Открыть цветочную лавку — обычная история, а продавать цветы на маркетплейсе — совсем другое. Наш герой, сооснователь RaiFlowers Никита Федосеев, нашел в продажах на Маркете точку роста, что помогло ему быстрее выйти в плюс. С ним мы подробно обсудили, как открыть свое дело без капитала, самостоятельно выйти на маркетплейс и делать +20% выручки ежемесячно.
Открыли лавку без капитала, но с подвальчиком в Москве
До собственного бизнеса я работал в найме. Перепробовал много профессий в разных сферах — от недвижимости до продажи инвестиционных продуктов. В какой-то момент устроился в крупную цветочную компанию в Москве, где проработал несколько лет.
Мой коллега-флорист, Байжигит Ажиев, решил уйти из компании в свободное плавание. Его первый опыт бизнеса оказался неудачным, а я всегда хотел попробовать что-то свое. Мы решили объединить усилия и запустить цветочный бренд. Обязанности распределили так: мой коллега заведует всей флористической частью, а я управляю процессами и развиваю продажи.
Начали без стартового капитала, с абсолютным нулем. Единственное, что у нас было — маленькое подвальное помещение в Москве.
Прочитал статью в Чеке и вдохновился выйти на Маркет
В интернете я искал информацию о том, как развивать бизнес с нуля. В блоге Маркета увидел кейс про заработок на маркетплейсе в той же сфере, что у нас. Поэтому мы с партнером решили рискнуть и выйти на площадку. Зарегистрироваться на Маркете просто: мне помогла Справка в личном кабинете. В самые первые дни, пока вникал, как ускорить заполнение карточек, созванивался с поддержкой. Ребята отзывчивые и помогали во всем разобраться. Мы запустились в течение недели, пять дней из которой я потратил на заполнение карточек.
На первую карточку у меня ушло несколько часов. Вручную заполнял все поля, характеристики, описание. Понял, что так выгружать товары — слишком долго. Посмотрел видео, как загрузить каталог с помощью эксель-файла, и применил на практике.
Теперь на таблицу из 15−20 товаров я тратил столько же времени, сколько на заполнение одной карточки в интерфейсе, или даже меньше. Сначала при загрузке файлом часто делал ошибки в разных полях. Но потом уже всё заполнял на автомате.
Своих фотографий товаров было много, но недостаточно. Поэтому для трети позиций брали изображения в интернете. Сперва описания товаров полностью делал сам. Когда появилась возможность генерировать текст с помощью нейросетей, процесс максимально упростился.
Я создавал описание с YandexGPT, потом корректировал вручную. Сейчас я редко вношу изменения в карточки, все и так продается. Иногда приходит вдохновение — тогда экспериментирую с описанием.
Оценил плюсы экспресс-доставки Маркета
На настройку логистики в личном кабинете я потратил около часа. Там вообще не было трудностей: указал адрес склада, график, контакты, и на этом всё. Для работы с Маркетом я выбрал две модели: сначала подключил DBS (доставка силами продавца), потом Экспресс (доставка до покупателя за 1–2 часа).
При доставке своими силами есть свои сложности. Штатных курьеров у нас не было, поэтому иногда мы переплачивали за доставку внештатным. Много времени уходило на то, чтобы согласовывать время с получателями и курьерской службой. Когда подключили экспресс-доставку Яндекса, эти вопросы снялись.
Покупатели самостоятельно выбирают время доставки при заказе, и это нас не обременяет. Нам не нужно искать курьеров: Маркет подбирает и присылает свободного к нужному часу. Еще зона доставки на Экспрессе шире, чем та, которую мы могли бы обслуживать самостоятельно.
Сорвали джекпот с пионами и растем на 20% ежемесячно
Когда мы начали работу в первых числах апреля, то получили всего два заказа за месяц и выручку около 15 тысяч рублей.
В мае подключили инструменты продвижения на Маркете, пошел стабильный прирост — ежемесячно на 20%. Акции маркетплейса и буст продаж приносят примерно половину от текущей выручки. Хорошо дополняют продвижение отзывы за баллы и кешбэк баллами Плюса.
Для наших клиентов фаворитом в это лето стали пионы: 70% выручки принесли именно они. Учитывая, что на тот момент у нас даже не было отзывов, это классный результат. В июле мы получали уже по два заказа в день, к середине августа — по три. Выручка выросла до 280 тысяч в месяц.
Сейчас мы оптимизировали расходы и уже есть небольшая чистая прибыль. Теперь, когда есть постоянный приток заказов и понимание процессов, будем привлекать инвестиции.
На Маркете у нас 80 основных позиций букетов и несколько дополнительных — вроде шаров. Решили увеличивать ассортимент: это хорошо сказывается на количестве продаж. Взяли фокус на качество продукта и целимся в отметку миллион по обороту.
Коротко: зачем цветочному бизнесу выходить на маркетплейс
С инструментами маркетплейса проще вести бухгалтерию, анализировать продажи, получать больший охват целевой аудитории. Это дополнительная экономия времени и средств на процессах, логистике и штате. Здесь есть всё, чтобы развивать бизнес. Мы постоянно в поисках идей, изучаем наших клиентов и тестируем новые гипотезы.
Маркетплейсы дают возможность попробовать бизнес с минимальным количеством вложений. Чтобы протестировать спрос, понять, пойдет товар или нет, не нужно особых навыков или огромных бюджетов. Достаточно зарегистрироваться на Маркете, сделать классную карточку товара и начать продавать.