К Дню РВСН СССР!
Итак, друзья, мы с вами вновь оказываемся внутри Сооружения 1 Пункта постоянной дислокации (ППД) Боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) 52-ой ракетной дивизии РВСН в ЗАТО "Звездный", ныне Бершеть, что расположен недалеко от города Пермь.
Это было наше первое его посещение, хотя в силу ряда технических обстоятельств я вначале рассказывал о более поздних визитах сюда (см. ссылки в конце статьи). Этот репортаж ценен тем, что на фото сохранилось несколько больше артефактов, чем мы могли видеть в последующие визиты, более того, они еще не перемещены в другие места и залегают практически in situ. В этом плане наши наблюдения сродни работе археологов изучающих "холодную войну" по вещественным историческим источникам. А они, как мы знаем, иногда вступают в противоречие с официально озвученной версией ;-)
Сооружение № 1, технологический корпус - главное здание ППД БЖРК и сердце всего комплекса. Здесь производилось обслуживание транспортно-пусковых контейнеров и вагонов с МБР РТ-23 УТТХ ("Молодец"), по НАТОвской классификации "Скальпель". Это самое большое сооружение на территории ППД и одно из двух в СССР, в котором пусковой контейнер мог быть поднят из вагона в вертикальное положение для регламентного обслуживания. Здесь можно было в любую погоду и в любое время суток, а кроме того и скрытно, проводить обслуживание технологического оборудования вагона пусковой установки (ПУ), установленного под транспортно-пусковым контейнером (ТПК). Если быть точным то ТПК поднимался не вертикально, а под углом 45 градусов, но высота сооружения позволяла в случае необходимости поднять ТПК вертикально.
Репортаж о его внешнем виде был здесь:
Аналогичное сооружение было в 10 рд (Костромская область). В ППД 36 рд в Красноярском крае Сооружение 1 не успели построить и использовали временную техническую зону (ВТЗ), собранную из металлических конструкций. Говорят, в 52 рд ВТЗ тоже имелась, только на территории технической позиции, вблизи зоны хранения боезапаса и КРТ оставшейся еще от периода эксплуатации Р-16 и УР-100. До окончания строительства Сооружения 1 все работы с БЖРК проводились там. Действительно я видел некую странную аппарель на территории ТРБ 52 рд, но не факт что это остатки сооружения ВТЗ.
Репортаж о ТРБ был здесь:
В двух предыдущих репортажах мы осмотрели Сооружение 1 снаружи и даже забрались на его крышу на высоту 30,65 метров.
Теперь мы отправимся во внутренние помещения. Во внутрь мы проникаем легко воь через эту полуоткрытую створку ворот. Интересно, что одни ворота были сдвижные, а вторые распашные. Эту особенность мы обсуждали в предыдущем репортаже глядя на ворота снаружи.
Как вы думаете, почему правый проем, прикрытый сдвижными воротами заметно крупнее левого? У меня есть версия, что это сделано для того, чтобы вагон с ТПК мог зайти вовнутрь с открытыми сворками и чуть приподнятым изделием. Зачем так делать я не знаю, но это единственно разумное объяснение, если отбросить выдвинутую в комментах версию, что какие были створки, - такие проемы и сделали.
Отсюда трудно разглядеть, но по всей видимости соединения балок каркаса, поддерживающего бетонные плиты потолка выполнены с помощью клепки, а не на болтах или сваркой. Интересно, почему в поздний советский период вернулись к такому архаическому способу соединения?
Фото выше часто ошибочно подписывают как 52 рд, но это не так, достаточно взглянуть на конструкцию ворот и обратить внимание на три железнодорожных пути внутри. При общей однотипности сооружений 1 конструкции главных сооружений Пермской и Костромской ракетных дивизий отличались в деталях. В Пермской дивизии сооружение 1 построили несколько позже чем в 10-ой рд и, вероятно, учли ошибки. Так количество внутренних путей сократили до двух, уменьшили размеры ворот, кстати, смотрите, на фото выше занавесь из брезента как бы намекает на половинку третьих ворот, но как там протиснется вагон, я плохо понимаю. И еще, что за гофрированные бочки, похожие на гигантские фильтры от противогаза, на центральном пути?
Вот что писал мне в комменты очевидец тех событий, служивший в Сооружении 1 и непосредственно связанный с мостовыми кранами.
Внутри сооружения 2 было два мостовых крана КМ-100/25 каждый из которых имел два крюка на 100 и 25 тонн. Оба крана могли работать синхронно для перегрузки изделия. Это было необходимо, т.к. вес МБР 108 тонн, что превышает максимальную грузоподъемность одного крана. В Костромской дивизии, говорят, 100 тонного крана не было и как там корячились с выгрузкой изделия в сооружении 1 я не знаю.
