По случаю Дня РВСН СССР мы с вами вновь отправляемся на традиционную "декабрьскую" экскурсию в расположение 52-ой ракетной дивизию, чьи объекты разбросаны в лесах под Пермью на десятки километров вокруг бывшего ЗАТО "Звездный". В очередной раз мы посетим ППД БЖРК 52 РД. Эти загадочные сокращения расшифровываются следующим образом. ППД - пункт постоянно дислокации, БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс, а 52 РД - 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды ракетная дивизия (в/ч 54090), дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году.
Так исторически сложилось, что год назад в предыдущем репортаже мы с вами в компании с очаровательной девушкой уже побывали здесь: въехали на территорию ППД и спрятали Ниву в технологическом корпусе (сооружении № 1) бегло осмотрев его изнутри и снаружи, а также ознакомившись с историей и технологией обслуживания ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) на этом объекте.
Те кадры мы снимали в октябре.
Сегодняшний материал был отснят летом, в июле, за три месяца до последней экскурсии, когда мы чисто мужской компанией впервые побывали на этом объекте.
Проскочив Звездный следуем по улице Коммунистической и после выезда за черту поселения делаем остановку у пруда на реке Юг. Мои коллеги отправляются дивиться на запорные устройства водосброса плотины. Из пруда вода поступала не только в систему водоснабжения ЗАТО "Звездный", но и на объекты 52-ой РД.
Интересно, что мост через реку Юг сейчас разрушен, но проехать можно по дамбе пруда.
Казарменные городки, ППД БЖРК, ТРБ дивизии и завод ЖБК обслуживались этой котельной со своим складом ГСМ в огромных емкостях по соседству у станции Горка, а у Звездного была своя котельная. Видимо было признано нецелесообразным транспортирование теплоносителя на несколько километров в Звездный. Проще завозить туда мазут и автономность выше.
Тогда мы еще не были знакомы с новым хозяином площадки и сторож из караулки с броневой огневой точкой на покрытии пропустил нас без машины испросив разрешение. Пришлось ходить пешком по огромной территории, но увидели мы намного больше, чем через окна Белки.
От КПП открывается вид на железнодорожную инфраструктуру ППД БЖРК.
Про него репортаж был здесь:
Репортаж про пескосушилку и башню был здесь:
Репортаж про станцию "Лесная" был здесь:
Первым делом мы отправились по бетонке к самым вкусным объектам ППД корпусам №№ 1 и 2, где происходило обслуживание боевых модулей БЖРК. Их от КПП не видно, скрыты за валами и выросшим лесом. Так получилось, что серию репортажей я начал писать с железнодорожной инфраструктуры, но на сегодняшний день вся северо-восточная часть ППД у меня в основном описана.
Верхнее строение путей полностью разобрано, остались только никому не нужные шпалы. Обратите внимание: железнодорожный путь проходит в окружении обваловок, защищающих БЖРК от поражающих факторов ядерного и обычного оружия, а также скрывающих его от посторонних глаз.
К 1991 году в СССР было развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23 УТТХ (в Костромской области (10-я РД), Пермской области (52-я РД) и Красноярском крае (36-я РД)), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.
Сооружение № 1, технологический корпус - главное здание базы и сердце всего комплекса. Это самое большое сооружение на территории ППД и одно из двух в СССР, в котором пусковой контейнер мог быть поднят из вагона в вертикальное положение для регламентного обслуживания. Аналогичное сооружение было в 10 РД (Костромская область). В ППД 36 РД в Красноярском крае почему-то решили обойтись без него.
Оцените размер этого здания, высотой примерно с 8-9-ти этажный дом. Точная высота корпуса составляет 30,65 м. В следующем репортаже мы с вами еще заберемся на его крышу.
Прорубленные в лесу крест на крест две просеки (что видны на космосъемке выше) были предназначены для настройки "прицелов" ракет прямо из этого и соседнего корпуса. Только я так и не понял, как можно было из корпуса увидеть марки в конце просек? Окна то ведь намного выше вагонов? Говорят, контроль точностных характеристик ракеты производили при минимальных параметрах шума и всяких колебаний земли глубокой ночью.
В эти ворота входил состав 15П952 (или 15П961), чтобы люди с соответствующими знаниями и допусками могли обслужить и его, и изделие 15Ж52 (или 15Ж61), в поднятом для запуска положении. Свисающая сверху черная штора уплотняла проем по контуру вагона в процессе закатки поезда вовнутрь. Обратите внимание на разную конструкцию въездных ворот. Если посмотреть повнимательнее, то станет понятно, что вторые ворота сдвижные. Поверху проема идет балка по которой они ездят, а чуть ниже, на самом полотне ворот закреплены мостки для проверки и обслуживания механизма. Долгое время ворота сдвигались вручную, до тех пока электропривод не починили. Аналогичная конструкция ворот, по словам ветеранов, и с другой стороны здания (а это как раз не факт). Одни ворота сдвижные, а вторые распашные делали специально, чтобы они не мешали друг другу.
Как пишут служившие здесь: сдвижные ворота были одни, иногда приходилось открывать их с помощью лома и какой то матери, но потом надоело и отремонтировали электропривод, стали открывать и закрывать с помощью двух кнопок. Кстати этот путь, прикрытый сдвижными воротами, был непроходной, он использовался при замене ракет. На счет непроходного пути можно поспорить. Мы ведь в отличии от служивших здесь можем обойти здание с другой стороны и осмотреть его изнутри.
Внутри сооружения № 1 был размещен 100 тонный кран-балка с двумя крюками на 100 и на 25 тонн. После ввода сооружения в эксплуатацию, как пишут ветераны 52-ой РД, кран-балку полгода настраивали. Крюки могли работать одновременно.
Это сооружение неоднократно посещали инспектора США (примерно 8-10 раз). Самое сложное было для них - подсчет боевых блоков. В последние четыре года существования ППД в этом здании демонтировали 12 БЖРК. Наши, а также из Костромы и Красноярска, плюс 2 учебные пусковые установки. А потом наступил период безвременья. Этот абзац я пишу специально для тех кто в очередной раз завопит, что я выдаю какую-то военную тайну. Впрочем это бестолку, все равно завопят.
Фото мои и Дмитрия Шелехова 16 июля 2014 года.
Продолжение следует. Оригинал поста в моем ЖЖ здесь.
Предыдущие материалы о ППД БЖРК 52 РД были здесь (в порядке публикации):
1. Станция "Лесная" В тупике для ядерных поездов номер "ноль"
2. ДОТ на башне
3. Военный городок ТРБ 52-ой РД
4. Техническая ракетная база ТРБ 52-ой РД
5. Депо для ядерных поездов номер "ноль"
6. Что мы нашли на заброшенном складе ППД БЖРК
7. На задворках ППД ядерных поездов
8. РТБ 52-ой РД. Сооружение № 1
9. ППД БЖРК. Сооружение 1. Прощальный визит
10. ППД БЖРК. Сооружение 2. Что мы нашли там с девушкой?
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Это важно и поможет скорее написать следующий репортаж.