Рассказывал отец. Однажды он долгое время со своим напарником работал на доставке в лаве. С работой справлялись, по их вине лава не простаивала. Даже если лебёдка зашкивилась, вагоны забурились и прочие форс-мажоры, всё равно умудрялись исправить косяки, сделать манёвры и доставить до места всё, что было запланировано. Естественно, в таких случаях на «посидеть» времени попросту не было. Бегом-бегом-бегом, чтобы успеть сделать наряд и не подводить бригаду.
Как-то раз пришли на смену, начальник в кабинете участка говорит доставщикам:
– Сегодня у вас будет особенный наряд.
Доставщики смеются:
– Да мы уже чего только не доставляли, нас уже ничем не удивишь.
Начальник мотает головой:
– Сегодня ничего доставлять не нужно. Леса-кругляка вы под лаву полно навозили, плаха есть, эмульсия и масло есть.
Доставщики соображают:
– Тогда нам можно домой идти?
Начальник удивлённо воскликнул:
– А упряжку кто вам поставит? Прогул же будет!
Доставщики возражают:
– Так ты и поставишь. Сам же говоришь, что доставлять ничего не надо. Чё нам тогда в шахте делать?
Начальник поднял вверх указательный палец:
– Вот я и говорю – наряд у вас сегодня особенный.
Доставщики переглянулись, пожали плечами и обращаются к начальнику:
– Ладно, рассказывай – чё делать надо? В гастроном за «горючим» смотаться, так это мы быстро доставим.
Начальник усмехнулся:
– Ишь вы какие шустрые! В гастроном за «горючим»... В шахту пойдёте!
Доставщики допытываются у начальника:
– Слушай, ты бы резину не тянул. Что хоть за наряд-то? А то от гастронома уже слюнки потекли.
Начальник смеётся:
– Говорю же – наряд особенный!
Доставщики на него:
– Это мы уже слышали. Давай поконкретнее, а то тебя без бутылки не поймёшь.
Начальник постучал пальцем по столу:
– Никакой бутылки! Пойдёте сегодня штрек зачищать. Лопаты там есть, конвейер работает, моторист на кнопке посидит. Всё понятно?
Доставщики кивают:
– Понятно-то оно понятно. Но сначала надо в гастроном.
Начальник лыбится:
– После смены бегите на все четыре стороны, а сейчас в шахту.
Доставщики уточняют:
– Да погоди ты с шахтой! Успеется. Ты лучше вот что скажи – кроме лопат что-нибудь ещё есть?
Начальник перечисляет:
– Кайло, чтоб штыб рыхлить, и кувалда – куски долбить.
Доставщики меж собой посовещались:
– Надо к проходчикам идти.
Начальник удивился:
– Зачем?
Доставщики объясняют:
– Как зачем? За «спутником». Мы же не практиканты штыб лопатами кидать.
Начальник посмотрел на каптёрщиков:
– Если есть готовый – дайте. Если готового нет – сделайте. Хорошему сварщику там делов на 15 минут вместе с перекурами.
«Спутник» – он же «мех.лопата» – изготавливался из отрезка рештака; внизу с обеих сторон прожигались дырки для крепления тросика, сверху приваривался анкер, изогнутый буквой «П» и служил ручкой. К тросику за «щёчку» от цепи С-53 крепился короткий анкер (мы его называли «удочкой»). Со «спутником» (мех.лопатой) работали вдвоём – один рабочий конец «удочки» вставлял в цепь работающего конвейера, второй рабочий мех.лопатой словно бульдозером грёб штыб на конвейер. Работали со «спутником» опытные шахтёры, новичкам немудрено было травмироваться. Кстати, я всегда был на «удочке», звеньевой – на мех.лопате. Третий участник звена кайлом и лопатой подгребал с бортов, кувалдой долбил булыганы.
Итак, вернёмся к доставщикам.
На наряде пошутили, посмеялись и с весёлым настроением пошли переодеваться в рабочую спецовку. Для бригады готовили новую лаву, в которую она впоследствии перешла, доработав старую. Проходчики прошли штреки и монтажную камеру, их перекинули в другой забой. Штрек остался заштыбованным и, если его не зачистить и прямо по штыбу проложить рельсы, секции механизированной крепи попросту не пройдут.
Обычно штреки после себя зачищали проходчики и по себе знаю, так как после добычного участка много лет отработал в проходке. Пройдя новую выработку, мы затем зачищали её, а уже после нам давали другой объект. Но тут надо сделать существенную оговорку. Когда выработку проходили на конвейер С-53, штыба было немеряно. А если ещё вдобавок из кровли в сетке Рабица вылезут «грыжи» («мешки»), в таких местах зачастую пройти в полный рост было невозможно.
Когда со скребкового конвейера С-53 мы перешли на СР-70, штыба стало в разы меньше. Соответственно, выработки приходилось зачищать значительно реже.
Пришли доставщики на место, принесли с собой «спутник». Молодой ГРП'шник в роли моториста включил конвейер С-53 и работа закипела. Надо сказать, зачищать штрек «спутником» в десятки раз быстрее нежели лопатой-подборкой. Кстати, у нас они были в форме сердечка с острым носиком и называли мы их совковой лопатой. Широкую «караганду» мы не уважали, по сравнению с совковой работать ею было неудобно.
Зачищают доставщики штрек, работа у них продвигается быстрыми темпами. Приходят к ним начальник участка и главный инженер шахты. Доставщики остановились малость передохнуть. Гл.инженер оценил их работу и с сожалением говорит:
– Было бы неплохо по всей шахте внедрить «спутник», но нельзя – по технике безопасности запрещено. А так вон как шустро у вас дело идёт!
Доставщики смеются:
– Думайте как внедрить, на то у вас и образование инженера.
Гл.инженер махнул рукой:
– Да что тут придумаешь? Разве что отвернуться и сделать вид, что не видели. А вы уж повнимательней, чтоб не травмироваться.
В общем, начальник участка и гл.инженер «закрыли глаза» на явное нарушение ТБ. Выработку зачистили, травм не было.