Найти тему
В городе Жить

Новый год в России трудно представить без «Иронии судьбы…», оливье и «Щелкунчика»!

Этот спектакль давно стал не просто долгожителем отечественного театра (только на сцене Большого театра представление давали более 500 раз, щелкунчик есть в репертуаре большинства региональных классических театров страны), но и одной из самых продаваемых постановок в рождественский и новогодний период. Разбираемся, почему это произведение не теряет популярности уже более 130 лет.

Кадр из мультфильма "Щелкунчик". 1973 год.
Кадр из мультфильма "Щелкунчик". 1973 год.

Родом из готической истории

Если верить историкам и литературоведам, то первая оригинальная версия сказки «Щелкунчик и Мышиный король» появилась в 1816 году. На написание истории немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана вдохновили детьми друга Юлиана Гитцига — Фриц и Мари. Писать часто читал мальчику и девочке сказки, и однажды придумал захватывающую повесть про кукол и мышей. В том же году эта история обрела письменную версию и была опубликована.

Когда Гофмана не стало, у его «Щелкунчика» началась самостоятельная жизнь. Сказка кочевала из рукописи в рукопись, переводилась с одного европейского языка на другой. И в 1845 году произведение попало в руки самого популярного на тот момент француза, из под пера которого уже вышли «Мушкетеры», Александра Дюма-отца. Писатель не просто перевел историю о Щелкунчике, а, по сути, заново переписало её. Если оригинальный первоначальный вариант был написан в мрачной готической тональности, свойственной немецкой литературе, то Александр Дюма сделал повествование более лиричным, оптимистичным, добавил в него побольше рождественского духа, особого праздничного настроения. Французская версия истории сделала Щелкунчика еще известнее и популярнее. И движуха вокруг повести завертелась с новой силой.

Сцена из "Щелкунчика" в исполнении Мариинского театра, 1892 год.
Сцена из "Щелкунчика" в исполнении Мариинского театра, 1892 год.

В 1891 году французская немецкая сказка попадает на стол директора Императорских театров Ивана Всеволожского. Того самого, который за пару лет до этого сделал постановку балета «Спящая красавица» с хореографией Мариуса Петипа и музыкой Петра Чайковского…

Кстати, Всеволожский сам нарисовал все эскизы костюмов для нового спектакля. Также он лично подбирал и утверждал ткани и фурнитуру и тщательно следил, чтобы цветовая гамма максимально соответствовала изначальной художественной задумке, что в те времена было весьма сложно воплотить.

До сих пор «Щелкунчик» для художников настоящая головная боль. В классической постановке насчитывается около 150 различных костюмов. Снежинки, мыши, феи, солдатики, чтобы подготовить эту балетную армию, необходимы десятки помощников. Для одного танца снежинок нужно несколько килограммов конфетти.

Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский

С вниманием к детской душе

Обычно в классических операх или балетов есть один, от силы пара удачных эпизодов, которые становятся особо любимыми публикой и получают статус знаковых. С Щелкунчиком вышло иначе. Он весь соткан из хитов. Вот зрителей завораживает Танец феи Драже, потом идет нежнейший по исполнению Вальс Цветов и вот уже перед глазами посетителей театра разворачивается калейдоскоп сцен, не уступающих друг другу по зрелищности и мастерству исполнения. Тут не то что дети, даже взрослые хотят оказаться на месте Мари и Щелкунчика.

Но все это было потом. Прежде чем показать историю зрителю. Движения нужно придумать и поставить, а музыкальное сопровождение написать. А потом, и это самое главное, получить высокую оценку публики.

На то, чтобы сочинить оперу, композитору понадобился год. Возможно, мастер справился бы и быстрее, но ему пришлось сделать паузу, чтобы отправиться в США. Там весной 1891 года состоялось долгожданное открытие знаменитого Карнеги-холла. По воспоминаниям современников, в дороге на пароходе Чайковский умудрялся работать над музыкой.

Фрагмент спектакля "Щелкунчик" в постановке императорского Мариинского театра, 1892 год.
Фрагмент спектакля "Щелкунчик" в постановке императорского Мариинского театра, 1892 год.