То что в 52-ой рд было два крана КМ-100/25 повлияло на то, что на базе расформированной 52 рд была создана БХПР БЖРК. Именно здесь, в Бершети были демонтированы за 4 года все 12 БЖРК трех дивизий и еще два учебных, один из которых до последнего прятался от газорезки в Верхней Курье в районе ДОСа ПВВКИКУ.
В Красноярск-66 сооружение1 не успели построить, пользовались ВТЗ. ВТЗ это временная техническая зон, собранная из металлических конструкций. Ее размеры позволяли находиться внутри одновременно всему комплексу. Имелась отдельная площадка для проведения специальных работ. Работы проводились 100-тонным самоходным краном на колёсных шасси. Заводской номер 100-тонного крана №1 и был он произведён на Одесском машиностроительном завод. Кран стреловой, с огромным противовесом. Размещался на улице, как раз посредине комплекса. Не исключено, что такой же кран был у нас на ВТЗ, которая по некоторым данным находилась на территории ТРБ.
Вот тут я не понял про какую дивизию идет речь, про нашу или Костромскую? ВТЗ обслуживали 2-я ГИР ПУ, она находилась в штате ТРБ до конца её существования, хотя работы в дальнейшем проводились только в Сооружении 1. ВТЗ являлась как бы резервным сооружение, если в Сооружении 1 невозможно было проводить работы. Или в случае возникновения нескольких неисправностей, которые устранялись незамедлительно. Перечень таких неисправностей определялся инструкциями.
Итак, вернемся немного к конструкции БЖРК и их вооружению.
Как мы уже знаем, к моменту развала СССР в 1991 году закончилось развертывание трех ракетных дивизий, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23 УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае (36-я РД)), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом).
Межконтинентальная трехступенчатая твердотопливная баллистическая ракета (МБР) РТ-23 УТТХ "Молодец", по классификации МО США и НАТО — SS-24 Mod 3 в варианте 15Ж61 (я опускаю здесь более ранние модификации) предназначалась для вооружения БЖРК (15П961) и была принята на вооружение в 1987 году. МБР РТ-23 УТТХ были рассчитаны на 15-летний срок эксплуатации и по мере его истечения были выведены из эксплуатации в 2002-2004 гг. Головной разработчик - КБ "Южное". Разработка БЖРК осуществлялась под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных. Сам комплекс был принят на вооружение 28 ноября 1989 года. В 2003-2007 гг. все комплексы сняты с вооружения и утилизированы. Начальный этап утилизации проводился в нашем Сооружении 1.
РТ-23 УТТХ выполнена в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой LGM-118. Первая ступень МБР включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ. Масса полностью снаряжённой ступени составляет 53,7 т. Длина ступени 9,7 м. РДТТ 15Д305 имел корпус коконной конструкции с центральным поворотным соплом. Топливо типа ОПАЛ на основе октогена. Вторая ступень состояла из маршевого РДТТ 15Д290 и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени также имел корпус коконной конструкции и одно центрально расположенное сопло, которое было снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. От двигателя 15Д207 второй ступени РТ-23 он отличался новым высокоэнергетическим смесевым топливом типа СТАРТ и повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. Третья ступень включала маршевый двигатель 15Д291, по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций. Примечательно, что этот двигатель производился на ПЗХО, ныне АО "Пермский завод "Машиностроитель".
Ракета оснащалась РГЧ ИН с десятью неуправляемыми боевыми блоками 15Ф444 мощностью по 550 кт каждый, размещёнными в один ярус. Головная часть была прикрыта аэродинамическим раскладным обтекателем изменяемой геометрии, на предыдущих моделях он был надувным. Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона. На внешней поверхности обтекателя размещались аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается. Длина ракеты составляла 22,6 метра. Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ "Молодец" в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб.
В состав БЖРК входили: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК производился на Калининском вагоностроительном заводе, но найденные шильдики Львовского завода заставляют задуматься над тем, какая часть подвижного состава была изготовлена в Украине. БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Восемь вагонов имели по восемь колёсных пар, а три - по четыре. Три вагона были замаскированы под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные - под "рефрижераторы". Автономность работы комплекса - 28 суток.
Вагон-пусковая установка был оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонны, с пусковым контейнером - 126 тонн. Дальность стрельбы — 10100 км, длина ракеты — 23,0 м, длина пускового контейнера — 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты - 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут. Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, могла осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.
