Найти тему

Learning Kitchen: английский для взрослых. С кем можно научиться? Публикация 2

Оглавление
Грани смыслов
Грани смыслов
Обучение не равняется преподаванию
Обучение не равняется преподаванию

В отличие от преподавания, в отдельный момент времени сложно сказать в какой мере происходит именно "обучение". Тем не менее, их нужно разграничивать. Тем более, что "обучение" не начинается автоматически с началом "преподавания". Это тоже очевидно, однако самые незаметные вещи часто прячутся на самом видном месте.
Очень часто происходит так, что преподаватель прилагает огромные усилия для подготовки к занятию, однако научения не происходит. Случается (хоть и гораздо реже), что преподаватель "ничего не делает", а ученики научаются многому очень быстро. Если вы поговорите с обучаемыми взрослыми или теми взрослыми, которые принимают решение за своих несовершеннолетних детей - подопечных условного учителя, то обнаружите
очень распространённое заблуждение. Оно состоит в том, что само нахождение обучаемого в аудитории и "внимательное слушание" преподавателя каким-то необъяснимым образом является достаточным условием для того, чтобы произошло именно обучение. Это заблуждение приводит к ожиданию активной роли учителя, который просто обязан "излучать" знания своему классу. Таким образом, в этом общепринятом заблуждении, роль обучаемого сводится к пассивному участию в виде "впитывания знаний" и запоминания. Как минимум, подобный ход мыслей уже начинает диссонировать с тем, за чем вы пришли в класс английского языка. Уж явно не наблюдать за учителем, развлекаться или запоминать. Уж точно не только за этим. Вспомните себя, когда вы мечтали о цели изучения языка, о том, что вас привело на путь поиска преподавателя и изучения языка. Вы явно мечтали не о запоминании и впитывании. Мой опыт подсказывает мне, что в ваших мечтах были глаголы "хочу говорить на английском", "хочу понимать англоязычные фильмы/подкасты/песни/документы...". И наблюдаемое в аудитории совсем не соответствует ни вашим целям, ни тому как люди вообще научаются. Ниже приведу пример типичных мыслей типичного обучаемого во время класса "традиционного учителя".

Класс один и тот же, а разные обучаемые воспринимают его по-разному. Источник: J.Scrivener, Learning Teaching, Second Edition, Macmillan, 2005
Класс один и тот же, а разные обучаемые воспринимают его по-разному. Источник: J.Scrivener, Learning Teaching, Second Edition, Macmillan, 2005

Почему так?

Всё так же очевидно, как и сказанное выше. Мало того, ответ тоже уже был выше и выделен жирным шрифтом. Потому что обучение (или научение, что мне лично больше нравится, хоть и может быть непривычно) - это активный процесс. Оно требует активного участия обучаемого, его энергии и внимания. Я не могу за вас чему-то научиться. Это можете сделать только вы, сами, прилагая определённые усилия в определённом порядке. Два ключевых слова: "прилагая" и "усилия". Не "наблюдая" и не "развлекаясь" и не "запоминая" или "впитывая знания", а осознанно обучаясь.

"Объяснения" на уроке английского

Изучение английского взрослыми или подростками, а уж тем более детьми, мало выигрывает от той части занятия, в которой присутствуют объяснения. Вспомните себя и своё изучение правил английского языка - и почувствуете долю правды.

Объяснения правил английского на английском

Приносят мало пользы на низком и даже порой среднем "уровне" (об уровнях я писал ранее). Я сейчас имею ввиду курсы для уровней А1-В1 просто потому что на этих "уровнях" сильно ограничено понимание изучаемого языка и "объяснение" зачастую вызывает бóльшие затруднения, чем само правило.
Объяснения правил английского на родном языке
Могут быть полезны ограниченно, в формате советов, подсказок, инструкций и коррекции ошибок. Обучаемые в ходе одного занятия всё равно не смогут воспользоваться глубокой академической выкладкой, которую потенциально сможет дать им преподаватель. Как минимум, не на том уровне, на котором способен воспринять и переработать обширную теоретическую информацию студент филфака или коллега такого лектора.

Из практики. Целью занятия является в любом случае формирование практического навыка использования целевой языковой закономерности как инструмента решения коммуникативных задач, а не тренировка памяти в рамках пересказа теории. Это похоже на то, как вы учились плавать или ездить на велосипеде. Изучающие английский язык требуют гораздо большего, чем просто выслушивание объяснений. Как минимум, им необходимы:
образцы использования языка в заданном контексте и с изучаемой закономерностью, а не просто монологи учителя;
возможность самостоятельно безопасно потренироваться с речевыми моделями в рамках изучаемых закономерностей (в безопасной среде, с коррекцией ошибок, без буллинга и насмешек);
возможность постепенного усложнения коммуникативной задачи до самого воспроизведения операций синтеза и созидания в непосредственном речевом акте как минимум с преподавателем, а лучше - с несколькими разными коммуникативными партнёрами. Финалом этой последовательности будет решение практической коммуникативной задачи с живым партнёром с помощью изучаемой в рамках занятия (или цикла занятий) закономерностью;
возможность получить обратную связь как от преподавателя, так и от множества коммуникативных партнёров, с которыми они тренировались в ходе занятия.

Если обеспечить на занятии хотя бы эти факторы процесса формирования практических речевых навыков, то стиль участия в занятии по практике устной и письменной речи на английском существенно изменится как у преподавателя, так и у обучаемых. Естественно, на пользу формированию целевых навыков и в ущерб принципу "jug and mug". Это не значит, что у преподавателя получится сразу избавиться от описанного в середине статьи заблуждения, однако внимательный преподаватель и обучаемые тоже заметят, что "традиционный" принцип как минимум неуместен в качестве основного и отдадут предпочтение предлагаемой альтернативе.


Роль учителя в обучении взрослых английскому?

Очевидно же, но стоит написать. Роль учителя - обеспечить процесс научения. Как это делается - с помощью используемых учителем методов и инструментов преподавания, которые мы будем рассматривать в последующих публикациях.
Таким образом, мы затронули один из ключевых аспектов преподавания английского как иностранного для взрослых, обозначив роль учителя. Следовательно, стоит затронуть и роль обучаемого, потому что обучаемый:

  • является активным участником процесса обучения;

  • задаёт процессу обучения вектор целей использования английского языка в будущем на основании возможностей в настоящем.



Если коротко, то этот подход называется в теоретической литературе
Student-Centered Approach.