Известно, что Петр Ильич сразу отверг французскую версию сказки, поскольку он «слишком бережно относился к детской душе». Приступив к работе, Чайковский взял за основу гофмановский романтизм. И работу над произведением нельзя было назвать легкой.

«Сознание того, что дело не ладится, терзает и мучит меня до слёз, до болезни; … и я давно не чувствовал себя столь несчастным, как теперь. <…> Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило, кроме мерзости», - писал композитор.

Композитор поставил перед собой амбициозную задачу – нужно было сделать так, чтобы музыка передавала все содержание сказки максимально тонко. Отсюда обилие различных выразительных образов. Вспомните, как перед сценой роста елки, музыка звучит призрачно, как бы передавая мышиную суету, а потом постепенно приобретает более широкий размах и трансформируется в разворачивающуюся мелодию. Необычно. Выразительно. Сильно. «Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее выразить музыкой то, что имелось в тексте у балетмейстера», – эти слова, принадлежащие Петру Ильичу хорошо иллюстрируют принципы композитора. Собственно говоря, эта выразительность, совмещенная с визуальным рядом, яркая театральность происходящего и глубочайших психологизм сделали постановку такой, какая она есть. В то же время видно, что композитор эксплуатирует свой любимый прием – враждебные силы преодолеваются благодаря силе любви. А что еще нужно для отличной рождественской истории?

Слишком экспериментальное и новаторское произведение

Премьера «Щелкунчика» состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. Необычный подход Чайковского к созданию музыкальной ткани повествования зрители отметили сразу. По дошедшим до наших дней сведениям, публика была необычайно удивлена именно силой звучания оркестра. Особое внимание зрителей привлек музыкальный инструмент челеста.

Все юноши и девушки получили после премьеры от Петра Чайковского по коробке конфет. Так родилась традиция, существующая по сию пору – «Щелкунчик» часто становится дебютом для юных танцовщиков, их первым шагом на профессиональной сцене.

"Щелкунчик" Большого театра. Фото с сайта Большого театра.
"Щелкунчик" Большого театра. Фото с сайта Большого театра.
«Опера и балет имели вчера большой успех… Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши», - написал Петр Чайковский о премьере в письме брату Анатолию.

Чрезмерное новаторство стало для произведения Чайковского не только причиной огромного внимания к «Щелкунчику», но и поводом для критики. Это сейчас мы разбираем оперу по отдельным эпизодам и не видим в этом ничего предрассудительного. Но в начале прошлого века такая, как сказали бы сегодня, клиповость и несвязность эпизодов воспринимались, как признаки несовершенства композиции и сюжета. Зритель жаждал классического подхода, канона, но получил дешевую бульварную постановку, где акцент сделан на зрелищность и пустоту. Однако, время вынесло другой вердикт. Сегодня «Щелкунчик» - один из самых популярных и известных балетов в мире. По количеству проданных билетов он даже побил знаменитое «Лебединое озеро». В открытых источниках есть данные, согласно которым постановки этой новогодней сказки под музыку Чайковского в праздничный сезон собирают около 40 процентов прибыли от всех балетных постановок в США. Деревянные фигурки Щелкунчика – самое популярное новогоднее украшение во многих странах мира. В самых разных концах планеты «Щелкунчик» – первый балет, который видят дети. И пример того, как хорошо поданная история открывает дверь не только в волшебный мир сказки, но и приводит юных зрителей в театр. Никакой религии, только добро и всепобеждающая любовь.

Музыка «Щелкунчика» активно использовалась в разных направлениях культуры. Так, в 1940 году на студии Уолта Диснея вышел мультфильм «Фантазия», в котором представлены некоторые фрагменты из балета. В советское время Борис Степанцев создал свой знаменитый мультфильм по сказке Гофмана, также с музыкой Чайковского.
Музыка «Щелкунчика» активно использовалась в разных направлениях культуры. Так, в 1940 году на студии Уолта Диснея вышел мультфильм «Фантазия», в котором представлены некоторые фрагменты из балета. В советское время Борис Степанцев создал свой знаменитый мультфильм по сказке Гофмана, также с музыкой Чайковского.

Текст Андрей Мужщинский по материалам Интернета

Фото из Интернета

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц