Найти в Дзене
starcom68

Депо для ядерных поездов номер "ноль"

И вновь на День ракетных войск стратегического назначения мы с вами отправляемся в Пункт постоянной дислокации Боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) 52-ой ракетной дивизии (в/ч 54090). Дивизия базировалась в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года. В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми. Все попытки возродить БЖРК под брендом "Баргузин" начиная с 2009 года не увенчались успехом и в 2017 году было окончательно объявлено о приостановлении работ над темой. Вам это ничего не напоминает в истории с чудо-оружием наших дней? Подождем еще 5-8 лет и с удивлением узнаем, что все путинские ракет

И вновь на День ракетных войск стратегического назначения мы с вами отправляемся в Пункт постоянной дислокации Боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) 52-ой ракетной дивизии (в/ч 54090). Дивизия базировалась в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года. В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми. Все попытки возродить БЖРК под брендом "Баргузин" начиная с 2009 года не увенчались успехом и в 2017 году было окончательно объявлено о приостановлении работ над темой. Вам это ничего не напоминает в истории с чудо-оружием наших дней? Подождем еще 5-8 лет и с удивлением узнаем, что все путинские ракеты с ядерными прямоточниками и хваленые "Цирконы" ничего кроме пустой траты денег государству не принесли. Но это я отвлекся, давайте вернемся к нашим баранам.

Пункт постоянной дислокации представляет собой огромную территорию с железнодорожными путями и различными техническими зданиями где жили, трудились и обслуживались ракетные поезда. Сердцем и артериями этой территории были не два самых крупных и интересных здания, где проводились регламентные работы на вооружении - ракетных комплексах 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) - туда мы еще попадем в следующих репортажах, а неприметная станция "Лесная", обеспечивающая как передвижение поездов по территории, так и обслуживание подвижного состава.

Башня для сушки песка. Тепловозоремонтное депо слева.
Башня для сушки песка. Тепловозоремонтное депо слева.

Репортаж о станционном здании, его еще называют постом электрической централизации, т.к. из него осуществлялось централизованное управление движением поездов, у меня уже был ранее. Еще в одном репортаже я затронул пристанционные технические сооружения, в том числе и "водонапорную башню", которая на поверку оказалась башней для сушки и подачи песка в тепловозы. Тем не менее, несмотря на такой прозаический функционал и она имела на свой макушке огневую точку. Обратите внимание, видите слева большое серое двухэтажное здание? Сегодня нам туда. Именно здесь осуществлялось техническое обслуживание и ремонт локомотивов.

 Вот так выглядит тепловозоремонтное депо с высоты башни. К основному объему корпуса, принимающего вовнутрь себя тепловозы, с обоих сторон пристроены крылья с производственными помещениями, в некоторых местах в два этажа.
Вот так выглядит тепловозоремонтное депо с высоты башни. К основному объему корпуса, принимающего вовнутрь себя тепловозы, с обоих сторон пристроены крылья с производственными помещениями, в некоторых местах в два этажа.
Вот по этому пути мы пришли сюда со стороны станционного здания. Чисто теоретически можно было и проехать, но обилие острых железячек и многочисленные канавы от выкопанных кабелей заставили нас бросить машину на переезде у станции.
Вот по этому пути мы пришли сюда со стороны станционного здания. Чисто теоретически можно было и проехать, но обилие острых железячек и многочисленные канавы от выкопанных кабелей заставили нас бросить машину на переезде у станции.
Сейчас мне эти ворота кажутся узковатыми, но именно через них проходили железнодорожные пути. Одна пара с этого фасада и две пары с противоположного торца здания. Металлические створки ворот, через которые въезжали в здание тепловозы дополнительно к петлям укреплены цепями. После попытки сковырнуть ворота они на них и повисли.
Сейчас мне эти ворота кажутся узковатыми, но именно через них проходили железнодорожные пути. Одна пара с этого фасада и две пары с противоположного торца здания. Металлические створки ворот, через которые въезжали в здание тепловозы дополнительно к петлям укреплены цепями. После попытки сковырнуть ворота они на них и повисли.
Путевое хозяйство еще прослеживается, но уже полностью утратило рельсы
Путевое хозяйство еще прослеживается, но уже полностью утратило рельсы
 Проникаем вовнутрь и начинаем осматриваться
Проникаем вовнутрь и начинаем осматриваться
Не забываем и отселфиться в огромных воротах депо
Не забываем и отселфиться в огромных воротах депо

