Найти в Дзене
VarТехник

Это не дульный тормоз

Оглавление

Дульный тормоз крайне простое устройство. Его давно не используют на современных основных танках. Даже на пушки калибром более 130 мм его ставить не хотят… Причин много, от демаскировки до отсутствия необходимости, в связи с продвинутыми откатными механизмами. Но если это правда, то почему на прототипах Т-90 ставили дульный тормоз, и он ли это вообще?

2А66

Дульный тормоз использовался на Объекте 187 и Объекте 188 (прототипы Т-90) с пушкой 2А66. Она имела ряд отличий от 2А46, самое заметное из которых – дульный тормоз. Отмечу, что с 60-х годов, на советских танках дульный тормоз не использовали даже на прототипах. Разумеется, дульный тормоз использовали не просто так, но его главная задача не снижение отдачи орудия…

Зачем нужен дульный тормоз?

Как ни странно, но 2А66 имеет не дульный тормоз, а систему отвода пороховых газов. Не надо путать с эжектором… Последний нужен для снижения загазованности боевого отделения. В свою очередь, дульный тормоз размещался после эжектора и рассеивал пороховые газы, чтобы снизить запылённость пространства перед танком.

-2

Зачем это нужно, если дульный тормоз повышает заметность? От части да, танк с дульным тормозом после выстрела легче заметить… Но дульный тормоз имел принципиально другую функцию. Так как эжектор увеличивает время выхода пороховых газов из канала ствола, наводчик-оператор дольше видят дымку перед машиной, через прицел. Это кратковременно мешает наведению и подтверждению поражения цели. Для советских машин это вдвойне актуально из-за КУВ (Комплекс Управляемого Вооружения). Стреляя ракетой, наводчик временно ослеплял сам себя, не имея возможности точно наводить ракету на малых дистанциях. Причина была как в пыли от окружения перед орудием, так и в пороховых газах. Убрать последние мог дульный тормоз.

Кто-то скажет – «что доводы глупы и аффтор не знает матчасть! Дульный тормоз во времена ВОВ мешал наведению орудия и был опасен для сопровождающей пехоты». Но не будем забывать, что советские танки не имели эжектора вплоть до появления Т-55. Эжектор кроме того, что оттягивает время выхода пороховых газов после выстрела, так ещё и выводит последние под давлением. На это и был расчёт… Под влиянием эжектора, пороховые газы, проходя через дульный тормоз и рассеиваются быстрее, позволяя наводчику-оператору видеть ракету в первые секунды после выстрела.

-3

Итог

Дульный тормоз на прототипах Т-90 имел не классическую для «дульников» задачу снижения отдачи орудия, а рассеивал пороховые газы после выстрела и их выхода силами эжектора. Из-за последнего, пространство перед танком было в дымке в первые секунды после выстрела, что затрудняло наведение ракет на цель. Отказ от дульного тормоза можно легко объяснить – ПТУР, пущенный из танкового ствола не запускался на малые дистанции (как и другие противотанковые ракеты). К тому же, боеприпас быстро занимал линию визирования, летя на цель с небольшим превышением, опускаясь на неё только при подлёте. Плюс, избавится от задымлённости перед стволом и прицелом не получалось из-за окружения и особенностей работы любого дульного тормоза.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.

Хобби
3,2 млн интересуются