И вновь на День ракетных войск стратегического назначения мы с вами отправляемся в Пункт постоянной дислокации Боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) 52-ой ракетной дивизии (в/ч 54090). Дивизия базировалась в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года. В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми. Все попытки возродить БЖРК под брендом "Баргузин" начиная с 2009 года не увенчались успехом и в 2017 году было окончательно объявлено о приостановлении работ над темой. Вам это ничего не напоминает в истории с чудо-оружием наших дней? Подождем еще 5-8 лет и с удивлением узнаем, что все путинские ракеты с ядерными прямоточниками и хваленые "Цирконы" ничего кроме пустой траты денег государству не принесли. Но это я отвлекся, давайте вернемся к нашим баранам.
Пункт постоянной дислокации представляет собой огромную территорию с железнодорожными путями и различными техническими зданиями где жили, трудились и обслуживались ракетные поезда. Сердцем и артериями этой территории были не два самых крупных и интересных здания, где проводились регламентные работы на вооружении - ракетных комплексах 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) - туда мы еще попадем в следующих репортажах, а неприметная станция "Лесная", обеспечивающая как передвижение поездов по территории, так и обслуживание подвижного состава.
Репортаж о станционном здании, его еще называют постом электрической централизации, т.к. из него осуществлялось централизованное управление движением поездов, у меня уже был ранее. Еще в одном репортаже я затронул пристанционные технические сооружения, в том числе и "водонапорную башню", которая на поверку оказалась башней для сушки и подачи песка в тепловозы. Тем не менее, несмотря на такой прозаический функционал и она имела на свой макушке огневую точку. Обратите внимание, видите слева большое серое двухэтажное здание? Сегодня нам туда. Именно здесь осуществлялось техническое обслуживание и ремонт локомотивов.
Внутренне пространство потрясает своими размерами и сохранившимися деталями интерьера. Здесь можно найти не только катушки с проводами, то и еще целые верстаки, правда уже без инструментов. В центральной части главного зала, через который проходит четыре нитки железнодорожных путей, возвышается какая-то куча железа
Постепенно продвигаемся в центральную часть цеха. Здесь насыпаны горы накладок для крепления рельсов, различных скоб и костылей. Сразу приходит понимание, что это остатки разобранных путей. Интересно, почему их сразу не сдали в металлолом, а складировали здесь?
Попутно заглядываем в боковые помещения. К сожалению, у нас практически не остается времени на их детальный осмотр. Наверняка, если бы мы по ним пробежались, то нашли бы еще много чего интересного. А пока только одно фото. Кругом запустение и безнадега. так наверное сейчас выглядят цеха закрытого завода им. Шпагина в Перми, перед приходом эффективных менеджеров.
Выходим в противоположный конец депо, оборачиваемся и вновь обозреваем хозяйство. Здесь смотровые ямы значительно расширяются и путь локомотивов проходил по уже срезанным эстакадам. Для чего это было сделано? Вероятно, здесь в ямах были установлены какие-то контрольно-испытательные стенды.
Фотографии мои и Дмитрия Шелехова
Предыдущие части:
1. Станция "Лесная" В тупике для ядерных поездов номер "ноль"
2. ДОТ на башне
3. Военный городок ТРБ 52-ой РД
4. Техническая ракетная база ТРБ 52-ой РД
Оригинал поста с обсуждением смотрите завтра в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен