней несогласованности родовых персонажей, которые проецируются вовне на народ Израиля. Нужно было работать со своим внутренним состоянием, а не прилагать неимоверные усилия изменить что-то внешнее, народ, царей, политику, культ. Часто ко мне приходят люди желая изменить что-то извне, а изменения всегда начинаются и вырастают из процесса самопознания и духовной трансформации.
Мы смотрим на мир через призму обретенного опыта, при этом детский опыт, о чем говорил ещё Фрейд, превалирует. Боль приносят не внешние обстоятельства, "душа прячется в болезнь" (Э. Фромм), задача шаманского погружения - обретение нового духовного опыта, возможность пересмотреть своё отношение к детству и значимым внутренним объектам. Ниже я привожу сам текст Армстронг, может быть у вас будут свои соображения и аллюзии на этот текст...
"Однако в понимании пророков «осевого времени» божественное предстает в виде карающей и разрушительной силы. Пророка Исайю, например, охватил смертельный ужас, когда ему в храме было явлено видение бога; про Иеремию говорится, что он познал божественную силу как нестерпимую телесную боль, которая свела судорогой его члены и заставила шататься, будто пьяного. А пророк Иезекииль, который вполне мог быть современником Гаутамы? В описании проповеднической деятельности Иезекииля то и дело встречаются трагические свидетельства глубокой пропасти между божественным началом, с одной стороны, и приземленным рассудочным, заставляющим действовать во имя самосохранения, – с другой. Например, бог изображается силой, чрезвычайно жестокой по отношению к Иезекиилю: бог насылает на него такое сильное беспокойство, чтоИезекииль беспрестанно дрожит, не в силах унять его; когда умирает его жена, бог запрещает ему скорбеть и плакать по ней; а еще заставляет Иезекииля питаться экскрементами и бродить с торбой вокруг города, словно он изгнанник".
Шаманская болезнь, как она проявляется на примере библейских пророков "осевого времени" (Ясперс).
Автор: Секов Алексей Владимирович
Специалист
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru