Найти в Дзене
Исторические мелочи

О нескольких аукционных портретах с одной большой загадкой

Стоит признать, в заголовке я немного, как сейчас принято выражаться, хайпанул. Загадка в нескольких портретах с зарубежных аукционов, которые я привожу ниже, действительно присутствует, но заключается она не в таинственных деталях, не в замаскированных символах, не в хитрым образом зашифрованных надписях. Загадка заключается в том, что непонятно, как можно было не идентифицировать изображенных на них персонажей? И тем не менее аукционным экспертам это удалось. А ведь практически ни один из этих портретов не требует полноценной атрибуции, все персонажи прекрасно опознаются в лицо. А имеющиеся на портретах предметно-бытовые детали однозначно подтверждают сделанные в результате «узнавания» выводы. Да, возможно, чтобы легко и быстро узнать изображенных, требуется некоторая «насмотренность» в портретах соответствующего исторического периода, но ведь, кажется, это то качество, которого от аукционных экспертов и ожидаешь, не правда ли?

Первый из сегодняшней подборки портретов – единственный, на котором личность персонажа я могу определить с некоторой долей неуверенности. Точнее – даже не неуверенности, а допущения, что я могу быть не прав и возможны иные варианты.

На аукционе этот предмет проходил как «миниатюра на слоновой кости XIX в. c портретом джентльмена в «тунике»». Наверно, английское слово tunic в данном случае стоит переводить как «мантия» или, возможно, даже «далматик».

На мой взгляд, на портрете изображен шведский король Карл XI – отец более известного в нашей стране Карла XII. На миниатюре нет предметно-бытовых деталей, точно подтвердивших бы мою версию, но нет и таких, которые бы ее опровергали. Между тем сходство, как мне кажется, налицо. См. достоверный портрет Карла XI

-2

Следующий портрет английские аукционеры определили следующим образом: «Континентальная школа начала XIX в,, поясной портрет молодого аристократа в расшитой синей (голубой) робе»

-3

«Молодой аристократ» облачен в костюм гусарского (то есть венгерского) типа, ментик обшит горностаевым мехом, на шее у него орден Золотого руна, а справа на заднем плане горностаевая мантия и корона (если не ошибаюсь, герцогская). Кто бы это мог быть? Заметим при этом - ребенок на портрете крайне похож на свою мать, портреты которой распространены по всей Европе (да что там, в современности – уже по всему миру). Конечно, это сын Марии Терезии эрцгерцог австрийский, будущий император Священной Римской империи германской нации Иосиф II.

Следующий портрет «всплыл» относительно недавно на аукционе в Эдинбурге. Местные эксперты смогли только констатировать, что портрет относится к «школе XIX в.», по поводу же личности изображенного – лишь развели руками и осторожно назвали его «офицером»

-4

Может быть, мы имеем дело с демонстративным проявлением шотландского сепаратизма? Ведь сложно представить, чтобы (пока еще) подданные британской монархии не смогли опознать принца Уэльского, будущего короля Великобритании Георга IV?

В следующем случае уровень своей экспертизы демонстрируют тоже британские, но уже английские аукционеры. Для данного портрета известен автор – П. Карлони («итальянская школа начала XIX в.», сообщает описание лота).

-5

Согласно аукционным экспертам, на миниатюре изображен «представитель европейского правящего дома, возможно Карл XIII Шведский». Причем эксперты смогли идентифицировать награды портретируемого, по их мнению, это орден Золотого руна, орден Марии Терезии и Железный крест. В действительности на портрете представлены орден Золотого руна, звезды орденов Марии Терезии, Св. Стефана и, по-видимому, неверно изображенная звезда ордена Леопольда. Ау, ребята! Все сплошь – австрийские награды! Да и неужели австрийский император Франц II неузнаваем в лицо?

Еще пример, вызывающий недоумение. Вновь английский аукцион. «Овальная портретная миниатюра XIX в.», на которой изображен…. «морской офицер»

-6

Ну как так?! Ну ведь узнаваемая (хотя и несколько приукрашенная) физиономия Шарля Фердинанд д’Артуа, герцога Беррийского, наследника французского престола. На груди знаки французских орденов Св. Людовика, Почетного легиона и звезда ордена Св. Духа.

Ну и напоследок вот вам портрет «прусского офицера в синем мундире с красным воротником». Тоже с английского аукциона

-7

Правда, знакомое лицо у «прусского офицера»? Правильно, это король Сардинского королевства, первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II. Со знаком и звездой сардинского, затем итальянского ордена Аннунциаты, а также лентой не менее сардинского, а затем итальянского, ордена Св. Маврикия и Лазаря.

Вот что это? Аукционы в качестве экспертов обслуживают слепые невежды? Сложно поверить. Английское островное высокомерие, не позволяющее снисходить до компетентности в исторических деятелях континентальной Европы? Но они и собственного короля узнать не смогли. В одном из более ранних моих материалов на аналогичную тему в комментариях уверяли, что в циничном мире чистогана и наживы, каковым является антикварно-аукционная отрасль, подобные неверные или по сути вовсе отсутствующие атрибуции применяются намеренно в рамках мухлежа с целью продать лот подороже или напротив – подешевле, но в нужные руки. Однако неужели эксперты, ставящие подпись «возможно, Карл XIII Шведский» под портретом легко узнаваемого Франца II Австрийского не рискуют своей репутацией и, соответственно, дальнейшей карьерой? Непонятно….

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.