Чехов посетил Томск в 1890 году, по пути на остров Сахалин. Этот визит положил начало многолетней обиде томичей на писателя, но горожане нашли оригинальный способ «отомстить» классику.
У Антона Павловича были на Томск большие планы: он собирался посетить Императорский томский университет и плодотворно поработать над своими дорожными репортажами для петербургской газеты «Новое время».
Томичи тоже с нетерпением ждали в гости великого литератора. В газетах появилась радостная новость:
«Утром 16 мая в Томск из Омска приехал известный русский писатель Антон Павлович Чехов, автор драмы «Иванов». Здесь он пробудет несколько дней».
Но поездка Антона Павловича не заладилась с самого начала – весна выдалась холодная, грязная, да ещё и реки вышли из берегов. Транссибирской железной дороги в то время ещё не существовало, поэтому по слякоти приходилось тащиться в экипаже, периодически пересаживаясь на лодки.
Когда уставший и замёрзший Чехов наконец добрался до гостиницы «Россия», у него уже сложилось о Томске неприятное первое впечатление.
А тут ещё местная интеллигенция пришла посмотреть на живую легенду литературы:
«В Томске у меня была полиция. В 11-м часу вечера лакей вдруг докладывает мне, что меня желает видеть помощник полициймейстера. Что такое?! Уж не политика ли? Не заподозрили ли во мне волтерианца? Говорю лакею: проси. Входит мужчина с длинными усами и рекомендуется. Оказывается, что это любитель литературы, сам пишет и пришел ко мне в номер, как в Мекку к Магомету, дабы поклониться».
Чехов от визитёров остался не в восторге:
«Томск – скучнейший город. Если судить по тем пьяницам, с которыми я познакомился, и по тем вумным людям, которые приходили ко мне в номер на поклонение, то и люди здесь прескучнейшие».
Даже встречи с редактором газеты «Сибирский вестник» В. П. Картамышевым, поэтом Всеволодом Сибирским и основателем Томского университета В. М. Флоринским не изменили его мнения.
Понравились писателю разве что обеды в ресторане «Славянский базар».
Вердикт Антона Павловича был очень обидным для томичей:
«Томск – город скучный, нетрезвый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское. Замечателен сей город тем, что в нем мрут губернаторы».
Особенно разозлили горожан оскорбительные замечания о женщинах, мол, они холодные как «замороженная рыба» и «жёсткие на ощупь». Томский поэт Михаила Цейнер бросился на защиту прекрасного пола и прислал литератору свой сборник со стихотворением «Сибирячка – А. П. Чехову»:
«Нет, не хули моей землячки,
И злых напраслин не пиши,
Не распознал ты сибирячки,
Не разгадал её души...»
Да и в целом мнение Чехова томичи посчитали несправедливым: с погодой и правда не повезло, но назвать город со множеством церквей, 60-ю учебными заведениями, театром и первым в Сибири университетом «свиньёй в ярмолке», это уж слишком!
Однако месть – блюдо, которое подаётся холодным, поэтому жители Томска больше века ждали своего часа. В 2004 году, в честь 400-летия города, напротив здания того самого ресторана «Славянский базар», был установлен карикатурный памятник «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку». Шах и мат, Чехов!
Конечно, местный скульптор Леонтий Усов изобразил писателя в юмористическом ключе вовсе не чтобы отыграться на нём:
«Памятник – никакая не месть классику за его отзыв о Томске, это всё, конечно же, от любви, той самой, которая до дрожи. Написал Антон Павлович, что мы пьяницы, значит, будем смотреть на него нетрезвыми глазами».
Томичи безусловно любят и уважают Чехова, но иногда так приятно бывает, прогуливаясь по набережной, «утереть нос» писателю-привереде…на счастье.
Читайте также:
Как учитель из Томска чуть не увёл у Достоевского жену
Андерсен в гостях у Диккенса: как достать соседа за пять недель