Внутренне пространство потрясает своими размерами и сохранившимися деталями интерьера. Здесь можно найти не только катушки с проводами, то и еще целые верстаки, правда уже без инструментов. В центральной части главного зала, через который проходит четыре нитки железнодорожных путей, возвышается какая-то куча железа

 Интересный шильдик валяется под ногами - привет с братской Западной Украины. От чего сия железячка? Ведь во Львове производства тепловозов никогда не было, а был только Львовский локомотиворемонтный завод? Что они могли производить к ядерным поездам?
Интересный шильдик валяется под ногами - привет с братской Западной Украины. От чего сия железячка? Ведь во Львове производства тепловозов никогда не было, а был только Львовский локомотиворемонтный завод? Что они могли производить к ядерным поездам?
Какая-то непонятная железяка явно инопланетного происхождения в смотровой яме. Приемник для слива отработанного масла? Или устройство для подачи пара?
Какая-то непонятная железяка явно инопланетного происхождения в смотровой яме. Приемник для слива отработанного масла? Или устройство для подачи пара?

Постепенно продвигаемся в центральную часть цеха. Здесь насыпаны горы накладок для крепления рельсов, различных скоб и костылей. Сразу приходит понимание, что это остатки разобранных путей. Интересно, почему их сразу не сдали в металлолом, а складировали здесь?

Попутно заглядываем в боковые помещения. К сожалению, у нас практически не остается времени на их детальный осмотр. Наверняка, если бы мы по ним пробежались, то нашли бы еще много чего интересного. А пока только одно фото. Кругом запустение и безнадега. так наверное сейчас выглядят цеха закрытого завода им. Шпагина в Перми, перед приходом эффективных менеджеров.

Одно из помещений в боковом крыле
Одно из помещений в боковом крыле

Выходим в противоположный конец депо, оборачиваемся и вновь обозреваем хозяйство. Здесь смотровые ямы значительно расширяются и путь локомотивов проходил по уже срезанным эстакадам. Для чего это было сделано? Вероятно, здесь в ямах были установлены какие-то контрольно-испытательные стенды.

 Увлекшись, опять вспоминаем о времени и вновь пройдя через все здание депо попадаем к воротам через которые мы сюда проникли. Видите вдалеке еще одно здание? Нам туда, надо успевать, пока не село солнце
Увлекшись, опять вспоминаем о времени и вновь пройдя через все здание депо попадаем к воротам через которые мы сюда проникли. Видите вдалеке еще одно здание? Нам туда, надо успевать, пока не село солнце
Делаем еще один кадр юго-восточного против падающего за горизонт солнца
Делаем еще один кадр юго-восточного против падающего за горизонт солнца
По шпалам быстрым шагом идем к следующему зданию и чуть не доходя до него оборачиваемся на наше тепловозоремонтное депо
По шпалам быстрым шагом идем к следующему зданию и чуть не доходя до него оборачиваемся на наше тепловозоремонтное депо

Фотографии мои и Дмитрия Шелехова

Предыдущие части:
1.
Станция "Лесная" В тупике для ядерных поездов номер "ноль"
2.
ДОТ на башне
3.
Военный городок ТРБ 52-ой РД
4.
Техническая ракетная база ТРБ 52-ой РД

Оригинал поста с обсуждением смотрите завтра в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен