Найти в Дзене
Взрослый английский

Learning Kitchen: английский для взрослых. Ключевые предпосылки успешного обучения. Публикация 3

В предыдущей публикации мы затронули вопрос субъектности и объектности в процессе обучения и роль учителя. Остановимся на этих концепциях немного подробнее. Один из идеологов коммуникативного подхода, Джим Скривенер, в своём труде Learning Teaching в первой главе задаёт читателю совершенно разумные вопросы. Как люди изучают что-то в повседневной жизни? Методом проб и ошибок? Читая инструкции и следуя инструкциям? Или сидя рядом с кем-то, кто может сказать что делать и предоставить обратную связь по вопросу правильности выполнения вами действий? И определяет распространённые шаги. 5 наиболее часто встречающихся составляющих процесса обучения английскому для взрослых Мы уже говорили о том, что следует разделять преподавание и обучение. Предоставление информации, обратной связи, инструкций и поддержки другими людьми может проявляться на любом из представленных пяти шагов цикла, однако самый важный опыт научения состоит в том, что обучающийся совершает самостоятельные действия. На самом де
Оглавление

В предыдущей публикации мы затронули вопрос субъектности и объектности в процессе обучения и роль учителя. Остановимся на этих концепциях немного подробнее. Один из идеологов коммуникативного подхода, Джим Скривенер, в своём труде Learning Teaching в первой главе задаёт читателю совершенно разумные вопросы. Как люди изучают что-то в повседневной жизни? Методом проб и ошибок? Читая инструкции и следуя инструкциям? Или сидя рядом с кем-то, кто может сказать что делать и предоставить обратную связь по вопросу правильности выполнения вами действий? И определяет распространённые шаги.

5 наиболее часто встречающихся составляющих процесса обучения английскому для взрослых

Эмпирический цикл обучения в видении Jim Scrivener
Эмпирический цикл обучения в видении Jim Scrivener

Мы уже говорили о том, что следует разделять преподавание и обучение. Предоставление информации, обратной связи, инструкций и поддержки другими людьми может проявляться на любом из представленных пяти шагов цикла, однако самый важный опыт научения состоит в том, что обучающийся совершает самостоятельные действия.

Эмпирический цикл обучения, включающий действия преподавателя
Эмпирический цикл обучения, включающий действия преподавателя

На самом деле, количество и наименование действий преподавателя намного больше, чем можно уместить на изображении в блоге. Хотя бы только потому что, преподаватель должен обеспечить условия для совершения указанного минимального количества действий обучающегося. Таким образом, методолог подводит нас к ряду выводов:

  • Если приведенный цикл отражает то, как люди обучаются, то подход "кувшина и кружки" из первой публикации становится неприемлемым когда доминирует во время обучения: предоставление обучающимся возможности самостоятельно совершать целевые действия становится гораздо более важным.
  • Преподаватель может преподавать лучше, если перестанет беспокоиться о техниках преподавания (внешняя окружность) и вместо этого сосредоточится на внутренней окружности эмпирического цикла путём создания соответствующей среды реализации этих действий обучающимся.
  • Преподавателю следует убедиться в том, что обучающимся разрешена практическая деятельность (в нашем случае - использование английского языка) вместо выслушивания лекция о самом языке.
  • Может так случиться, что чрезмерная помощь станет помехой. Преподаватель не может научиться за обучающихся. Чем больше делает преподаватель, тем меньше возможностей для совершения целевых действий получают обучающиеся.
  • Может быть полезным формирование осведомлённости у обучающихся о том, как именно они учатся, рефлексировать об этом и исследовать какие процедуры, материалы, техники или подходы более эффективно помогают им обучаться.
  • Для обучающихся нормально совершать ошибки, пробовать и извлекать из этого опыт. Это также справедливо и для преподавателя, который и сам стремится обучаться.

Из практики: Как выполнить первые пункты - об этом собственно и будет весь цикл публикаций. Остановлюсь на последних. Мои обучающиеся английскому взрослые всегда как минимум с интересом узнавали о себе что-то новое на основании моих наблюдений. Я делился с ними данными о росте частоты самостоятельных реакций, о росте качественных и количественных показателей их речевых реакций и о факторах влияния на наглядное изменение показателей в конкретные периоды в конкретных условиях. Конечно, нужно осторожно относиться к выбору сведений о процессе обучения, которыми собираешься поделиться с обучаемыми. тем не менее, несмотря на сложности связанные с определением отслеживаемых критериев, единиц измерения и визуализации массивов данных, только повторяющиеся измеряемые наблюдаемые показатели смогут помочь объективно оценить прогресс не только на больших дистанциях, но и на куда более маленьких. Например, в пределах одного учебного блока, когда комплексный стандартизованный тест по большому блоку курса ещё неуместен, а отсутствие педагогического решения ещё 1-2 квартала (особенно на уровнях В2 и выше) до следующего теста сокращает возможности для своевременной оценки своей работы и эффективности не только обучения, но и преподавания.

Таким образом, можно прийти к двум фундаментальным предположениям, лежащим в основе коммуникативного подхода.

Многомерность процессов обучения и преподавания
Многомерность процессов обучения и преподавания

Коммуникативный подход в обучении взрослых английскому: фундаментальные предпосылки

Таким образом, можно прийти к двум фундаментальным предпосылкам, лежащим в основе преподавания английского взрослым в рамках коммуникативного подхода:

1. Люди обучаются скорее путём совершения самостоятельных действий, чем путём прослушивания фактов. Это значит, что может быть гораздо полезнее организовать ролевую игру по теме заказа в ресторане (с предоставлением обратной связи и предложением лучшего набора соответствующей лексики) чем четверть часа рассказывать о том, как это делать правильно.

2. Исходить из того, что обучающийся - умный полнофункциональный человек, а не приёмник информации. Научение не является односторонней интеллектуальной деятельностью. Более того - включает в себя всего человека (в отличие от индивидуальных процессов вроде мышления, запоминания, анализа и т.д.). Обучающийся приносит с собой в аудиторию ещё и свои потребности, пожелания, жизненный опыт, воспоминания, тревоги, мечты, эмоции и страхи, настроение. Все те невидимые на первый взгляд вещи, которые неизбежно оказывают влияние на процесс обучения. И, что неизбежно - преподавания (так как эти процессы не односторонние). И обучающимся необходимо дать простор для принятия решений за себя, предоставить им пространство ответственности за собственное обучение, применить весь свою опыт и обучаться дальше. Это может сильно отличаться от их предыдущего опыта и вначале они будут расположены к ожиданию того, что преподаватель будет совершать целевые действия за них.

Несмотря на применяемые преподавателем методы и техники, они сами по себе недостаточны. Осведомлённый и ощущающий своих обучающихся преподаватель, уважающий и слышащий их, концентрирующийся на способах задействовать их максималььно в целевых активностях - создаст такие условия, при которых произойдёт научение. Методика и знание предмета также важны, однако не могут считаться главнейшими.

А вы как считаете? Какие преподаватели вам запомнились? Чем они вам запомнились? Вы помните свои ощущения в их присутствии? Как бы вы описали свои чувства по отношению к атмосфере в классах запомнившихся вам преподавателей?