Дальнейшим развитием БЖРК должен был стать уже российский "Баргузин". С 2012 года нас кормили байками о том, что вот вот по российским железным дорогам вновь помчатся ядерные "поезда-призраки", пока наконец к великому огорчению патриотической публики 02 декабря 2017 года официально не было объявлено о прекращении работ над проектом. Оно и понятно - самый дорогой компонент системы - ППД к тому времени были уничтожены, а железные дороги попали в собственность к ОАО "РЖД", чистая прибыль которого на 2022 год составила 50,7 млрд. руб.
И так, про круглые колонны. Два круглых бетонных столба - наверху площадка для размещения аппаратуры СПр. Круглые бетонные основания от системы прицеливания - обратные отвесы. Насчёт струн так и есть. Их было два, внутри колонн натянуты струны, доходящие до твердой породы земли и строго направлены с севера на юг, почти с нулевой погрешностью. Контроль точностных характеристик ракеты производили при минимальных параметрах шума и всяких колебаний земли глубокой ночью.
И вот тут у мени возникает два справедливых вопроса:
1. Как вертикальные струны могут быть натянуты строго в направлении на север, когда они по словам собеседника натянуты от центра Земли к Богу?
2. Кто-нибудь видел эти струны? Если что, на фото ниже колонна в разрезе. Даже при внимательном визуальном осмотре на срезе я не обнаружил никаких струн или отверстий от них.
Более того, примерно аналогичная колонна есть снаружи у северного портала корпуса. Фото с ней было в одной из предыдущих репортажей, где мы осматривали Сооружение 1 снаружи (см. ссылку выше).
Как вы думаете для чего мог использоваться такой ковш на колесиках с амортизацией?
И вот тут я несколько потерял последовательность событий. Понятно, что мы не только бродили по основному залу, но и периодически отлучались в боковой пристрой. О нем будет отдельный репортаж. Где-то под конец нашего "маршрута" мы вновь вернулись к южному порталу и ковшу на колесиках и совсем уже было собрались покидать сооружение, как сделали неожиданную находку. Если я ничего не перепутал, то именно в самом угловом помещении пристроя, у зала высотой в два этажа мы нашли некие таинственные ящики.
Вы не поверите, но поезда БЖРК имели обыкновенную нумерацию от 1 до 12. Никаких секретных номеров. Просто № 12 из двенадцати возможных. КСО, как я понимаю, расшифровывается как "Комплект специального оборудования". Так? Ящики очень продуманно спроектированы и качественно сделаны с защелками и ушками для погрузочных работ. Внутри оказались какие-то "закрылки" от ракет и плафоны их проблесковых маячков опознавания, чтобы случайно не спутали с самолетом.
Здесь видны дополнительные надписи. Вес БРУТТО заботливо затушеван. А вот маркировка "ТАРА ПЗМаш" как бы намекает на связь ящика с АО "Пермский завод "Машиностроитель". Т.е. это специальное оборудование для двигателя третьей ступени? Снизу еще один ящик с открытой крышкой и внутренним покрытием типа "гиена". Его номер мы не узнали, но видна примечательная деталь. На ящике не замазаны цифры БРУТТО, благодаря чему мы узнали его вес в 330 кг.
Кстати, конструкция и размеры Ящика № 1 КСО для БЖРК № 4 несколько отличается от Ящика № 1 для БЖРК № 12. Почему так?
И еще одна примечательная деталь. Если я все-таки ошибся и эти ящики мы снимали на втором этаже, то за крышкой ящика торчит ведро с любопытным содержимым в виде какой-то смазки, сильно похожей на желе. Я даже не знаю с чем ее сравнить. Я такого никогда не видел, но трогать эту субстанцию было удивительно и необычно. Она не прилипала к рукам и почти не оставляла на них следов. Очень жалею, что не отчерпал себе в хозяйство в какой-нибудь плафон. А когда я приехал сюда на машине второй раз с девушкой у нас были уже другие заботы и про ведро я забыл...
Репортаж здесь:
Использованы материалы Вики, если не указано иное. Фото мои и Дмитрия Шелехова
Некоторые предыдущие материалы о ППД БЖРК 52 РД (в каждом репортаже вы найдете ссылки на сопредельные):
1. Станция "Лесная" В тупике для ядерных поездов номер "ноль"
2. ДОТ на башне
3. Депо для ядерных поездов номер "ноль"
4. Что мы нашли на заброшенном складе ППД БЖРК
5. На задворках ППД ядерных поездов
10. ППД БЖРК. Сооружение 2. Что мы нашли там с девушкой?
На этом пока все. Продолжение следует. Подписывайтесь на мой канал и не покидайте его. Оставляйте свои реакции в комментариях. Спасибо!
Оригинальный репортаж в моем ЖЖ здесь...