В сфере обращения с опасными отходами существует широкий спектр требований. Многие из нас хорошо знакомы с общепринятыми из них, такими как плата за негативное воздействие на окружающую среду или подача отчетности о деятельности в этой области. Однако существуют требования, на которые обращают мало внимания либо трактуют так, будто они к ним не относятся. В данной статье мы рассмотрим такие требования.
Помимо основных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, существуют обязанности, установленные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – закон об отходах), согласно которым необходимо:
- соблюдать требования, касающиеся предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций (далее соответственно – план, мероприятия по предупреждению ЧС, мероприятия по ликвидации ЧС);
- в случае возникновения или угрозы возникновения связанных с обращением с отходами аварий, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В блоге эксперта мы уже рассказывали о необходимости разработки планов чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) для потенциально опасных объектов, сегодня мы хотим обратить ваше внимание на требования, которые организации, у которых образуются отходы, также должны соблюдать.
Ввиду редкого упоминания инцидентов (1, 2), связанных с выдачей предписаний по причине отсутствия плана в ходе проверок Росприроднадзором, возникают различные толкования о том, к кому применимы данные требования. Некоторые считают, что эти требования распространяются только на объекты негативного воздействия на окружающую среду I и II категорий либо на организации, обладающие лицензией на обращение с отходами, другие полагают, что эти требования обязательны для объектов, где осуществляется размещение отходов.
Прежде всего, следует отметить, что обращение с отходами включает в себя такую деятельность, как сбор, накопление, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов, а накопление отходов представляет собой их складирование на срок не более 11 месяцев с целью дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания или размещения. Таким образом, требование распространяется на всех, включая организации, которые временно накапливают опасные отходы на своей территории. В то же время в законе об отходах нет уточнения, для какого именно класса или вида опасности отходов необходимо разрабатывать план. По логике выходит, что для всех. Так, например, в этом году был прецедент, в ходе которого был введен режим ЧС по причине невывоза твердых коммунальных отходов (которые считаются малоопасными и практически неопасными отходами).
Техногенная, но есть нюанс
Чтобы разобраться, какие меры должны быть включены в план, необходимо определить, что относится к ЧС, связанным с обращением с отходами. Так, вопросы предупреждения и ликвидации возможных аварий и ЧС техногенного характера регулируются:
- Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – закон о защите населения и территорий от ЧС).
Согласно данным законам:
- авария – разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ;
- чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Кроме того, ГОСТ Р 51901.22-2012 определяет понятие техногенной опасности, которая возникает при нарушении нормальной работы технических систем, промышленных, транспортных и других объектов. Техногенная опасность может представлять угрозу окружающей природной среде, вызывать разрушение зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, а также нарушение производственных и других процессов в организации. К техногенным опасностям и угрозам относятся различные события, включающие пожары, взрывы, разрушения сооружений, крушение транспортных средств и эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду.
Таким образом, несоблюдение условий сбора и накопления, транспортирования и способов утилизации отходов может привести к возникновению ЧС, связанных с опасными свойствами отходов, такими как их токсичность, пожароопасность, взрывоопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней. Такие ситуации могут включать розлив электролита от отработанных аккумуляторных батарей, возгорание замасленных отходов (ветоши) или антисанитарную обстановку в местах накопления отходов.
План, которого необходимо придерживаться
Может сложиться мнение, что включение раздела «Действия в случае аварийных ситуаций» в инструкции по обращению с опасными отходами (далее – инструкции) является достаточным. Однако на практике инспектор Росприроднадзора может запросить именно планы мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, и планы ликвидации последствий этих ЧС.
В данной части необходимо отметить очень важный момент, что ранее СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы <…>» и, например, постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств <…>» требовали от организаций разработки инструкций. В настоящее время новые нормативные акты, включая СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к <…> эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств <…>», не содержат подобных требований.
Следовательно, ни закон об отходах, ни какие-либо нормативные документы в настоящее время не предписывают разработку инструкций, однако это не означает, что они не являются необходимыми. В этом случае вопрос разработки плана становится еще более актуальным, поскольку организациям необходимо (как минимум в локальных нормативных актах) определить процедуры обращения с опасными отходами.
Рекомендации по разработке плана
Строго говоря, отсутствие официально утвержденной формы и требования согласовывать план в государственных органах не отменяет обязанности организации его разрабатывать. Скорее это возможность разрабатывать и утверждать план в свободной форме.
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод: план должен быть. Опираясь на определения, представленные в законе о защите населения и территорий от ЧС, попытаемся разобраться, что целесообразно указать в плане:
- предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
- ликвидация ЧС – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Таким образом, в случае если организация является накопителем отходов, в плане рационально будет представить следующую информацию:
1. Общие положения.
В данном разделе можно указать цели, задачи разработки плана и нормативные документы, в соответствии с которыми он разработан, сведения об организации, а также тех, на кого распространяются требования плана.
2. Характеристика условий и мест накопления отходов.
В данном разделе разумно описать виды образующихся и накапливаемых в организации опасных отходов, а также приложить схему, на которой отображено расположение площадок для накопления отходов.
3. Мероприятия по предупреждению ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами.
К основным мероприятиям для предупреждения ЧС, связанных с обращением с отходами, можно отнести:
- организацию мест временного хранения образующихся отходов с учетом их класса опасности;
- соблюдение допустимого объема накопления отходов с учетом имеющихся контейнеров, емкостей и создание условий, при которых обеспечивается свободный подъезд транспорта для погрузки отходов;
- организацию и ведение ответственными сотрудниками учета образования и движения отходов производства и потребления;
- своевременную передачу образующихся отходов организациям для дальнейшей их утилизации согласно заключенным договорам;
- проведение инструктажа работников на рабочем месте по обращению с опасными отходами.
Кроме того, в этом разделе полезно указать сроки проведения данных мероприятий и сотрудников, ответственных за их выполнение. Организация может сама регулировать частоту контроля условий накопления отходов, например раз в неделю.
4. Мероприятия по ликвидации ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами.
Данный раздел может содержать информацию:
- о потенциальных источниках ЧС;
- об этапах обращения с отходами, на которых возможны аварии;
- об указаниях к конкретным мероприятиям и ответственных за них исполнителей.
Основное требование состоит в том, чтобы мероприятия были понятны исполнителям. При необходимости стоит расписать в зависимости от класса опасности и агрегатного состояния отхода, в какой срок или в каком порядке необходимо ликвидировать ЧС или провести то или иное действие (эвакуировать работников, информировать профессиональные аварийно-спасательные формирования). Кроме того, следует указать действия, которые запрещается совершать, и предусмотреть использование необходимых средств индивидуальной защиты, а также указать их местонахождение. В общем, вся информация, необходимая для успешной ликвидации ЧС, должна быть предоставлена.
Одним из мероприятий по ликвидации ЧС можно указать информирование об аварии соответствующих органов. Перечень основных источников ЧС и критерии отнесения события к ЧС содержатся в приказе МЧС России от 05.07.2021 № 429.
Кроме того, при составлении данного раздела следует учитывать возможность возникновения аварий как на территории организации, так и за ее пределами, которые могут стать источниками ЧС техногенного характера. Например, если организация имеет лицензию на транспортировку отходов между своими участками, необходимо предусмотреть вероятность аварий во время таких перевозок.
Важно отметить, что все работники, указанные в плане, должны пройти обучение по работе с опасными отходами и предоставить подтверждение прохождения этого обучения.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.
Присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК. Мы также завели канал в Telegram (@olimpoksclub).
Другие статьи на нашем канале:
- Руководства по безопасности: какие из них актуализировали? (часть 2)